Приобретенные нематериальные активы учитывать упрощенным способом

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Читайте также:  Способ плоского параллельного перемещения плоскости

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

Источник

НМА для «упрощенца»

Нематериальные активы стали уже обыденной частью современного бизнеса, в том числе и для многих небольших компаний, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Согласно законодательству, «упрощенцы» не освобождены от ведения бухгалтерского учета «нематериалки».

Для начала рассмотрим само понятие «нематериальный актив». К нематериальным активам относят:

  • исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные знаки и т. п.), которые используются в производственной деятельности более одного года;
  • организационные расходы, то есть затраты, связанные с образованием юридического лица (оплата консультационных, рекламных, юридических услуг; расходы по подготовке документации и другие расходы, понесенные до момента государственной регистрации организации), признанные в соответствии с учредительными документами вкладом учредителей в уставный капитал;
  • деловую репутацию организации, то есть разницу между ценой, по которой фирма могла бы быть продана, и балансовой стоимостью всех ее активов и обязательств.

Нематериальный актив не имеет материально-вещественной структуры, но вы должны иметь документ, подтверждающий исключительное право вашей фирмы на этот актив.

Примеры нематериальных активов и подтверждающие их принадлежность организации документы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Как подтвердить существование НМА и право на него

Вид нематериального актива (НМА) Документ, подтверждающий существование НМА и право вашей организации на него
Исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель Патент, выданный Роспатентом (если НМА создан в вашей организации). Договор уступки патента, зарегистрированный в Роспатенте, и исключительная лицензия (если ваша организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное авторское право на программу для ЭВМ, базу данных Акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельство о регистрации права на данный НМА, получаемое в добровольном порядке в Роспатенте (если НМА создан в вашей организации). Договор уступки права, зарегистрированный в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, исключительная лицензия и акт приемки-передачи НМА (если ваша организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Имущественное право на топологию интегральной микросхемы Свидетельство о регистрации права, выданное Роспатентом (если НМА создан в вашей организации). Договор уступки права, зарегистрированный в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, исключительная лицензия и акт приемки-передачи НМА (если ваша организация приобрела имущественное право на данный НМА)
Исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров Свидетельство, выданное Роспатентом (если НМА создан в вашей организации). Договор уступки права, зарегистрированный в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, и исключительная лицензия (если ваша организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное право на селекционные достижения Патент, выданный Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений (если НМА создан в вашей организации). Договор уступки права, зарегистрированный в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, и исключительная лицензия (если ваша организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Деловая репутация организации Договор продажи предприятия, зарегистрированный в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, передаточный акт, акт инвентаризации, передаточный баланс, заключение аудитора о составе и стоимости имущества
Организационные расходы Учредительные документы организации, а также копии первичных документов, представленные учредителями и подтверждающие произведенные расходы
Читайте также:  Всадной способ крепления рукояти ножа
«Появление» НМА

НМА могут как приобретаться, так и создаваться непосредственно в организации.

Нематериальный актив, приобретенный за плату, учитывают на балансе по первоначальной стоимости, которая включает в себя все фактические расходы на приобретение.

Такими расходами, например, могут быть суммы, уплаченные правообладателю по договору передачи (уступки) прав, консультационные услуги, регистрационные сборы, невозмещаемые налоги, вознаграждение, уплаченное посреднику и т. п.

Практически каждая фирма использует в своей работе компьютерные программы. В подавляющем большинстве случаев исключительное авторское право на компьютерную программу остается у компании-разработчика, а организация приобретает лишь право пользования этой программой. Такая ситуация, в частности, имеет место, когда фирма использует программу автоматизации бухгалтерского учета (например, «1С:Бухгалтерия», «Парус» и т. п.) или информационную компьютерную систему (например, «КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п.). В подобной ситуации нематериальные активы, полученные в пользование, нужно учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000). Для этого можно использовать, например, забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Все перечисленные затраты сначала учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Дебет 08 Кредит 60 (76. )
— учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива.

Поскольку «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, то входной налог учитывается в стоимости приобретенного имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ):

Дебет 08 Кредит 60 (76. )
— учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением нематериального актива.

При принятии НМА к бухгалтерскому учету делается проводка:

Дебет 04 Кредит 08
— нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету.

Нематериальные активы приходуют на основании акта приемки-передачи. На каждый объект заводится инвентарная карточка учета НМА.

Если нематериальный актив был создан непосредственно в самой организации, то его первоначальная стоимость представляет собой сумму всех затрат, связанных с его созданием и регистрацией. Рассмотрим такой способ создания НМА на примере.

На примере:

Фирма «Текстиль-Холдинг» разработала новый способ получения высокопрочной ткани. Сотрудники предприятия разработали техническую документацию, изготовили и испытали образец новой ткани.

Заработная плата сотрудников, подготовивших разработку, начисленная за время выполнения этих работ, составила 10 000 руб. Сумма начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование — 1400 руб., сумма взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — 30 руб.

«Текстиль-Холдинг» направил в Роспатент заявку на получение патента на это изобретение. Предприятие заплатило пошлину за регистрацию патента в сумме 1150 руб. и сбор за экспертизу изобретения в Федеральном институте промышленной собственности в сумме 5000 руб. Предприятие получило в Роспатенте патент на изобретение «Способ получения высокопрочной ткани» сроком на 20 лет.

