- Поиск ответа
- Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Урок по русскому языку
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Поиск ответа
Всего найдено: 8
Вопрос № 290978 |
Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный . Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).
Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).
Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-. 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- ( приставочно-суффиксальный способ). Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена
Ответ справочной службы русского языка
В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.
Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный ? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?
Ответ справочной службы русского языка
Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .
Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный . )
Ответ справочной службы русского языка
Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.
Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный . Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-
способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.
Источник
Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Урок по русскому языку
Тема урока: «Способы словообразования»
обучающая : повторить способы образования слов в русском языке; закрепить и углубить знания по данной теме;
развивающая: развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
воспитательная: воспитывать умение толерантности, внимательно слушать и слышать, привить интерес и любовь к слову.
Задачи: образовывать слова по данной модели; вспомнить понятие омонимии;
Образовательные технологии: вопросы по пройденному материалу, проблемный вопрос, дискуссия, работа в парах, кейс-технология.
Оборудование: учебник по русскому языку Т.М. Воителева, интерактивная доска, карточки, тесты, учебный видеофильм, словари.
I . Орг.момент. Мотивация учебной деятельности.
-Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования». Тема для вас не новая, вы уже изучали её ранее в школе. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке).
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте займёмся повторением пройденного материала: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.
1.Работа с интерактивной доской (или карточки)
Вставьте буквы и вспомните правило: (на интерактивной доске)
Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;
КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;
Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;
ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;
ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.
Вставьте буквы и вспомните правило : (на обычной доске)
КУЗНЕЦ. ПЛОВЦ. БЛЕДНОЛИЦ..Й;
СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;
Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;
Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;
ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я
III .Объяснение учебного материала
1.Объясните мне, как образовано слово:
1)доверчивый← доверять + -чив-
– Как называется такой способ образования слов?
2) беспорядок← бес- + порядок
неприятный← не- + приятный
– Как называется такой способ образования слов?
3)безработица← без- + работа +-иц-
нахлебник← на- + хлеб + -ник-
– Как называется такой способ образования слов?
– Как называется такой способ образования слов?
IV .Тренировочные упражнения: (устно)
По данной модели образуйте слова:
«там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а
«то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,
Корень+ ств о например: коварный → коварство
Предлагайте свои примеры: (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)
приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)
Работа у доски (интерактивной): (вызывается один обучающийся и записывает слова)
1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.
– По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы об-ся) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)
– Чем является -ок- в первом случае?
(суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)
– А во втором? (суффикс в значении «тот, кто…»)
– В третьем случае ОК входит в состав корня.
-Что такое словообразовательная цепочка?
-ЦЕПОЧКА — это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.
Например, имеется слово лицо, от него можно образовать глагол лицевать, а от этого глагола можно образовать другой глагол — облицевать, далее – существительное облицовка, от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.
Таким способом получилась словообразовательная цепочка.
Что такое словообразовательное гнездо и как оно образуется?
-ГНЕЗДО — это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек.
— Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для следующего:
злой → злить → злиться;
старый → стареть → устареть → устарелый → устарелость
-Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с вершиной петь:
петь (певец) запеть → запевать → запевала
-В цепочке каждое последующее слово является мотивирующим для следующего, а в парадигме слово имеет одну и ту же производящую основу.
Каждое гнездо состоит из своих цепочек и имеет один корень
V .Тренировочные упражнения
(Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;
Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;
Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;
Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;
Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;
Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;
Ученик десятого класса – десятиклассник;
VI .Упражнения для закрепления.
Задание 1. Составьте словообразовательные цепочки и гнёзда от следующих вершин (слов)
След, цвет, серебро, мастер, вода.
Задание 2. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней: человек, сердце, душа, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания.
Задание 3. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов. При затруднении обращайтесь к словарям.
Весенний, надомница, подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище, милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник, грамотей, бесперебойно, бездорожье, оконфузиться.
— Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Успеть — … — успевающий (успевать)
№ 1. — Определите словообразовательную цепочку :
№ 2.- Определите способ образования данных слов:
бескрайний — край (приставочно-суффиксальный)
безделье — дело (приставочно-суффиксальный)
сероводородный — сероводород (суффиксальный)
услышать — слышать (приставочный)
надпись — надписать (бессуффиксальный)
-Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
Давайте подберём примеры (ответы) и разберем слова на морфемы.
(Н-р: Чайная посуда – чайная
Мороженое мясо – мороженое;
Гостиная комната – гостиная;
Ванная комната – ванная;
Приёмная комната – приёмная;
Докладная записка – докладная;
Рядовой боец – рядовой;
Больной человек – больной;
Обобщение: Перечислите способы образования слов в русском языке
VII . Самостоятельные задания для первичного закрепления знаний.
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме -алка?
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.
Оценивание: -взаимооценка, самооценка
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
VIII . Повторное закрепление изученного материала.
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один обучающийся, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу. Вся группа оформляет таблицу в рабочей тетради.
IX .Подведение итогов урока
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
Слово преподавателя. Я считаю, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
— Что нового узнали?
-Что вызвало затруднение?
-Понравился ли вам урок?
— Что было интересным?
-Какую цель вы поставили в начале урока?
— Смогли ли мы их достигнуть?
XI . Домашняя работа: c делать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-573203
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник