Принудительный способ ликвидации юридического лица
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Источник
Энциклопедия решений. Основания для принудительной ликвидации юридического лица
Основания для принудительной ликвидации юридического лица
Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом в следующих случаях, прямо указанных в ГК РФ:
— в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
— в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
— в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Также в суд с иском и ликвидации может обратиться учредитель (участник) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Помимо указанных оснований юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Некоторые основания для ликвидации юридического лица также названы в законодательстве о хозяйственных обществах.
Акционерное общество может быть ликвидировано по решению суда, в частности:
1. Если АО не уменьшит свой уставной капитал при переходе к обществу права собственности на собственные акции (абзац пятый п. 1 ст. 34 Закона об АО, абзац третий п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»);
2. Если АО не примет решение о собственной ликвидации в ситуации, когда стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала (п. 12 ст. 35 Закона об АО, абзац пятый п. 11 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», см. также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2012 N Ф02-5230/12, ФАС Уральского округа от 12.07.2010 N Ф09-4972/10-С4, Пятнадцатого ААС от 16.08.2012 N 15АП-4994/12).
ООО может быть ликвидировано, в частности, в случае, если число участников ООО превысит пятьдесят участников и в течение года ООО не будет преобразовано в АО, либо число его участников не уменьшится до пятидесяти (п. 1 ст. 88 ГК РФ), см. также п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Также основанием для ликвидации хозяйственного общества по решению суда может стать:
— информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Регистрирующий орган после направления уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»);
— если общество было создано без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и если его создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции»).
— неоднократное или грубое нарушение юридическим лицом исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации. С соответствующим требованием в суд вправе обратиться прокурор (ст. 1253 ГК РФ).
Источник
Принудительная ликвидация юридического лица
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (например: не приведение учредительных документов юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации) или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда на основании требований государственных органов или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Нарушение законодательства о лицензировании
На основании пункта 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Если организация осуществляет деятельность без лицензии, ей грозит ликвидация в судебном порядке.
Ликвидация по иску налоговых органов
Процедура принудительной ликвидации может быть инициирована различными государственными органами по многим основаниям. Заявителями могут быть прокуроры, налоговые органы, лицензионные органы и прочие структуры. Перечислим несколько причин, по которым деятельность фирмы могут прекратить, это:
- грубое нарушение закона, если оно носит неустранимый характер (фактически это любое неоднократное нарушение закона, например непредставление налоговой декларации);
- ведение деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия лицензии;
- осуществление деятельности, которая противоречит уставным целям;
- неоднократное нарушение законодательства о применении ККТ (например, систематическая невыдача контрольно-кассового чека);
- наличие отрицательной величины чистых активов в течение более двух лет (для ОАО).
Если организация не прошла перерегистрацию и не заявила о себе до 1 января 2003 года, она не будет считаться ликвидированной. Вместе с тем налоговые органы вправе обратиться в суд с требованием о прекращении ее деятельности.
Инициировать процедуру принудительной ликвидации может:
- Министерство по антимонопольной политике;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство финансов;
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
В настоящее время в ФНС России рассматриваются некоторые возможные варианты:
- ввести процедуру приостановления деятельности, то есть регистрирующие органы, временно ограничат организацию в праве осуществления предпринимательской деятельности.
Сделки, которые организация совершит в этот период, будут признаны недействительными. Если в дальнейшем она не заявит о себе, то ее исключат из реестра.
Остается отметить, что на сегодняшний день процесс ликвидации проходит достаточно долго и болезненно.
Нарушение закона о ККТ
Налоговые органы могут обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации организации, которая неоднократно нарушает Закон о применении ККТ.
В случае нарушения организацией правил работы с ККТ в соответствии со статьей 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушений такими нарушениями признаются продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин:
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
При этом налоговая инспекция обязана доказать суду, что данная организация преступила закон повторно, для этого необходимо представить суду хотя бы одно постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого на организацию уже был наложен штраф за неприменение ККТ.
Юридическое лицо признается виновным в соответствии со статьей 2.1 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм закона, но оно не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Источник