Принцип требующий чтобы способ время сумма платежа

Основные принципы налогообложения.

Основоположником теории налогообложения называют шотландского экономиста и философа Адама Смита (18 в.). Из его теории можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность обложения.

Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.

Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в наиболее удобные для н/п время и способом.

Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога.

Важным моментом в формировании налоговой системы страны является выбор основополагающего принципа налогообложения в целом. Существуют два принципа распределения налогового бремени в экономике.

Принцип полученных благ. Предполагает, что те, кто пользуется определенными общественными благами должны платить налоги, необходимые для финансирования этих благ. Однако, несостоятельность этого принципа во многих случаях вытекает из того, что было бы нелепо и безрезультатно заставлять бедные семьи выплачивать налоги, необходимые для финансирования пособий для них же. Аналогично с безработными.

Принцип платежеспособности. Базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния.

Системное изложение принципов налогообложения, не утративших своего значения, до настоящего времени, оставил немецкий ученый Адольф Вагнер: 9 основных принципов, которые классифицируются в 4 группы.

финансовые принципы: достаточности обложения (система н/о должна обеспечивать потребности бюджета); Эластичности (подвижность) обложения (н/о должно быть способно адаптироваться к государственным нуждам, т.е. налог может быть увеличен или сокращен по мере необходимости).

народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения (решение вопроса о том, должен ли облагаться налогом доход или капитал индивидуума или же всего населения в целом); правильная комбинация различных налогов с учетом последствий их переложения.

Этические принципы (принципы справедливости): всеобщность обложения; равномерность обложения.

Административно-технические принципы: определенность обложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек, связанных со взиманием налогов.

Налоги: сущность, структура, характеристики, классификации.

Эволюция научных взглядов на природу и сущность налогов происходило с развитием государственности, расширением функций государства. Так, по определению Фомы Аквинского (13 век) налоги – это дозволенная форма грабежа. В 18 веке Адам Смит говорит о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, — писал он, — составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение прави­тельства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны”.

Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, а также физических лиц по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с хозяйствующих субъектов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая природа налогов заключается в том, что это вид финансового платежа с атрибутивными признаками: обязательность, безэквивалентность, законодательный и целевой характер.

Экономическая сущность налогов – это экономическая категория; это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами) по поводу перераспределения валового внутреннего продукта в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Внешняя форма проявления экономической сущности налогов: — с позиций государства – это денежные доходы государства; с позиций н/плательщика – это изъятие части его собственного дохода.

Внешние правовые формы проявления налогов – нормы налогового права.

Реализация отдельных функций каждого конкретного налога определяется его элементами. 7 элементов налога:

Элементы налогообложения атрибутивны, так как определение их (установление) исключительно обязательно.

Субъект налога – это юридические и/или физические лица, на которые законодательством (НК РФ) возложена обязанность уплачивать налог (сбор). То есть, налогоплательщики.

Объект налогообложения представляет собой предмет, действие, стоимостную или натуральную величину, на которые направлено действие налога. В соответствии с НК РФ объектом налогообложения могут выступать: операции по реализации товаров (работ, услуг); прибыль (доход), стоимость реализованных товаров (работ, услуг); имущество и иной объект.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка – это норма налогового изъятия. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога НК РФ предусмотрен для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательно.

До вступления в действие Налогового кодекса элементом налога являлась и ответственность за неполную или несвоевременную уплату. Действующее законодательство (НК РФ) предусматривает общие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства.

Не обязательным элементом налога являются условия предоставления льгот. Налоговые льготы – это изменение элементов налога, регламентируемое законодательными нормами и направленное на уменьшение налоговых обязательств или отсрочку платежа налогоплательщика. Налоговые льготы делятся на: общие (предоставляются всем плательщикам данного налога) и специальные (предоставляются только конкретным категориям н/плательщиков). Льготы не могут носить индивидуальный характер.

Источник

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Источник

Читайте также:  Электрический способ выплавки стали
Оцените статью
Разные способы