- «Методы, средства и принципы воспитания»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Принципы и методы воспитания
- Классификация принципов воспитания
- Готовые работы на аналогичную тему
- Группы методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы и принципы воспитания
- Основные методы и принципы воспитания
- Принцип ведущей роли педагога
- Принцип единства
- Принцип активной деятельности
- Взаимосвязь воспитания и жизни
- Принцип опоры на коллектив
- Принцип гуманизма
- Принцип самовоспитания
«Методы, средства и принципы воспитания»
Методические реклмендации по теме «Методы, средства и принципы воспитания» для педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования к семинару «Моделирование и построение воспитательной системы МУДО» подготовил методист Ульянченко Яна Олеговна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы воспитания . Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и учащихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю.К. Бабанского, который выделяет три группы методов по их месту в процессе воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания. Средства воспитания – это источник формирования личности. К ним относятся:
- различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
- вещи и предметы;
- произведения и явления духовной и материальной культуры;
- природа;
- конкретные мероприятия и формы работы.
Принципы воспитания. Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.
В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:
- Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
- Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
- Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) учащихся. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
- Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
- Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
- Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.
- Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).
«Центр дополнительного образования для детей»
Источник
Принципы и методы воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация принципов воспитания
Среди всех педагогических принципов воспитания можно выделить три основные группы, определяющие совокупность требований к организации процесса воспитания в образовательном учреждении:
- 1 группа принципов включает комплекс требований к процессу воспитания;
- 2 группа принципов обозначает основные требования к организации воспитательного процесса;
- 3 группа принципов включает требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников.
К первой группе принципов относятся:
- принцип природосообразности (взаимосвязь социальных и естественных процессов при котором процесс воспитания должен согласовываться с общими законами развития и природы человека, его половозрастных характеристик);
- принцип культуросообразности (приобщение воспитанников к разным пластам культуры общества, этноса, мирового сообщества, рассматриваются такие составные элементы культуры, как духовная, интеллектуальная, нравственная, бытовая, экономическая, физическая, материальная, сексуальная, политическая);
- принцип центризма (признание приоритета личности относительно государства, общества, социальных институтов; при этом институты воспитания выполняют роль средств развития личности);
- принцип дополнительности образования (воспитание рассматривается как совокупность процессов семейного, общественного, религиозного воспитания).
В профессиональной школе к первой группе принципов относится принцип профессиональной направленности, предполагающий формирование у обучающихся норм профессиональной этики, пути профессионального и личностного самосовершенствования, развитие профессиональной идентичности.
Вторая группа принципов воспитания включает:
- принцип гуманистической ориентации (рассмотрение воспитанника в качестве основной ценности в системе человеческих отношений);
- принцип социальной адекватности (соответствие средств и содержания воспитания социальному окружению, в котором реализуется воспитательный процесс, задачи которого ориентированы на социально-экономические условия);
- принцип индивидуализации (выявление индивидуального пути социального развития воспитанника, определение специальных задач, отвечающих его индивидуальным особенностям, особенностей включения в разные виды деятельности, предоставление возможности для самораскрытия и самореализации, раскрытие потенциалов личности);
- принцип социального закаливания (включение обучающихся в ситуации, требующие волевого усилия для разрешения негативного влияния общества, овладения различными способами этого преодоления, соответствующими индивидуальным особенностям воспитанника, формирования стрессоустойчивости, социального иммунитета, рефлексивной позиции);
- принцип создания воспитывающей среды (организация отношений, способствующих формированию социальности обучающихся, важна роль единства коллектива образовательного учреждения, взаимной ответственности, взаимопомощь, сопереживание всех участвующих в этом процессе, при организации учебно-воспитательного процесса должны доминировать творческие начала).
Готовые работы на аналогичную тему
Третья группа включает следующие принципы:
- принцип развивающей социальной интеракции (организация учебно-воспитательного процесса с учетом закономерностей онтогенеза, активизация собственных ресурсов воспитанников для ответственного и самостоятельного разрешения перспективных и актуальных проблем жизни);
- принцип стимулирования саморазвития (формирование мотивов для самовоспитания и самообразования, целенаправленность и осознанность процесса самосовершенствования, его определение своих потенциалов, обучение способам рефлексии, самопознания, планирования жизненных событий);
- принцип нравственного саморегулирования (педагогическая помощь воспитанникам в реализации нравственной экспертизы событий на базе сформированных поведения и отношений);
- принцип самоактуализации (любое событие должно включать ситуационную доминанту, представляющую актуализированное внутреннее состояние воспитанника);
- принцип эмпатийного взаимодействия (создание определенного социального пространства совместного существования воспитанника и педагога, в результате чего формируются субъективный образ мира и система ценностных ориентаций);
- принцип вариативности (дифференцированное включение воспитанников в социально-педагогические ситуации).
Группы методов воспитания
Методы воспитания — способы взаимодействия воспитанников и педагогов, в процессе которого наблюдаются изменения в развитии качеств личности обучающихся (способы воздействия на волю, сознание, поведение, чувства). Это путь достижения целей и задач воспитания.
Все методы воспитания подразделяются на группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого влияния вызывают отсроченную или немедленную реакцию воспитанника и его действия, ориентированные на самовоспитание и саморазвитие.
Методы косвенного влияния вызывают такую организацию деятельности и ситуацию, в которые включены обучающиеся. В таком случае формируется установка на самообразование и самосовершенствование, на формирование определенной позиции в системе отношений с обществом, педагогами, друзьями.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: используются для формирования понятий, взглядов, установок применяются методы убеждения. Убеждение подразумевает доказательство какого-либо понятия, оценки происходящего, нравственной позиции.
Методы воздействия на мотивационную сферу подразумевают стимулирование, определенные методы, основанные на формировании у воспитанников осознанных побуждений их деятельности. В качестве стимулирования в педагогической деятельности распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это система методов, выстроенная по определенному признаку. Классификация помогает выявить в методах общее и специфическое, случайное и существенное, теоретическое и практическое. Это способствует осознанному выбору метода преподавателем, более эффективному их применению.
По характеру воздействия методы воспитания подразделяют на упражнения, убеждение, поощрение и наказание. Методы делят по критериям: применимость, направленность, особенность и др.
По направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (объяснение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, лекция, увещевание, инструктаж, внушение, доклад, диспут, пример); методы организации деятельности, формирования и совершенствования опыта поведения (воспитывающие ситуации, поручение, упражнение); методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).
Источник
Методы и принципы воспитания
Методы и принципы воспитания – это начальные установки, важные ориентиры, организовывающие и упорядочивающие систему воспитательной работы. Принципы позволяют предъявить общие требования к разным областям воспитательной деятельности, придавая им единую, целостную картину.
Основные методы и принципы воспитания
Методы и принципы воспитания тесно взаимосвязаны с принципами обучения. Однако существует разница между ними, своя специфика у каждой категории, которая выходит из своеобразия процессов воспитания и обучения.
С учетом современных представлений о воспитании можно отметить следующие основные принципы:
- Главная роль учителя;
- Единство и взаимосвязь компонентов воспитательного процесса;
- Поддержка коллектива;
- Гуманизм;
- Активная деятельность обучающихся;
- Взаимосвязь воспитания и реальной жизни;
- Самовоспитание.
Разберем каждый из перечисленных принципов более подробно.
Принцип ведущей роли педагога
Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия.
Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования.
Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.
Принцип единства
Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.
С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.
Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:
- Образовательное учреждение;
- Семья;
- Трудовой коллектив;
- Общество.
Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.
Принцип активной деятельности
Принцип организации активной деятельности воспитанников означает, что необходимо сочетать активное руководство педагога и активную деятельность самих воспитанников.
Данный принцип основополагается на том, что результативное развитие индивида осуществляется только лишь в условиях активной собственной деятельности.
Взаимосвязь воспитания и жизни
На сегодняшний день принцип воспитания и жизни трактуется как оказание помощи индивиду в его разностороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.
Осуществление данного принципа способствует созданию не только системы государственных образовательных учреждений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут воплощать свои интересы, не обязательно совпадающие с политическими.
Принцип опоры на коллектив
Эффект воспитания во многом обусловлен влиянием групп, в которых осуществляется воспитательный процесс личности.
Психологическая атмосфера таких групп – существенный фактор процесса воспитания. Данный принцип требует от воспитателя определять характер группы, умения регулировать социально-психологический климат в ней.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.
Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.
Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.
Принцип самовоспитания
Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.
Значимость данного принципа продиктована изменением в современном социальном обществе роли образования. Его значение сегодня можно сформулировать следующим образом: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».
Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.
Источник