- Поиск ответа
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Помогите с домашним заданием?
- Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
- Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
- Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»
- Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»
- Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)
- Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
- Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)
- Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Поиск ответа
Всего найдено: 8
Вопрос № 290978 |
Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный . Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).
Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).
Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-. 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- ( приставочно-суффиксальный способ). Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена
Ответ справочной службы русского языка
В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.
Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный ? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?
Ответ справочной службы русского языка
Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .
Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный . )
Ответ справочной службы русского языка
Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.
Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный . Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-
способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Помогите с домашним заданием?
6. Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) настольный; б) входить; в) белизна; г) переходить; д) бескорыстный
7. Подчеркните слово, в котором два корня:
а) водянистый; б) снегопад; в) подземный; г) преопасный; д) безысходный
8. Подчеркните слово с приставкой:
а) вьюга; б) пьедестал; в) декорация; г) объявить; д) слушатель
9. Подчеркните слово, в котором есть суффикс – ТЕЛЬ-:
а) оборонительный; б) строительный; в) содержательный; г) уравнительный; д) подсознательный
10.Подчеркните слово, которое образовано путем сложения начальных звуков:
а) МГУ; б) МВД; в) ЦСКА; г). ТАСС; д) ВТО
11. Определите словообразовательную цепочку:
1) переподготовка; 2) подготовка; 3) готовить; 4) подготовить
а) 1,2,3,4; б) 3,4,2,1 в) 4,3,2,1 г) 4, 3,1,2 д) 2,1, 4,3
12. Подчеркните слово, образованное суффиксальным способом:
а) пригорок; б) заварить; в) побелка; г) соавтор; д) ледокол
13.Подчеркните слово, образованное приставочным способом:
а) самокат; б) прадед, в) переносица; г) глазастый; д) вдуматься
14) Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) преподавательница; б) лесостепь; в) антивоенный; г) безбилетный; д) рассказать
15. Подчеркните слово, состоящее из приставки, корня, окончания:
а) отъезд; б) обрывок; в) обсудить; г) обидный; д) полегче
16. Подчеркните слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания:
а) ответ; б) отвар; в) увидел; г) отросток; д) вьюжный
17. Составьте словообразовательную цепочку:
1. теплеть; 2. потеплеть; 3. теплый; 4. потеплевший
а) 1,2,3,4 ; б) 4,3,2,1 ; в) 2,1,4,3; г) 3, 2, 1,4 д) 3, 1, 2,4
18. Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?
а) белизна; б) белка; в) побелить; г) беленький д) белый
Источник
Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ тест по русскому языку Словообразование. 2 варианта 6 класс .doc
1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.
а) белизна б) синий в) порез г) беловатый
2. Укажите способ образования слова сокурсник
а) суффиксальный б) приставочно-суффиксальный
в) приставочный г) сложение основ
3. Укажите способ образования слов: самолет, пароход, ледокол.
а) сложение основ б) приставочно-суффиксальный
в) суффиксальный г) приставочный
4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.
а) бездельник б) сестрица в) наконечник г) матушка
5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…
а) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
6. Укажите слово (или слова), образованные сложением слов.
а) диван-кровать б) пароход в) сталевар г) вечерок
7. Укажите слова, образованные приставочно- суффиксаль ным способом.
а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется:
а) суффиксом б) основой в) окончанием г) приставкой
9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффик сальным способом.
а) приятный, опенок, синь
б) водолаз, булочная, тишь
в) волейболист, прыгун, пустота
г) ключик, березонька, дядя
10. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
а) ход б) лиственный в) водяной г) грозовой
1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.
а) желтизна б) красный в) переход г) зеленоватый
2. Укажите способ образования слов: нападение, недруг, дешифровка.
а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
3. Укажите способ образования слов: ковер-самолет, ди ван-кровать, кресло-качалка.
а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный
4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.
а) подоконник б) бездорожье в) дождик г) неприятель
5. Впишите в определение недостающее слово
…………..— раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
6. Укажите слово (или слова), образованное сложением ос нов.
а) ледокол б) сухофрукты в) плащ-палатка г) москвич
7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксаль ным способом.
а) разглядеть б) ветерок в) подосиновик г) пригород
8. Укажите номера слов, образованных суффиксальным способом.
а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
9. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов
в словосочетании и предложе нии, называется…
а) корнем б) окончанием в) суффиксом г) основой
10. Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуф фиксным способом.
а) синь, тишь, переход
б) водолаз, булочная, накипь
в) волейболист, прыгун, пустота
г) ключик, березонька, дядя
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»
Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»
Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310327 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник