- Конспект урока, построенный по модульному принципу «Приставочный и суффиксальный способы образования слов» план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ 6 КЛАСС
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока, построенный по модульному принципу «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.
Целевой план действий для учащихся:
· добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;
· научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
· обобщить сведения о морфемах;
· развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;
· воспитывать интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_postroennyy_po_modulnomu_principu.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема урока : «Приставочный и суффиксальный способы образования слов».
2. Интегрирующая дидактическая цель : дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.
3. Целевой план действий для учащихся:
- добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;
- научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
- обобщить сведения о морфемах;
- развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
4. Банк информации:
а) входной контроль
Расставьте приставки и суффиксы по местам.
Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере- , по- , на- , с- , при- .
б) объяснение нового материала
Адаптировано для всех
Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова называется словообразованием. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Словообразовандии. И в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?
Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки возьмем слова А.С.Пушкина
“ Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”.
Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?
Подберите однокоренные слова к слову “сказка”. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова? ( Составом основы ).
– А что показывает эта схема?
Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок.
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.
Как вы понимаете эти слова?
А вот и сказка стучится в двери нашего автобуса-путешественника.
Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемике жили маленькие морфемы. Они были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!
– Вы знаете такие слова? Назовите их.
Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить. Они, действительно, приставучие: облюбуют слово, приставят себя к нему – готово: ехать – по ехать, при ехать, за ехать…
Так слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.
Приставки на-, при-, за-, с-, пере-
Какие слова у нас получились? Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Сначала Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : “Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать”. Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: “За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
Именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!
Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .
– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?
- Так какую же роль отвели окончанию?
Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать Называется она производящей основой.
Обратите внимание! Приставка присоединяется к о всему слову в целом (такое слово называется производящим). Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.
Приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Иногда корень зовет на помощь одновременно и приставку и суффикс , такой способ словообразования назвали приставочно-суффиксальным.
Не рассказали нам приставки и суффиксы еще об одном способе словообразования — сложении. С ним мы встретимся в нашем следующем путешествии.
в) закрепление нового материала
Цель: проверить усвоение теоретического материала, научить определять способы словообразования.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы
Каким способом словообразования образованы все эти слова?
/мечтатель/ + суффикс — ниц- + (а)
/счастлив/ + суффикс — чик- + ( )
/жемчуж/ + суффикс — инк- + (а)
Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.
Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.
2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
Цель: научить составлять слова по заданной схеме, определять значение морфем.
Методический комментарий для учащихся: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача
образуйте новые по схеме
Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?
Цель: научить образовывать слова по заданным признакам, развить умение определять значение суффиксов.
Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию).
Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.
Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.
Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок.
Методический комментарий для учащихся:
1. Обозначьте приставки в приведенных словах. 2.Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?
Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.
Может ли в одном слове встретиться более одной приставки?
Приведите примеры.
Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.
Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. 2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
Цель: научить образовывать слова по определенным признакам, определять значения морфем.
Методический комментарий для учащихся: К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.
Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.
Цель: научить составлять слова по схемам.
Методический комментарий для учащихся : составьте слова, соответствующие данным схемам.
Цель: научить образовывать новые слова по заданным признакам.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопрос
С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи?
Красный, соленый, слабый.
Костюм, скрипка, голубь.
Цель: научить составлять схемы слов.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Не записывая слов, составьте их схемы.
Грибника, хохотушка, засветит, комариный.
Цель: формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав.
Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2.Определите, от каких слов образованы данные.
горюшко
выгореть
пригорок
Какие морфемы участвовали в образовании слов?
Цель: научить выделять приставки в словах и определять их значение.
Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2. Определите, от каких слов они образованы , определите способ словообразования.
староватый — старый
вырасти — расти
дачный — дача
подруга — друг
подснежник — снег
подберезовик — береза
5. Выходной контроль
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Самым трудным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.
- Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?
– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.
- Какой песок песучий!
- Зубовный врач.
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.
– Стрелка на часах ходнула разок.
– Я только немножко откуснул от пирожка.
– Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?
- Смотри, какая жукашечка ползет!
Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Сегодня на уроке я узнал/а …
Методический комментарий для учащихся:
Вова Бутузов увлеченно строгал доски рубанком: решил построить своему Шарику добротную конуру. Настя Кувшинчикова стояла рядом и время от времени собирала стружки. Как все девочки, она не могла долго молчать и поэтому через 81 секунду после начала работы сказала:
– Вова, теперь ты у нас плотник. Значит, и плот можешь сделать, чтобы на озере покататься.
– А при чем здесь плот?
– Ну как же: плоты делает плотник, поэтому он так и называется. Так же, как пашет пахарь, косит косец!
Вова выпрямился, вытер со лба капельки пота и произнес.
Как вы думаете, что сказал Вова? Действительно ли плотник делает плоты ? То есть, выражаясь лингвистически, плотник – производное от слова плот ?
Источник
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ 6 КЛАСС
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Основные способы образования слов в русском языке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.
Образовательная: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.
Развивающая: в ырабатывать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, положительного отношения к знаниям.
Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Сообщение темы и цели урока.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема
нашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке».
Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить
словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.
(Запись на доске числа и названия темы урока).
Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала
— Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
— Что такое морфема? (значимая часть слова.)
— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
— Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.
— Применение теоретического материала на практике.
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка ;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Назовите слово с приставкой.
Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
4. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Объяснение нового материала.
3. Бессуффиксный способ.
4. Приставочно – суффиксальный способ.
а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка
— с помощью соединительных гласных
— без помощи соединительных гласных
в) образование сложносокращенных слов
в) Главк (главный комитет)
Переход одной части речи в другую.
— А теперь ещё раз назовём все способы словообразования.
Переход одной части речи в другую.
Закрепление изученного материала.
Смоделируйте слова по схемам, вставляя корни. (Пере
Замените слова сложными словами — синонимами. (Высотный дом, блондин, мгновенно, разлив реки, неглавный (неважный)).
Словообразовательный процесс в русском языке в эпоху информационного взрыва поистине безграничен. Нас уже не удовлетворяют известные способы образования слов, и появляются новые, нередко весьма остроумные.
Магнитола – аппарат, совмещающий функции магнитофона и радиолы.
Вертостат – дирижабль (аэростат) с двигателем, как у вертолета.
Языковеды называют такие слова телескопическими : они «вдвигаются» друг в друга, как секции телескопа или складного удилища.
Выполнение практических упражнений.
— Распределите слова в соответствии со способом образования.
Упр. на стр.127 – 128
Дополнительная карточка для сильных учеников.
Антициклон – область устойчивого повышенного атмосферного давления.
1. Что нового узнали? Чему научились?
2. Комментированное выставление оценок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-872877
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник