Природный физический мир по способу существования представляет собой

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:
1. Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» — вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.
2. Феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существуют следующие ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МАТЕРИИ:
1. Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
2. Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
3. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущее явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
5. В современной российской науке, философии ( как и советской ) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия- дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

Читайте также:  Способы защиты от вирусов резервное копирование

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую — идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

1. Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

1. ФИЗИКАЛИЗМ — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

— Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время — это атрибуты материи.

— Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Источник

Материя как философская категория

Тема 2.5 Основы философского учения о бытии

Задание 1 Прочтите текст;

Задание 2 Ответьте на вопросы;

Задание 3 Выполните тест – задание письменно и вышлите ответы в личном контакте.

1. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.

Основные понятия

Сущее– то, что есть.

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Онтология– философское учение о бытии.

Сущность– внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование– реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.

Реальность– совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем: 1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты; 2) противостоящее явлениям сознания.

Субстанция– самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Читайте также:  Эналаприл способ применения дозы

Материя– философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им.

Движение– способ существования материи, любое взаимодействие, а также изменение состояний объектов.

Краткое содержание

Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория.

Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное. В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической. В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; это движущаяся материя. В объективно- идеалистической концепции бытие трактуется как объективно существующая идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – значит быть воспринимаемым. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность– действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него.

Субъективная реальностьпротивоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство ификсирует категория «бытия». Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного. Первые три формы образуют материальный мир, а последняя – идеальный мир.

В проблеме бытия выделяют три аспекта, отражающие основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность, с которой необходимо считаться человеку.

Мир(мироздание, универсум) – целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия; единство многообразия. В повседневной жизни через свои ощущения человек получает определенную информацию о мире. Но эта информация носит фрагментарный, разрозненный характер. Рано или поздно интерес человека выходит зарамки непосредственно чувственного данного и тогда его объектом становится весь мир. Он стремится создать некоторое целостное представление об окружающем мире, простую и ясную картину мира, чтобы оторваться от мира ощущений, обрести покой и уверенность.

Научная, религиозная, философская картины мира

Картина мира– наиболее общие представления о мире, о том, как он устроен, что определяет процессы в нем, какое место в нем занимает человек; модель общего устройства действительности в целом. Впервые термин «картина мира» появился в рамках физической науки в конце XIX в. Одними из первых его стали использовать Генрих Герц и Макс Планк. М. Планк понимал под физической картиной мира «образ мира», который отражает общие закономерности природы и изменяется в процессе развития науки. В рамках разных типов мировоззрения создавались различные картины мира. Религиясоздала свой образ мира, в котором абсолютной реальностью, обладающей высшей творческой силой, является Бог. Мир раздваивается на потусторонний и посюсторонний. Смысл человеческого существования заключается в преодолении раздвоенности мира, в постоянном духовном совершенствовании. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на основе соответствующих стадий развития научного знания. Если речь идет о строении и развитии природы, то это естественно-научная картина мира. Кроме того, отдельные науки могут создавать собственные картины мира исследуемой ими реальности. Их называют частно — научными картинами мира. Особенностью научной картины мира является стремление видеть мир «таким как он есть». Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий, принципов, концепций о мире в целом, включая в него человека. В отличие от научной картины мира философская картина мира, помимо сущего, включает в себя представления о должном, диалектику сущего и должного. Она стремится удовлетворить потребность человека в поиске сущего – единого и общего в многообразии мира, причин и законов развития мировых явлений. Исходным пунктом размышления о сущем является проблема существования. Существование – данность, наличие, реальное бытие, то, что сообщает вещам их реальность

