Приставочно постфиксальный способ образования глаголов примеры

Что такое постфикс в русском языке? Примеры

Постфикс — это зна­чи­мая мор­фе­ма, нахо­дя­ща­я­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щий и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный пост­фикс, кото­рый вклю­ча­ет­ся в осно­ву сло­ва.

Значимые части слова — морфемы

Чтобы узнать, что такое пост­фикс, вспом­ним, какие мор­фе­мы в сво­ем соста­ве име­ют сло­ва рус­ско­го язы­ка:

  • пре­фикс (при­став­ка)
  • корень
  • суф­фикс
  • интер­фикс (соеди­ни­тель­ные глас­ные)
  • окон­ча­ние

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов варьи­ру­ет­ся раз­ный набор мини­маль­ных зна­чи­мых частей. Состав неко­то­рых слов соот­вет­ству­ет, напри­мер, сле­ду­ю­щим схе­мам:

  • сол­нечный — корень/суффикс/окончание,
  • обезлесеть — приставка/приставка/корень/суффикс/окончание,
  • овчинный — корень/суффикс/суффикс/окончание

Кроме этих часто встре­ча­ю­щих­ся мор­фем, в соста­ве неко­то­рых лек­сем име­ет­ся еще одна зна­чи­мая часть — пост­фикс.

Постфикс — это…

Лингвистический тер­мин «пост­фикс» явля­ет­ся латин­ским по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и состо­ит из двух частей:

  • post, что зна­чит «после»,
  • fixus — «при­креп­лен­ный».

В мор­фе­ми­ке рус­ско­го язы­ка поль­зу­ют­ся этим тер­ми­ном, кото­рый име­ет сле­ду­ю­щее зна­че­ние:

Постфикс — зна­чи­мая часть сло­ва, сто­я­щая после всех мор­фем и слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния новых слов или форм одно­го и того же сло­ва.

  • какой—либо — корень/окончание/постфикс:
  • отправил ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое пост­фикс, мож­но про­честь в Википедии:

По́стфикс (лат. postfixum — «при­креп­лен­ное после») — линг­ви­сти­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий аффикс, рас­по­ла­га­ю­щий­ся в сло­ве после кор­ня.

Как обозначается постфикс?

Все зна­чи­мые части сло­ва име­ют услов­ное гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние. Постфикс обо­зна­ча­ет­ся в виде пря­мо­го угол­ка с про­длен­ной впра­во гори­зон­таль­ной лини­ей.

Постфиксальный способ словообразования

Постфикс -ся/-сь и основа слова

В соста­ве воз­врат­ных гла­го­лов отме­тим нали­чие пост­фик­са -ся, вари­ан­том кото­ро­го явля­ет­ся -сь. Возникает вопрос — пост­фикс -ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный или фор­мо­об­ра­зу­ю­щий?

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь — после глас­ных, напри­мер:

  • отправил ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс,
  • согласилась — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

Глагольный воз­врат­ный пост­фикс выпол­ня­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щую роль:

  • отпра­вить — отпра­виться,
  • радо­вать — радо­ваться,
  • сва­тать — сва­таться.

Как и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ние, эта часть сло­ва не вклю­ча­ет­ся в про­из­во­дя­щую осно­ву:

Постфикс -ся может участ­во­вать в обра­зо­ва­нии новых слов — непе­ре­ход­ных гла­го­лов:

  • петух — петушиться (суффиксально-постфиксальный спо­соб),
  • тол­па — толпиться,
  • распла­каться,
  • бояться,
  • поку­ситься

Эта мор­фе­ма явля­ет­ся тогда сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной, когда она участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии воз­врат­ных гла­го­лов, не име­ю­щих пары без неё, или сло­во в при­сут­ствии пост­фик­са при­об­ре­та­ет дру­гое лек­си­че­ское зна­че­ние.

  • давить и давиться,
  • добить и добиться,
  • вер­нуть и вер­нуться.
Читайте также:  Следственные действия являются способом собирания доказательств

В таких слу­ча­ях, явля­ясь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мой, -ся вхо­дит в осно­ву лек­се­мы, кото­рая чаще все­го явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, напри­мер:

В соот­вет­ствии с эти­ми кри­те­ри­я­ми не вхо­дит в гла­голь­ную осно­ву пост­фикс -те, обра­зу­ю­щий фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

Видеоурок «Употребление постфикса -ся (-сь)»

Словообразовательные постфиксы -то, -либо, -нибудь

Постфиксы -то, -либо, -нибудь обра­зу­ют новые сло­ва. Они вно­сят в лек­си­че­ское зна­че­ние отно­си­тель­ных место­име­ний и наре­чий зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти. Присоединившись к этим лек­се­мам, ука­зан­ные пост­фик­сы обра­зу­ют­ся новые сло­ва, при­над­ле­жа­щие к дру­гим раз­ря­дам место­име­ний и наре­чий.

Понаблюдаем за про­цес­сом сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • что — что-то, что-либо, что-нибудь,
  • кто — кто-то, кто —либо, кто-нибудь,
  • когда — когда-то, когда-либо, когда-нибудь.

Словообразовательные пост­фик­сы место­име­ний и наре­чий вклю­ча­ем в осно­ву слов:

Постфиксы -ка, -таки

Укажем части­цы -ка, -таки, кото­рые, при­со­еди­ня­ясь к сло­ву, при­да­ют им неко­то­рые оттен­ки зна­че­ния:

Постфикс -ка смяг­ча­ет при­каз­ной тон обра­ще­ния к дру­го­му лицу:

Принеси-ка мне чистый лист, руч­ку и чер­ни­ла (Майн Рид).

Слова с пост­фик­са­ми -ка, -таки име­ют раз­го­вор­ную сти­ли­сти­че­скую окрас­ку.

В мор­фем­ном соста­ве слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют мини­маль­ные зна­чи­мые сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части:

  1. гла­голь­ный воз­врат­ный пост­фикс -ся (-сь),
  2. гла­голь­ный пост­фикс -те,
  3. пост­фик­сы -то, -либо, -нибудь,
  4. пост­фик­сы -таки, -ка.

Формообразующие пост­фик­сы не вхо­дят в осно­ву слов.

Источник

Словообразование

Компакт-тема № 4*

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.

Читайте также:  Корейский способ посадки картофеля под пленку

Пояснение:

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразования образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + большой
производящая основа

пребольшой
производная основа

пере + бежать
производящая основа

перебежать
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

комната + -к-
производящая основа

комнатка
производная основа

комната + -н-
производящая основа

комнатный
производная основа

свет + -л-
производящая основа

светлый
производная основа

светлый + -еньк-
производящая основа

светленький
производная основа

светлый + -еть
производящая основа

светлеть
производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-
производящая основа

под- + слепой + -оват-
производящая основа

подслеповатый
производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

на столе + -н—
производящая основа

при дороге + -н-
производящая основа

придорожный
производная основа

под одеялом + -ник-
производящая основа

пододеяльник
производная основа

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

Распределите слова по трем группам по способу образования.

высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).

Читайте также:  Основной недостаток способа двухстадийного глушения скважины

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.

Источник

Оцените статью
Разные способы