Приставочно суффиксальный способ пренеприятный

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»

Технологическая карта урока русского языка по теме:

« Приставочно-суффиксальный способ словообразования » (ФГОС)

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )

Тема урока : Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145

Тип урока : урок нового материала

— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

— формирование представлений о способах образования;

— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

формировани е интереса к новому учебному материалу ;

Методы и приёмы : Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

К : планирование учебного сотрудничества

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составл яют предложени я :

Сегодня на уроке я могу..

Л: ф ормирование познавательного интереса

К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

— Какими способами вы образовывали слова, выполняя задания домашних упражнений?

— Какую основу называют производной?

— Какую основу называют производящей?

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Приводят примеры слов .

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

2. Обращение к теоретическому материалу II § 22 на с. 143.

— Какой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным?

— Приведите примеры слов.

— Почему такой способ называют приставочно-суффиксальным?

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Выписывают слова в тетрадь.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

3. Упр. 173 Графический комментарий.

4. Диктант (орфографический).

Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название. Он примечателен своей ярко- красной или оранжевой шляпкой. Это ценный съедобный гриб. (По А. А. Плешакову)

— Выполните морфемный разбор слова подосиновик.

— Каким способом и от какого слова оно образовано?

— К какому стилю речи относится этот текст?

Графически записывают слова.

Записывают в тетрадь.

Называют орфограммы. Проговаривают правило.

Вспоминают правила, изученные в 5-6 классах.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П : общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;

5. Упр. 174 (задания 1—4).

— Объясните происхождение слов подберёзовик (1 вариант) и подснежник (2 вариант), напишите небольшой текст.

2) Однокоренные слова: под березами – подберезовики; осинки – под осинами, подосиновики, осинник;

4) Люблю собирать грибы: подберезовики, подосиновики,

Находят однокоренные слова.

Записывают в тетрадь, распределяя на 2 группы.

Определяют способ образования. Выделяют морфемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают над вопросом.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Р: у мение давать самооценку.

Л: а декватная самооценка

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что нового открыли на уроке?

— Какие трудности возникли?

— Что удалось легче всего?

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Читать теор етический материал.

Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (I—II). 1 вариант — упр. 175.

2 вариант — упр. 174 (задание 5).

Задают вопросы по выполнению.

1. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций

2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Приставочно-суффиксальный способ словообразования» (ФГОС)

6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)

Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145

Тип урока: урок нового материала

Цели урока:

— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

— формирование представлений о способах образования;

— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные УУД:

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные УУД:

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные УУД

формирование интереса к новому учебному материалу ;

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Номер материала: ДБ-1604399

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Факторный метод анализа способ абсолютных разниц
Оцените статью
Разные способы