- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»
Технологическая карта урока русского языка по теме:
« Приставочно-суффиксальный способ словообразования » (ФГОС)
(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )
Тема урока : Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145
Тип урока : урок нового материала
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
— формирование представлений о способах образования;
— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
— формировани е интереса к новому учебному материалу ;
Методы и приёмы : Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,
Формы работы : фронтальная, индивидуальная.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе.
К : планирование учебного сотрудничества
Сообщение темы и цели урока
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2. Составление предложений:
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
3. Составление плана и последовательности действий.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составл яют предложени я :
Сегодня на уроке я могу..
Л: ф ормирование познавательного интереса
К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
— Какими способами вы образовывали слова, выполняя задания домашних упражнений?
— Какую основу называют производной?
— Какую основу называют производящей?
Отвечают на вопросы.
Формулируют точные ответы.
Приводят примеры слов .
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Проблемное объяснение нового знания
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
2. Обращение к теоретическому материалу II § 22 на с. 143.
— Какой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным?
— Приведите примеры слов.
— Почему такой способ называют приставочно-суффиксальным?
Читают теоретический материал.
Отвечают на вопросы учителя.
Выписывают слова в тетрадь.
Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;
Л: формулирование проблемы
проговаривание и закрепление нового знания
3. Упр. 173 Графический комментарий.
4. Диктант (орфографический).
Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название. Он примечателен своей ярко- красной или оранжевой шляпкой. Это ценный съедобный гриб. (По А. А. Плешакову)
— Выполните морфемный разбор слова подосиновик.
— Каким способом и от какого слова оно образовано?
— К какому стилю речи относится этот текст?
Графически записывают слова.
Записывают в тетрадь.
Называют орфограммы. Проговаривают правило.
Вспоминают правила, изученные в 5-6 классах.
Отвечают на вопросы учителя.
Р: контроль, оценка, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
П : общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;
5. Упр. 174 (задания 1—4).
— Объясните происхождение слов подберёзовик (1 вариант) и подснежник (2 вариант), напишите небольшой текст.
2) Однокоренные слова: под березами – подберезовики; осинки – под осинами, подосиновики, осинник;
4) Люблю собирать грибы: подберезовики, подосиновики,
Находят однокоренные слова.
Записывают в тетрадь, распределяя на 2 группы.
Определяют способ образования. Выделяют морфемы.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают над вопросом.
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
Р: у мение давать самооценку.
Л: а декватная самооценка
Итог урока (рефлексия деятельности)
самооценка результатов деятельности своей и всего класса
— Что нового открыли на уроке?
— Какие трудности возникли?
— Что удалось легче всего?
Расставляют себе баллы.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Читать теор етический материал.
Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (I—II). 1 вариант — упр. 175.
2 вариант — упр. 174 (задание 5).
Задают вопросы по выполнению.
1. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций
2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Приставочно-суффиксальный способ словообразования» (ФГОС)
6 класс
(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)
Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145
Тип урока: урок нового материала
Цели урока:
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
— формирование представлений о способах образования;
— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
Метапредметные УУД:
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Познавательные УУД:
— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Регулятивные УУД:
-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД
— формирование интереса к новому учебному материалу ;
Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Номер материала: ДБ-1604399
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник