Принципы способы бюджетного финансирования

Конспект лекций по курсу «Государственные и муниципальные финансы».

7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т. п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям – Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т. п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений – это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

Читайте также:  Способы защиты от химического заражения местности

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

Источник

Бюджетное финансирование

Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

  1. безвозвратности;
  2. целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
  3. финансирования по мере выполнения работ, услуг;
  4. соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).

Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.

Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций,

Источник

Принципы способы бюджетного финансирования

3 тБУИПДЩ ВАДЦЕФБ, ЙИ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ

3.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ Й ПУПВЕООПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ РП ЪЧЕОШСН ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ

3.1.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ТБУИПДПЧ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. лМБУУЙЖЙЛБГЙС ТБУИПДПЧ

уПДЕТЦБОЙЕ Й УФТХЛФХТБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ТБУИПДПЧ ПРТЕДЕМСАФУС РТПЗТБННБНЙ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Й ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЪБДБЮБНЙ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД.

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПИЧБФЩЧБАФ:

  1. тБУИПДЩ ВАДЦЕФПЧ ЧУЕИ ХТПЧОЕК, Ф.Е. ТБУИПДЩ ЛПОУПМЙДЙТПЧБООПЗП ВАДЦЕФБ, ЛПФПТЩЕ Ч УПЧПЛХРОПУФЙ ПВТБЪХАФ ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ ЗПУХДБТУФЧБ.
  2. дЕГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ, Ф.Е. ТБУИПДЩ ДТХЗЙИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ПВТБЪПЧБОЙК
Читайте также:  Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета при усн

у ГЕМША ПРТЕДЕМЕОЙС ТПМЙ Й ЪОБЮЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧБ ЙИ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФ РП ПРТЕДЕМЕООЩН РТЙЪОБЛБН

рП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ УПДЕТЦБОЙА Й ЧМЙСОЙА ОБ РТПГЕУУ ТБУЫЙТЕООПЗП ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ТБУИПДЩ ВАДЦЕФБ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ. зТХРРЙТПЧЛБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЕК ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ тж.

фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ — ЬФП ТБУИПДЩ ОБ РПЛТЩФЙЕ ФЕЛХЭЙИ ЪБФТБФ (РПФТЕВОПУФЕК) ЗПУХДБТУФЧБ.

л ФЕЛХЭЙН ТБУИПДБН ВАДЦЕФБ ПФОПУСФУС:

  1. тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА УПГЙБМШОЩИ ЙОЖТБУФТХЛФХТ,
  2. ъБФТБФЩ РП УФЙНХМЙТПЧБОЙА ОБТПДОПЗП ИПЪСКУФЧБ,
  3. фЕЛХЭЙЕ УХВУЙДЙЙ ОЙЦЕУФПСЭЙН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ,
  4. чЩРМБФБ РТПГЕОФПЧ РП ЗПУХДБТУФЧЕООПНХ ДПМЗХ,
  5. тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА ПТЗБОПЧ ХРТБЧМЕОЙС Й Ф.Д.

лБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ДЕОЕЦОЩЕ ЪБФТБФЩ, УЧСЪБООЩЕ У ЧМПЦЕОЙЕН Ч ПУОПЧОПК ЛБРЙФБМ Й РТЙТПУФ ЪБРБУПЧ.

л ЛБРЙФБМШОЩН ТБУИПДБН ПФОПУСФУС:

  1. йОЧЕУФЙГЙЙ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙОЧЕУФЙГЙПООЩНЙ РТПЗТБННБНЙ,
  2. вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ОБ ЙОЧЕУФЙГЙПООЩЕ ГЕМЙ,
  3. тБУИПДЩ ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ЛБРЙФБМШОПЗП ТЕНПОФБ ЪДБОЙК, УППТХЦЕОЙК,
  4. й ДТХЗЙЕ ТБУИПДЩ ЛБРЙФБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ.

ч УПУФБЧЕ ЛБРЙФБМШОЩИ ТБУИПДПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ПВТБЪПЧБО ВАДЦЕФ ТБЪЧЙФЙС. рПТСДПЛ Й ХУМПЧЙС ЖПТНЙТПЧБОЙС ВАДЦЕФБ ТБЪЧЙФЙС ПРТЕДЕМСАФУС ЖЕДЕТБМШОЩН ВАДЦЕФПН.

тБУИПДЩ, УПЗМБУОП вАДЦЕФОПК лМБУУЙЖЙЛБГЙЙ тж РПДТБЪДЕМСАФУС:

  1. рП ЖХОЛГЙПОБМШОЩН РТЙЪОБЛБН ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ. л ОЙН ПФОПУСФУС ТБУИПДЩ ОБ:
    1. зПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ,
    2. нЕЦДХОБТПДОБС ДЕСФЕМШОПУФШ,
    3. уФЙНХМЙТПЧБОЙЕ РТПНЩЫМЕООПУФЙ,
    4. тБЪЧЙФЙЕ УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ,
    5. пИТБОХ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ Й Ф.Д.
  2. чЕДПНУФЧЕООЩН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. Ч ТБЪТЕЪЕ РПМХЮБФЕМЕК ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ. тБУИПДЩ РП ЧЕДПНУФЧЕООПНХ РТЙЪОБЛХ ХФЧЕТЦДБАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ. жЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОПН П ВАДЦЕФЕ ХФЧЕТЦДБАФУС ТБУИПДЩ ФПМШЛП РП РТСНЩН РПМХЮБФЕМСН УТЕДУФЧ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.>
  3. ьЛПОПНЙЮЕУЛЙН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. РП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ОБЪОБЮЕОЙА.

    ьФП НПЗХФ ВЩФШ ТБУИПДЩ:

    1. оБ ПРМБФХ ФТХДБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ УМХЦБЭЙИ,
    2. оБ ПРМБФХ ЛПННХОБМШОЩИ ХУМХЗ,
    3. оБ РТЙПВТЕФЕОЙЕ ЙОЧЕОФБТС,
    4. й Ф.Д.

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ У ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РП ЧЙДБН, УПЗМБУОП УФБФШЕ 84 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ. тБУИПДЩ, УПЧНЕУФОП ЖЙОБОУЙТХЕНЩЕ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ, ВАДЦЕФПЧ УХВЯЕЛФПЧ тж Й ВАДЦЕФПЧ НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК ПРТЕДЕМЕОЩ УФБФШЕК 85 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ тж. уХВЯЕЛФЩ ЖЕДЕТБГЙЙ ЖЙОБОУЙТХАФ ФБЛЦЕ ЪБФТБФЩ , ПРТЕДЕМЕООЩЕ УФБФШЕК 86, Б НХОЙГЙРБМШОЩЕ ПВТБЪПЧБОЙС — УФБФШЕК 87 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ.

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА РПМЙФЙЛХ, РТПЧПДЙНХА ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ.

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Ч ДЙОБНЙЛЕ ПФПВТБЦЕОБ Ч УИЕНЕ:

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ

3.1.2 рТЙОГЙРЩ Й ЖПТНЩ ВАДЦЕФОПЗП ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ УТЕДУФЧБ ТБУРТЕДЕМСАФУС Й ТБУИПДХАФУС РХФЕН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ — ВЕЪЧПЪЧТБФОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩИ Ч ТБУРПТСЦЕОЙЕ РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ЙИ ХУФБЧОПК ФЕЛХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ЙЪ УМЕДХАЭЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ:

  • йЪ УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ;
  • уТЕДУФЧ ЧОЕВАДЦЕФОЩИ ЖПОДПЧ;
  • уПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПВЯЕДЙОЕОЙК Й РТЕДРТЙСФЙК.

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ЕДЙОЩИ РТЙОГЙРПЧ:

  • вЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ;
  • гЕМЕОБРТБЧМЕООПУФШ, РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ РП УФБФШСН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ: ОБ ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, ФЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ Й Ф.Д.
  • жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ (ХУМХЗ) — РПЛЧБТФБМШОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ
  • уПВМАДЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ — ЪБЛПООПЕ ТБУИПДПЧБОЙЕ УТЕДУФЧ.

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. пТЗБОЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ ТБЪТЕЫБАФ ЖЙОБОУЙТПЧБФШ ФПМШЛП ФЕ ТБУИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ОПТНБФЙЧОЩНЙ БЛФБНЙ Й ХФЧЕТЦДЕОЩ ЪБЛПОБНЙ П ВАДЦЕФБИ, ВАДЦЕФОПК ТПУРЙУША, УНЕФБНЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.

вАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч тж ЙНЕЕФ 2 ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:

  1. жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК, ЙНЕАЭЙИ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА Й ЖЙОБОУПЧХА УБНПУФПСФЕМШОПУФШ;
  2. жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.

  1. иПЪСКУФЧЕООЩЕ РТЕДРТЙСФЙС УЧПЙ ПУОПЧОЩЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ Й УПГЙБМШОЩЕ ТБУИПДЩ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЪБ УЮЕФ УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ Й ЛТЕДЙФПЧ. жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЙЪ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС МЙЫШ Ч ТБНЛБИ ЪБЛПОПЧ.
    оБРТЙНЕТ, Ч ЧЙДЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ, УПЗМБУОП ЪБЛПОХ П ВАДЦЕФЕ, ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ВБЪПЧЩИ ПФТБУМЕК РТПНЩЫМЕООПУФЙ (ХЗПМШОПК), УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ, ЧПЪДХЫОПЗП, ЧПДОПЗП Й НПТУЛПЗП ФТБОУРПТФБ Й Ф.Д.
  2. зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ПФОПУСФУС Л ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. пОЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБГЙПОБМШОЩК ДПИПД ОЕ УПЪДБАФ (ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪДТБЧППИТБОЕОЙЕ, ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ, ПВПТПОБ Й Ф.Д.) Й РПЬФПНХ РПМОПУФША ЖЙОБОУЙТХАФУС ЙЪ ВАДЦЕФБ. иПФС ЙН Ч РТЕДЕМБИ ХУФБЧБ ТБЪТЕЫЕОБ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ. дПИПДЩ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЪБЮЙУМСАФУС ОБ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ УЮЕФБ Й ЙУРПМШЪХАФУС ЧОХФТЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС.

рТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УМЕДХАЭЙИ ЖПТНБИ:

  • бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК;
  • пРМБФБ РП ЗПУХДБТУФЧЕООЩН (НХОЙГЙРБМШОЩН) ЛПОФТБЛФБН ЪБ ФПЧБТЩ Й ХУМХЗЙ;
  • фТБОУЖЕТФЩ ОБУЕМЕОЙА;
  • бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РПМОПНПЮЙК, РЕТЕДБЧБЕНЩИ ОБ ДТХЗЙЕ ХТПЧОЙ ЧМБУФЙ Й ОБ ЛПНРЕОУБГЙА ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБУИПДПЧ, ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ЙЪ-ЪБ ТЕЫЕОЙК ЧЩЫЕУФПСЭЙИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ;
  • вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ АТЙДЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
  • уХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ, АТЙДЙЮЕУЛЙН Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
  • йОЧЕУФЙГЙЙ Ч ХУФБЧОЩЕ ЛБРЙФБМЩ АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ;
  • вАДЦЕФОЩЕ УУХДЩ, ДПФБГЙЙ, УХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ ВАДЦЕФБН ДТХЗЙИ ХТПЧОЕК, ЗПУХДБТУФЧЕООЩН ЧОЕВАДЦЕФОЩН ЖПОДБН;
  • лТЕДЙФЩ ЙОПУФТБООЩН ЗПУХДБТУФЧБН;
  • уТЕДУФЧБ ОБ ПВУМХЦЙЧБОЙЕ Й РПЗБЫЕОЙЕ ДПМЗПЧЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ.
Читайте также:  Способы защиты электроустановок от перенапряжений

3.1.3 уНЕФОП-ВАДЦЕФОПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ

уНЕФОП-ВАДЦЕФОЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ОБЪЩЧБЕФУС ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ДЕОЕЦОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК, ДЕКУФЧХАЭЙИ Ч ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ.

л ФБЛПЧЩН ПФОПУСФУС, ОБРТЙНЕТ, УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОБС УЖЕТБ, ПВПТПОБ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС Й ДТХЗЙЕ.

ьФЙ ХЮТЕЦДЕОЙС РПМХЮБАФ УТЕДУФЧБ ОБ УЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ ОБ ПУОПЧЕ ЖЙОБОУПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, ОБЪЩЧБЕНЩИ УНЕФБНЙ.

ч ВАДЦЕФОХА УЖЕТХ ЧИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Й ХЮТЕЦДЕОЙС:

  • жХОДБНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС Й УПДЕКУФЧЙЕ офр;
  • оБГЙПОБМШОБС ПВПТПОБ;
  • рТБЧППИТБОЙФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ Й ПТЗБОЩ ВЕЪПРБУОПУФЙ;
  • уХДЕВОБС УЙУФЕНБ Й ПТЗБОЩ РТПЛХТБФХТЩ тж;
  • уПДЕТЦБОЙЕ РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩИ Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ.

лБЦДПЕ ВАДЦЕФОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ ЙНЕЕФ УНЕФХ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ. уНЕФБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПВЯЕН, ГЕМЕЧПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Й РПЛЧБТФБМШОПЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ УТЕДУФЧ, ЧЩДЕМЕООЩИ ЙЪ ВАДЦЕФБ.

жПТНЩ УНЕФ ДМС ЧУЕИ ФЙРПЧ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ПРТЕДЕМСАФУС нЙОЙУФЕТУФЧПН ЖЙОБОУПЧ тж.

рТПГЕУУ ХФЧЕТЦДЕОЙС УНЕФЩ УПУФПЙФ ЙЪ УФБДЙК, УЧПКУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОПНХ РТПГЕУУХ: УПУФБЧМЕОЙА, ТБУУНПФТЕОЙА, ХФЧЕТЦДЕОЙА Й ЙУРПМОЕОЙА.

уНЕФБ ДЕКУФЧХЕФ Ч ФЕЮЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Ф.Е. У 1 СОЧБТС РП 31 ДЕЛБВТС. дПЛХНЕОФ РПДРЙУЩЧБЕФУС ЗМБЧОЩН ВХИЗБМФЕТПН Й ДЙТЕЛФПТПН ВАДЦЕФОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ХФЧЕТЦДБЕФУС ЗМБЧОЩН ТБУРПТСДЙФЕМЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

уНЕФЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП ЛТХЗХ Й ФЙРХ ПИЧБФЩЧБЕНЩИ ЙНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК.

рП ЛТХЗХ ХЮТЕЦДЕОЙК УНЕФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

  1. йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ
  2. уЧПДОЩЕ
  3. гЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ НЕТПРТЙСФЙС.

йОДЙЧЙДХБМШОБС УНЕФБ УПДЕТЦЙФ ТБУИПДЩ Й ДПИПДЩ ФПМШЛП ПДОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС. пОБ РПЪЧПМСЕФ ХЮЙФЩЧБФШ ПУПВЕООПУФЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ИБТБЛФЕТ Й НБУЫФБВЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ. йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УНЕФЩ ХЮТЕЦДЕОЙК, РТЙОБДМЕЦБЭЙИ Л ПДОПК ПФТБУМЙ ЙМЙ УЖЕТЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВЯЕДЙОСАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ, ЧЕДПНУФЧБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УЧПДОЩЕ УНЕФЩ.

нЙОЙУФЕТУФЧБ, ЧЕДПНУФЧБ РТЕДПУФБЧМСАФ ЙИ (УЧПДОЩЕ УНЕФЩ) Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ ДМС ЧЛМАЮЕОЙС Ч ВАДЦЕФ.

уФТХЛФХТОЩНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ УНЕФЩ СЧМСАФУС УФБФШЙ ТБУИПДПЧ, ЛБЦДБС ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙНЕЕФ РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ.

дМС ЧУЕИ ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РП ХЛТХРОЕООЩН УФБФШСН:

  1. пРМБФБ ФТХДБ;
  2. фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ;
  3. лБРЙФБМПЧМПЦЕОЙС Й ЛБРЙФБМШОЩК ТЕНПОФ.

тБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС УФТПЗП Ч РТЕДЕМБИ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РПУФБФЕКОП.

уНЕФЩ УПУФБЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ОПТН ТБУИПДПЧ.

оПТНЩ ТБУИПДПЧ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ПВСЪБФЕМШОЩЕ Й ОЕПВСЪБФЕМШОЩЕ.

пВСЪБФЕМШОЩЕ ОПТНЩ — ЬФП ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ РТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙЪНЕОЕОЩ (ЫФБФЩ, УФБЧЛЙ ЪБТБВПФОПК РМБФЩ, ТБУИПДЩ ОБ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РЙФБОЙЕ Й НЕДЙЛБНЕОФЩ). ч РЕТЙПД ЙОЖМСГЙЙ, ХЮТЕДЙФЕМЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РП УПЗМБУПЧБОЙА У ЖЙОБОУПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ НПЗХФ ЧОПУЙФШ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ОПТНЩ.

оЕПВСЪБФЕМШОЩЕ (ЙМЙ ЖБЛХМШФБФЙЧОЩЕ) ОПТНЩ — ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ НПЗХФ ЙЪНЕОСФШУС У ХЮЕФПН ЛПОЛТЕФОЩИ ПУПВЕООПУФЕК ХЮТЕЦДЕОЙК Й РПДМЕЦБФ ПВСЪБФЕМШОПК ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЕ.

л ФБЛЙН ОПТНБН ПФОПУСФУС: ЧУЕ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ (ЪБФТБФЩ ОБ ПФПРМЕОЙЕ, ПУЧЕЭЕОЙЕ, ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ЪДБОЙК Й ДТ.)

уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ОЕПВСЪБФЕМШОЩИ ОПТН ПВХУМБЧМЙЧБЕФУС ФЕН, ЮФП ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ТБВПФБАФ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ХУМПЧЙСИ.

оБРТЙНЕТ, 2 ПОЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ УФБГЙПОБТБ НПЗХФ ТБВПФБФШ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПНЕЭЕОЙСИ. зПТПДУЛЙЕ Й УЕМШУЛЙЕ ХУМПЧЙС ФПЦЕ ТБЪМЙЮОЩ. рПЬФПНХ ЛБЦДПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ НПЦЕФ ЙЪНЕОСФШ ЬФЙ ОПТНЩ, ОП Ч РТЕДЕМБИ ПВЭЕК ОПТНЩ, ЛПФПТЩЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЕЗП ТЕБМШОЩН РПФТЕВОПУФСН.

оПТНЩ ТБУИПДПЧ РПДТБЪДЕМСАФУС ФБЛЦЕ ОБ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДЕОЕЦОЩЕ

нБФЕТЙБМШОЩЕ ОПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ. пОЙ ЪБЛМАЮБАФ Ч УЕВЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП НБФЕТЙБМШОЩИ УТЕДУФЧ ОБ ЕДЙОЙГХ ЙЪНЕТЕОЙС ТБУИПДПЧ. оБРТЙНЕТ, ЛПМЙЮЕУФЧП РТПДХЛФПЧ РЙФБОЙС ОБ 1 ВПМШОПЗП Ч ДЕОШ, ЛПМЙЮЕУФЧП ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ЛМБУУБ Й Ф.Д.

дЕОЕЦОЩЕ ОПТНЩ ПФТБЦБАФ УФПЙНПУФШ НБФЕТЙБМШОЩИ ОПТН

оПТНЩ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ойй Й ХФЧЕТЦДБАФУС РТБЧЙФЕМШУФЧПН.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЕМЕЧПК ОБРТБЧМЕООПУФЙ ОПТНЩ ДЕМСФУС ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ Й ЛПНВЙОЙТПЧБООЩЕ.

л ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН ПФОПУСФУС ОПТНЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ТБУИПДЩ ФПМШЛП ОБ ПДОХ ГЕМШ. пОЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ УНЕФ ХЮТЕЦДЕОЙК.

лПНВЙОЙТПЧБООБС ОПТНБ — ПВЭБС УХННБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ОПТН РП ПРТЕДЕМЕООПНХ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПНХ РПЛБЪБФЕМА. оБРТЙНЕТ: ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ 1 ВПМШОПЗП Ч ВПМШОЙГЕ (ЛПКЛП-ДЕОШ).

рТЙНЕОЕОЙЕ ОПТН РПЪЧПМСЕФ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООП УПУФБЧМСФШ УЧПДОЩЕ УНЕФЩ Й РПМШЪПЧБФШУС ЙНЙ.

чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС

  1. оБЪПЧЙФЕ ЖПТНЩ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ.
  2. хЛБЦЙФЕ РТЙОГЙРЩ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ
  3. ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ВАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ?
  4. лБЛЙЕ ЧЙДЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЖЙОБОУЙТХАФУС Ч УНЕФОПН РПТСДЛЕ?
  5. пИБТБЛФЕТЙЪХКФЕ УЙУФЕНХ ОПТН ДМС УПУФБЧМЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ УНЕФ.
  6. лБЛПК ПТЗБО ХФЧЕТЦДБЕФ УНЕФХ ЗПТПДУЛПЗП ХРТБЧМЕОЙС ПВТБЪПЧБОЙС?

ъБДБЮЙ ДМС УБНПЛПОФТПМС

рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ ДЙОБНЙЛХ БУУЙЗОПЧБОЙК ЙЪ ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ ЖЕДЕТБГЙЙ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ЪБ РПУМЕДОЙЕ 2 ЗПДБ. хЛБЦЙФЕ, Ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПОЙ РТЕДПУФБЧМСМЙУШ.

оБЪПЧЙФЕ РТЙЮЙОЩ, ПРТЕДЕМЙЧЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ПВЯЕНБ, УПУФБЧБ, УФТХЛФХТЩ Й ЖПТН РТЕДПУФБЧМЕОЙС УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ.

© гЕОФТ ДЙУФБОГЙПООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС пзх, 2002

Источник

Оцените статью
Разные способы