Бухгалтер «Текстиль-Холдинга» сделал проводки:

Дебет 08 Кредит 70 — 10 000 руб.
— начислена заработная плата сотрудникам, участвовавшим в создании нематериального актива;

Дебет 08 Кредит 69 субсчет «Расчеты по ОПС»
— 1430 руб. (1400 + 30) — начислены взносы на обязательное пенсионное страхование и сумма взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

Дебет 08 Кредит 76
— 5000 руб. — учтены затраты по оплате экспертизы изобретения в Федеральном институте промышленной собственности;

Дебет 08 Кредит 76
— 1150 руб. — учтены затраты по оплате пошлины за рассмотрение заявки в Роспатенте;

Дебет 04 Кредит 08
— 17 580 руб. (10 000 + 1430 + 5000 + 1150) — нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету (после получения патента).

Амортизация нематериальных активов

Амортизация по НМА начисляется ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем, когда актив принят к бухгалтерскому учету. И прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда нематериальный актив полностью самортизирован или списан с баланса организации.

Существует две схемы начисления амортизации нематериальных активов: с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» и без использования этого счета.

При использовании первой схемы начисление амортизации в бухгалтерском учете отражается проводкой:

Дебет 20 (44. ) Кредит 05
— начислена амортизация нематериальных активов.

Такая схема дает возможность лучше проследить «историю» нематериального актива.

Читайте также:  Способы усиления каменных стен

При отказе от использования счета сумма начисленной амортизации относится непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы»:

Дебет 20 (44. ) Кредит 04
— начислена амортизация нематериальных активов.

Обе схемы дают одинаковый результат. Выбор схемы законодательно предоставлен самим организациям. Причем выбор схемы можно осуществлять и для каждой однородной грумы НМА (если в организации существует подобное разделение). Выбранная схема начисления амортизации должна применяться в течение всего срока полезного использования нематериального актива и должна быть обязательно указана в учетной политике организации.

Амортизация по организационным расходам и деловой репутации организации начисляется без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Существует три способа начисления амортизации нематериальных активов:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Фирма может использовать любой из этих способов. Выбранный способ должен быть указан в учетной политике.

Выбранный способ начисления амортизации определяется на основании документов, подтверждающих права на данный нематериальный актив, и применяется в течение всего срока полезного использования НМА.

Нюансы начисления амортизации по нематериальным активам рассмотрены в бераторе «УСН на практике».

Прощание «навсегда» или «на время»

Выбытие нематериального актива. Фирма может в соответствии с лицензионным договором уступить (продать) другой организации исключительные права на нематериальный актив или внести его как вклад в уставный капитал другой компании.

В таких случаях использование выбывшего нематериального актива прекращается и его стоимость списывается с баланса.

Если амортизационные отчисления по данному нематериальному активу отражались в учете с применением счета 05 «Амортизация нематериальных активов», то одновременно списывается и сумма накопленных амортизационных отчислений.

Рассмотрим на примере, как отразить в учете уступку (продажу) исключительных прав на нематериальный актив.

На примере:

На балансе ЗАО «Актив» числится исключительное право на изобретение. Первоначальная стоимость нематериального актива — 100 000 руб., сумма начисленной амортизации — 30 000 руб.

Согласно лицензионному договору, «Актив» уступил исключительное право на это изобретение фирме «ТехИнвест». Сумма сделки составила 96 000 руб.

Бухгалтер «Актива» сделал проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
— 96 000 руб. — отражен доход от продажи исключительных прав на нематериальный актив;

Дебет 05 Кредит 04
— 30 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 04
— 70 000 руб. — списана остаточная стоимость нематериального актива.

Передача неисключительных прав на нематериальный актив. Фирма может заключить с другим предприятием договор о передаче ему неисключительных прав на нематериальный актив (например, неисключительное право на использование изобретения). В этом случае НМА с баланса не списывается и на него по-прежнему будет начисляться амортизация.

НМА и «упрощенный налог»

В настоящее время «упрощенцы» могут учитывать НМА в расходах в размере фактически уплаченных сумм. Такая «поблажка» была введена Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Причем изменения, внесенные указанным Федеральным законом, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Расходы фирмы, применяющей упрощенную систему налогообложения, учитываются в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса. Так, расходы отражаются в книге учета доходов и расходов на последнюю из следующих дат: дату оплаты или дату постановки объекта нематериальных активов на учет.

Учет НМА имеет свои особенности в зависимости от того, когда актив был приобретен: до перехода на специальный режим налогообложения (УСН) или после него.

На дату перехода на УСН остаточная стоимость НМА, оплаченных до перехода на указанный режим, отражается в налоговом учете как разница между ценой приобретения и начисленной амортизацией. При переходе на «упрощенку», для НМА, созданных в самой организации, существует определенный порядок учета активов в расходах (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Он представлен выше в таблице 2.

Таблица 2. Порядок учета НМА, созданных в организации при переходе на «упрощенку»

Срок полезного использования НМА Учет остаточной стоимости в расходах
До 3 лет Равномерно в течение 1 года применения УСН
От 3 до 15 лет В течение трех налоговых периодов (по 50, 30 и 20 процентов стоимости в первый, второй и третий годы)
Более 15 лет В течение 10 лет применения УСН (по 10 процентов в год)

Если активы куплены в период применения УСН, то их стоимость признают в расходах поквартально равными долями в течение налогового периода начиная с момента принятия объектов к бухгалтерскому учету (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на приобретение и создание НМА отражают в разделе 1 книги учета доходов и расходов в последний день каждого отчетного периода: 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Материал подготовлен экспертами редакции «Бератор» (бератор «УСН на практике»)

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Оцените статью
Разные способы