Приставочно суффиксальный способ доверчивый

Поиск ответа

Всего найдено: 8

Вопрос № 290978

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный . Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).

Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).

Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-. 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- ( приставочно-суффиксальный способ). Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена

Ответ справочной службы русского языка

В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.

Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.

Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.

Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный . Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-

способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.

Источник

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным спо­со­бом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или пост­фик­са:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три мор­фе­мы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .
Читайте также:  Аллан карр легкий способ бросить курить зип

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его опре­де­ле­ние:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть обра­зо­ва­но
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
при­ла­га­тель­ное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изи­ро­ва гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых при­ла­га­тель­ных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным сло­во­твор­че­ством:

  • звук → без звуч н ый (без зву­ка);
  • бере­за → под берез ов ик (под бере­зой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Урок по русскому языку

Тема урока: «Способы словообразования»

обучающая : повторить способы образования слов в русском языке; закрепить и углубить знания по данной теме;

развивающая: развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

воспитательная: воспитывать умение толерантности, внимательно слушать и слышать, привить интерес и любовь к слову.

Задачи: образовывать слова по данной модели; вспомнить понятие омонимии;

Образовательные технологии: вопросы по пройденному материалу, проблемный вопрос, дискуссия, работа в парах, кейс-технология.

Оборудование: учебник по русскому языку Т.М. Воителева, интерактивная доска, карточки, тесты, учебный видеофильм, словари.

I . Орг.момент. Мотивация учебной деятельности.

-Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования». Тема для вас не новая, вы уже изучали её ранее в школе. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке).

Читайте также:  Профессиональный стресс способы его преодоления

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте займёмся повторением пройденного материала: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.

1.Работа с интерактивной доской (или карточки)

Вставьте буквы и вспомните правило: (на интерактивной доске)

Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;

КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;

Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;

ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;

ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.

Вставьте буквы и вспомните правило : (на обычной доске)

КУЗНЕЦ. ПЛОВЦ. БЛЕДНОЛИЦ..Й;

СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;

Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;

Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;

ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я

III .Объяснение учебного материала

1.Объясните мне, как образовано слово:

1)доверчивый← доверять + -чив-

– Как называется такой способ образования слов?

2) беспорядок← бес- + порядок

неприятный← не- + приятный

– Как называется такой способ образования слов?

3)безработица← без- + работа +-иц-

нахлебник← на- + хлеб + -ник-

– Как называется такой способ образования слов?

– Как называется такой способ образования слов?

IV .Тренировочные упражнения: (устно)

По данной модели образуйте слова:

«там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а

«то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,

Корень+ ств о например: коварный → коварство

Предлагайте свои примеры: (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)

приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)

Работа у доски (интерактивной): (вызывается один обучающийся и записывает слова)

1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;

2)игрок, ездок, стрелок, едок;

3)рынок, хлопок, песок.

– По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы об-ся) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)

– Чем является -ок- в первом случае?

(суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)

– А во втором? (суффикс в значении «тот, кто…»)

– В третьем случае ОК входит в состав корня.

-Что такое словообразовательная цепочка?

-ЦЕПОЧКА — это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.

Например, имеется слово лицо, от него можно образовать глагол лицевать, а от этого глагола можно образовать другой глагол — облицевать, далее – существительное облицовка, от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.

Таким способом получилась словообразовательная цепочка.

Что такое словообразовательное гнездо и как оно образуется?

-ГНЕЗДО — это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек.

— Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для следующего:

злой → злить → злиться;

старый → стареть → устареть → устарелый → устарелость

-Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с вершиной петь:

петь (певец) запеть → запевать → запевала

-В цепочке каждое последующее слово является мотивирующим для следующего, а в парадигме слово имеет одну и ту же производящую основу.

Каждое гнездо состоит из своих цепочек и имеет один корень

V .Тренировочные упражнения

(Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?

Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;

Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;

Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;

Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;

Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;

Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;

Ученик десятого класса – десятиклассник;

VI .Упражнения для закрепления.

Задание 1. Составьте словообразовательные цепочки и гнёзда от следующих вершин (слов)

След, цвет, серебро, мастер, вода.

Задание 2. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней: человек, сердце, душа, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания.

Задание 3. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов. При затруднении обращайтесь к словарям.

Весенний, надомница, подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище, милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник, грамотей, бесперебойно, бездорожье, оконфузиться.

— Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Успеть — … — успевающий (успевать)

№ 1. — Определите словообразовательную цепочку :

№ 2.- Определите способ образования данных слов:

бескрайний — край (приставочно-суффиксальный)

безделье — дело (приставочно-суффиксальный)

сероводородный — сероводород (суффиксальный)

услышать — слышать (приставочный)

надпись — надписать (бессуффиксальный)

Читайте также:  Как перебрать чернику быстрым способом

-Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

Давайте подберём примеры (ответы) и разберем слова на морфемы.

(Н-р: Чайная посуда – чайная

Мороженое мясо – мороженое;

Гостиная комната – гостиная;

Ванная комната – ванная;

Приёмная комната – приёмная;

Докладная записка – докладная;

Рядовой боец – рядовой;

Больной человек – больной;

Обобщение: Перечислите способы образования слов в русском языке

VII . Самостоятельные задания для первичного закрепления знаний.

1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

А.надомник, приусадебный, пресмешной;

Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

В.по-братски, подводник, переувлажнить;

Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

А. сапожок, зубной, землянка;

Б.вбежать, красавец, глупыш;

В.дипломник, циркач, предыстория;

Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

В.развесёлый, прабабушка, утомление;

Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме -алка?

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

А.заглохший, залежь, законный;

Б.загородный, задушевность, закатиться;

В.заземлённый, замшевый, заикаться;

Г.заквасить, занозить, закадычный.

Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.

Оценивание: -взаимооценка, самооценка

Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

VIII . Повторное закрепление изученного материала.

– Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.

Один обучающийся, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу. Вся группа оформляет таблицу в рабочей тетради.

IX .Подведение итогов урока

Что изучается в разделе «Словообразование»?

Какие способы словообразования существуют?

На какие группы делятся способы словообразования?

Слово преподавателя. Я считаю, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Что нового узнали?

-Что вызвало затруднение?

-Понравился ли вам урок?

— Что было интересным?

-Какую цель вы поставили в начале урока?

— Смогли ли мы их достигнуть?

XI . Домашняя работа: c делать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-573203

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы