Принцип это способ познания объекта исследования

Содержание
  1. Научно-исследовательская деятельность «Понятие о методологии. «Принципы научного исследования»
  2. Описание презентации по отдельным слайдам:
  3. Охрана труда
  4. Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
  5. Охрана труда
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Общая информация
  8. Похожие материалы
  9. Статья на тему: «Современные образовательные технологии»
  10. Презентация по биомеханике «Аппарат научного исследования»
  11. Статья на тему: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  12. Мастер-класс «Все о кофе»
  13. Статья на тему: «ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
  14. Статья на тему: «ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЙН РЭНД»
  15. Проект. «Здоровый образ жизни»
  16. Статья на тему: «ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»
  17. Вам будут интересны эти курсы:
  18. Оставьте свой комментарий
  19. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  20. Подарочные сертификаты
  21. Философия науки
  22. Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
  23. 1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

Научно-исследовательская деятельность «Понятие о методологии. «Принципы научного исследования»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Методы научного исследования, их использование

Описание слайда:

1. Методы и техника научных исследований
Метод (от греческого — путь к чему-либо) — в самом общем случае означает средство достижения цели, способ исследования явления, определяющий планомерный подход к их научному познанию и установлению истины.
Научный метод – это способ познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии, способ достижения поставленных целей и задач исследования и отвечает на вопрос: «Как познавать?»

Описание слайда:

Методика исследования – это система правил использования методов, приемов и способов для проведения какого-либо исследования.

Описание слайда:
Описание слайда:

Диалектический метод- фундаментальный, обобщенный метод познания
Диалектический подход позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянную противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке действительности.
Диалектика выступает как орудие познания во всех областях науки и на всех этапах научного исследования. Она определяет позиции исследователя, становится основой интерпретации объекта и субъекта познания, процесса познания и его результатов.

Описание слайда:

Методы эмпирического исследования
Наблюдение – это систематическое целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений объективной действительности, которые выступают объектами исследования.
Сравнение – это процесс сопоставления предметов или явлений действительности с целью установления сходства или различия между ними, а также нахождение общего, присущего, что может быть присуще двум или нескольким объектам исследования.

Описание слайда:

Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отображения общих признаков и свойств объективных явлений.
Измерение – это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения.

Описание слайда:

Эксперимент – апробация знаний об изучаемых явлений в контролируемых или искусственно созданными условиях.
Эксперимент проводят:
— при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;
— при проверке правильности теоретических построений;
— при демонстрации явления.
Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том, что:
во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистому виде», устранив побочные факторы, скрывающие основной процесс;
в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;
существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость.

Описание слайда:

На первом этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используют методы:
опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование),
экспертных оценок,
лабораторные эксперименты (в физике, химии).

Описание слайда:

На втором этапе исследования используют методы для обработки полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показателей анализа, интерпретации их содержания.

На данном этапе широко используются методы статистического анализа:
Корреляционный анализ – это процедура для изучения соотношения между независимыми переменными. Связь между этими величинами оказывается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции.
Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам.
Метод импликационных шкал – это наглядная форма измерения и оценки полученных данных, градуируемых по количеству или интенсивности признаков.

Читайте также:  Способы заработка зимой детям
Описание слайда:

Методы исследований на эмпирическом и теоретическом уровнях
Абстрагирование (от латинского термина, означающего отвлечение) – это мысленное отвлечение от неодушевленных, второстепенных признаков предметов и явлений, связей и отношений между ними и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Отождествление – образование понятий путем объединения предметов, связанных отношениями типа равенства в особый класс (отвлечение от некоторых индивидуальных свойств предметов)

Описание слайда:

Изоляция — выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными названиями;
Конструктивизация – отвлечение от неопределенности границ реальных объектов (останавливается непрерывное движение т.п.);
Актуальной бесконечности – отвлечение от незавершенности (и завершенности) процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным перечнем всех элементов (такое множество рассматривается как существующее);
Потенциальной осуществимости — отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью продолжительности жизни во времени и в пространстве (бесконечность выступает уже как потенциально осуществимая).

Описание слайда:

Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет на части с целью его детального изучения.
Синтез, наоборот, является следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.

Описание слайда:

Индукция представляет собой умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям, когда на основе знаний о части предметов класса делается вывод о классе в целом.
Дедукция – это такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основе знания об общих свойствах всего множества.

Описание слайда:

Моделирование – косвенный, опосредованный метод научного исследования объектов познания (непосредственное изучение которых невозможно, затруднено или нецелесообразно), основанный на применении модели как средства исследования.
Суть моделирования заключается в замещении изучаемого объекта другим, специально для этого созданным. Под моделью понимают воображаемую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна заместить его так, что она сама становится источником информации об объекте познания.
Модели могут быть физические, математические, естественные, достаточно адекватные исследуемому явлению, процессу.

Описание слайда:

Методы теоретических исследований
Восхождение от абстрактного к конкретному – это одна из форм научного познания. Согласно этому методу, мышления берет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлению и от него — к конкретному в мышлении.
Метод идеализации – мысленное конструирование объектов, которых нет в действительности, или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами.

Описание слайда:

Формализация – метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.

Описание слайда:

Общенаучные методы
исторический и логический методы исследования позволяют мысленно воспроизвести исследуемый объект со всей его объективной конкретностью, представить и понять его в развитии.
математические методы (шкалирование и рейтинг)
аксиоматический метод
статистические методы

Описание слайда:

Домашнее задание
Знать классификацию и характеристику методов.
Самостоятельно проработать текст «Язык науки. Специфика научной терминологии», составить конспект.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 97 человек из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов
Читайте также:  Плыли каким способом образован

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 172 человека из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья на тему: «Современные образовательные технологии»

Презентация по биомеханике «Аппарат научного исследования»

Статья на тему: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Мастер-класс «Все о кофе»

Статья на тему: «ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Статья на тему: «ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЙН РЭНД»

Проект. «Здоровый образ жизни»

Статья на тему: «ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309127 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Философия науки

Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Сущность метода.

2.Виды методов научного познания.

3.Функции методов научного знания.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это — методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Читайте также:  Снежный барс способ питания

Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» — в физике, «материальная точка» — в механике, «точка», «прямая» — в геометрии).

Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания.

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель — объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.

Источник

Оцените статью
Разные способы