- Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный
- Что такое деепричастие и деепричастный оборот?
- Морфологические признаки
- Синтаксические признаки
- Образование деепричастий несовершенного вида
- Образование деепричастий совершенного вида
- Образование деепричастий с помощью приставок
- Ошибки при образовании деепричастий
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Образование деепричастий: суффиксальный и приставочный
- Что такое деепричастие и деепричастный оборот
- Морфологические признаки
- Синтаксические признаки
- Образование деепричастий несовершенного вида
- Образование деепричастий совершенного вида
- Образование деепричастий с помощью приставок
- Ошибки при образовании деепричастий
Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный
Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.
Что такое деепричастие и деепричастный оборот?
Деепричастие – самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.
Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?», в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы «почему?», «как?», «когда?».
- пробежав марафон (что сделав?);
- перебирая ягоды (что делая?);
- она смотрела, улыбаясь (как?).
Морфологические признаки
Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:
- мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
- помыть (невозвратное, совершенный вид) – помыв;
- помыться (возвратное, совершенный вид) – помывшись.
Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:
- мыть руки – моя руки;
- помыть яблоки – помыв яблоки;
- помыться после пробежки – помывшись после пробежки.
Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:
- Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.
Синтаксические признаки
К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:
- Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
- Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
- Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
- Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
- Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость.
Образование деепричастий несовершенного вида
Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.
С помощью суффиксов «-я» или «-ясь«:
- осознавать – осознавая;
- разбивать – разбивая;
- читают – читая;
- старается – стараясь;
- смеется – смеясь;
- готовится – готовясь.
С помощью суффикса «-а«:
И более редкий способ образования деепричастий — суффиксами «-учи» и «-ючи«:
Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:
- с основой на буквы «к» и «г» — текут, бегут;
- с основой, которая состоит лишь из согласных букв, — ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться – исключение);
- с основой на буквы «ст», «с», «з», «х» в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать – пашут; мазать – мажут; хлестать – хлещут; писать – пишут;
- с суффиксом «-ну«: мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть;
- от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть.
Образование деепричастий совершенного вида
От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.
С помощью суффикса «-в«:
С помощью суффиксов «-ши» и » –шись«:
С помощью суффиксов «-вши» и «-вшись»:
- улыбнулся – улыбнувшись;
- умылась – умывшись;
- засмеялись – засмеявшись;
- возвратился – возвратившись.
Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы » –я» и «-а«:
Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами «-ере» и «-ну«:
- запереть — заперши/заперев;
- высохли – высохши/высохнув,
- озябнуть – озябши/озябнув.
Образование деепричастий с помощью приставок
Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий – приставочный.
И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:
Ошибки при образовании деепричастий
В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.
Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:
- Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.
От глагола «работать» (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом «-в«, тут нужен суффикс «-я». То есть грамотная версия предложения выглядит так:
- Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.
- Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться.
Из глагола совершенного вида «покрасить» нельзя образовать деепричастие с суффиксом «-я«, в данном случае приемлем только суффикс «-в«:
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Образование деепричастий: суффиксальный и приставочный
Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.
Что такое деепричастие и деепричастный оборот
Деепричастие – самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.
Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?», в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы «почему?», «как?», «когда?».
- пробежав марафон (что сделав?);
- перебирая ягоды (что делая?);
- она смотрела, улыбаясь (как?).
Морфологические признаки
Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:
- мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
- помыть (невозвратное, совершенный вид) – помыв;
- помыться (возвратное, совершенный вид) – помывшись.
Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:
- мыть руки – моя руки;
- помыть яблоки – помыв яблоки;
- помыться после пробежки – помывшись после пробежки.
Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:
- Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.
Синтаксические признаки
К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:
- Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
- Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
- Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
- Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
- Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость.
Образование деепричастий несовершенного вида
Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.
С помощью суффиксов «-я» или «-ясь«:
- осознавать – осознавая;
- разбивать – разбивая;
- читают – читая;
- старается – стараясь;
- смеется – смеясь;
- готовится – готовясь.
С помощью суффикса «-а«:
И более редкий способ образования деепричастий — суффиксами «-учи» и «-ючи«:
Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:
- с основой на буквы «к» и «г» — текут, бегут;
- с основой, которая состоит лишь из согласных букв, — ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться – исключение);
- с основой на буквы «ст», «с», «з», «х» в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать – пашут; мазать – мажут; хлестать – хлещут; писать – пишут;
- с суффиксом «-ну«: мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть;
- от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть.
Образование деепричастий совершенного вида
От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.
С помощью суффикса «-в«:
С помощью суффиксов «-ши» и » –шись«:
С помощью суффиксов «-вши» и «-вшись»:
- улыбнулся – улыбнувшись;
- умылась – умывшись;
- засмеялись – засмеявшись;
- возвратился – возвратившись.
Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы » –я» и «-а«:
Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами «-ере» и «-ну«:
- запереть — заперши/заперев;
- высохли – высохши/высохнув,
- озябнуть – озябши/озябнув.
Образование деепричастий с помощью приставок
Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий – приставочный.
И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:
Ошибки при образовании деепричастий
В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.
Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:
- Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.
От глагола «работать» (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом «-в«, тут нужен суффикс «-я». То есть грамотная версия предложения выглядит так:
- Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.
- Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться.
Из глагола совершенного вида «покрасить» нельзя образовать деепричастие с суффиксом «-я«, в данном случае приемлем только суффикс «-в«:
Источник