Приставочно суффиксальный способ подбородок

Приставочно суффиксальный способ подбородок

Ответ:

Тишь -всё слово корень, окончание нулевое.

Лишь — частица, не изменяется, не имеет окончания.

Омонимичные окончания совпадают по написанию и звучанию, но отличаются по значению. Слов-а (сущ. ср.р. мн. числа) — голов-а (сущ. жен. рода, ед. числа ); бел-а (краткое прилаг жен. рода ед. числа) — веер-а (сущ. муж. рода мн. числа).

3. 1) перезагрузка (от перезагрузить) — суффиксальный;

2) долгожданный (от долго ждать) — сложение с суффиксацией;

3) Восхождение (от восходить) — суффиксальный;

4) коневодческий (от коневод) — суффиксальный.

4. 1) выход (от выходить) — бессуффиксный;

2) местность (от местный) — суффиксальный;

3) подбородок (от борода) — приставочно-суффиксальный;

4) прабабушка (от бабушка) — приставочный.

5. Нет такого ряда. Ближе других 1-й ряд, но слово поджелудочный образовано от слова желудок приставочно-суффиксальным способом.

Во 2-м ряду не подходит слово жареный, в 3-м — конвоир, в 4-м — буквенный, в этих словах вообще нет приставки.

6. В 1-м ряду не подходит слово пресмешной, оно образовано приставочным способом от слова смешной;

во 2-м ряду не подходит разнесчастный, оно образовано приставочным способом от слова несчастный;

в 3-м ряду слово переувлажнить образовано от слова увлажнить приставочным способом;

в 4-м ряду слово разбежаться образовано от слова бежать приставочно-постфиксальным способом.

Примечание. Снова ничего не подходит((( Или у вас ся — это суффикс? У нас (Беларусь) это постфикс. А если это суффикс, то как же быть с формой раз-беж-а-л-а-сь? Получается, что суффикс стоит после окончания? Если так, то 4-й ряд подойдёт.

7. Пишется Е в б), д), но только буква пропущена не в приставке, а в корне слова. В этом задании нет слов с приставкой пре.

Источник

5 класс. Словообразование. Часть 2. Словообразовательный разбор (письменный и устный)

На этом этапе перехожу к практике. И сразу все становится понятно. Начинаю с простейших примеров.

Суффиксальный способ.
Например, существительное «столик». Оно производное, потому что есть существительное «стол». Мы только добавим к нему суффикс –ик-, и все, образовалось новое существительное. Как это выглядит в записи? Не забываем, что используем суффиксальный способ. То есть производящей базой будет являться основа.
Письменный образец:

Так, разбор написан. Но этого маловато. Надо теперь еще и озвучить его, то есть дать устный разбор. Вот с этим БОЛЬШИЕ трудности.
Устный образец: «Существительное «столик» образовано от основы существительного «стол» с помощью суффикса –ик- суффиксальным способом».

Приставочный способ.
Например, глагол «прочитать». Этот глагол является производным, потому что есть глагол покороче «читать». К нему надо только добавить приставку про-. Способ приставочный, поэтому окончание убирать не нужно, пусть себе от одного глагола переходит к другому. (У стандартного русского глагола 7 окончаний. Он изменяется по лицам и числам и еще неопределенная форма глагола. Поэтому формула следующая: 3 лица умножаем на 2 числа и плюс 1 инфинитив = 7 окончаний), Производящей базой в данном случае является слово целиком.
Письменный разбор выглядит следующим образом:

Устный образец: «Глагол «прочитать» образован от целого глагола «читать» с помощью приставки про- приставочным способом.»

Приставочно-суффиксальный способ.
Используется, когда невозможно ограничиться добавлением одной морфемы для образования нового слова.
Например существительное «подбородок». Производное? Еще какое! Производящая база – существительное «борода». Суффикс добавлять будем? Будем! Значит, окончание «-а» игнорируем и берем лишь основу. Но этого мало. Получится только «бородок». А такого слова и нет. Сразу же вместе с суффиксом приставку добавлять нужно.
Письменный образец:

Устный образец: «Существительное «подбородок» образовано от основы существительного «борода» с помощью приставки под- и суффикса -ок- приставочно-суффиксальным способом»

Трудно? А как же! Но поверьте, что 5классники эту тему берут! Конечно, не сразу. И решают подобные задачки с удовольствием.
Я провожу всю эту работу в две недели. Две недели пыхтим, ошибаемся, спотыкаемся, возвращаемся, но после – красота. Даже состав слова объяснять не надо, автоматически разбирается. И писать грамотнее в разы начинают. А как же – морфемы-то вот они, все налицо! Сразу различаются.
Проводила диктант до и после изучения словообразования. В первом случае десять учеников получили двойки из 26 писавших (1 приболел). Во втором случае была одна двойка из 27 писавших (получил ее очень слабый ученик, который все равно бы не написал даже на тройку).

PS: Поскольку ТАК ПОДРОБНО тема «Словообразование» в программе не предусмотрена, а вся эта информация является лично моей инициативой, двойки по этой теме я не ставлю.
Решайте сами, будете ли вы заниматься так, использовать только краткие моменты или вообще решите «не забивать голову ребенку ерундой» — дело ваше. Я-то свое дело знаю )))))

Всем-всем успехов в учебе! И родителям, и ученикам! )))))

Источник

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 8

Вопрос № 290978

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный . Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).

Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).

Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-. 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- ( приставочно-суффиксальный способ). Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена

Ответ справочной службы русского языка

В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.

Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.

Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.

Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный . Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-

способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.

Источник

Читайте также:  Способы толкования правовых норм логический
Оцените статью
Разные способы