Материя как философская категория

Материя как философская категория охватывает всю объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека и отражается им. Как субстанция материя характеризуется такими свойствами, как вечность, несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость. Материя системно организована. Можно выделить три структурных уровня материи: мегамир – мир гигантских космических тел, макромир – мир человекоразмерных объектов, микромир – мир атомов и элементарных частиц. В качестве наиболее распространенных типов материальных систем выделяют неорганическую (неживая природа), органическую (живая природа) и социальную (общество). В качестве элементов неживой природы выделяют: элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования. Органика как тип материальной системы имеет свои специфические уровни организации: доклеточный (ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки), клеточный (одноклеточные организмы), многоклеточный (ткани, органы, функциональные системы, организмы), надорганизмический (виды, популяции, биоценозы). Социальная материальная система представлена индивидами, семьей, этническими общностями, государством, человечеством в целом. Материи присущи пространственные и временные характеристики. Пространство– форма существования материи, которая характеризует ее протяженность, взаимную расположенность материальных объектов. Время– форма существования материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития. В истории философии оформились два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Представители субстанционального подхода рассматривали пространство и время как самостоятельные сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материи и друг от друга. Сторонники реляционной концепции воспринимали время и пространство как особые отношения между материальными объектами, процессами. С конца XIX века реляционная концепция становится ведущей.

Читайте также:  Какие существуют способы получения поляризованного света

Современные ученые предпочитают говорить о едином пространственно- временном континууме, подчеркивая неразрывную связь пространства, времени и движения. Мир характеризуется не только целостностью и многообразием, но и подвижностью, изменчивостью. Неотъемлемым свойством материи является движение. Материя существует только в движении и через него она проявляет, обнаруживает себя. Движение постоянно и всеобъемлюще. Выделяют механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Материя обладает способностью к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себе без участия внешних сил. Мир представляет собой бесчисленное множество явлений, предметов, которые взаимодействуют между собой, т. е. между ними существуют универсальные связи. Связь – зависимость между явлениями, взаимообусловленность существования и развития. Существенная, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями, взятая в своей обобщенной форме и обусловливающая их упорядоченное изменение, есть закон. Одной из самых сложных связей является развитие– высшая форма движения; направленные, необратимые качественные изменения системы (материальных и идеальных объектов). Учение об универсальных связях бытия и о развитии называется диалектикой. Основные законы диалектики содержат ответы на вопросы об источниках развития, о механизме и характере развития. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма. Как философский метод диалектика предполагает объективность, всесторонность, конкретность исследования, рассмотрение предмета в развитии, самодвижении.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что вкладывается в понятия «мир» и «картина мира» в современной философии?

2. Чем отличается идеальное бытие от материального?

3. Как соотносятся категории «бытие» и «материя»? Можно ли сказать, что бытие более широкое понятие, чем материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи»?

4. В чем отличие философского определения материи от естественнонаучных представлений о материи?

5. Какие существуют подходы в понимании материи?

6. В чем суть реляционного подхода к пониманию пространства и времени?

7. Всякое ли движение есть развитие? Назовите характерные черты развития.

8. Сравните метафизический (догматический) и диалектический способы мышления.

9. Что изучает синергетика?

Тест-задание

1. Онтология – это учение:

а) о природе; б) о материи; в) о бытии.

а) реальность, лежащая в основании всего, что есть в мире;

б) все существующее;

в) начало, постигаемое лишь разумом.

3. Субстанция – это:

а) то, из чего состоят вещи;

б) то, что лежит в основании, причина самой себя;

в) вещь сама по себе.

4. Солипсизм – это учение, признающее:

а) реальность мира;

б) реальность Бога;

в) реальность только мыслящего субъекта.

5. Диалектика – это:

а) форма существования материи;

б) учение о развитии;

в) наука о мышлении.

6. Сущность – это:

а) общее для класса вещей;

б) то, что делает предмет таковым, а не иным;

в) идея предмета.

7. Какое из понятий является более широким по содержанию?

а) движение; б) развитие; в) прогресс.

8. Движение – это:

а) всякое изменение вообще;

б) всякое перемещение;

в) развитие вообще.

9. С точки зрения материализма материя – это:

а) атомы; б) физические тела;

в) философская категория, обозначающая объективную реальность.

10. С точки зрения современной науки пространство и время – это:

а) формы нашей чувственности; б) формы рассудка;

в) объективные формы существования вещей;

г) самостоятельные сущности, независимые от материи и

Рекомендуемая литература

1. Горелов А.А. «Основы философии» -–М.: ОИЦ «Академия», 2016.

2. Горелов, A.A. Основы философии [Электронный ресурс: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 18-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 320 с.

Правильно оформляем документ с выполненными заданиями.

Источник

Оцените статью
Разные способы