Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Источник
Примеры способы рифмовки перекрестная парная опоясывающая
Рифма и ее разновидности
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Рифма Урок 5
Здравствуйте!
Кто сегодня присутствует, кого нет? Приготовьте тетради иручки. После объяснения темы, будет диктант.
Сегодня тема урока очень нужная, важная, сложная и интересная, поэтому будьте внимательны.
Вспомним, что такое рифма:
стол – пол – укол
окно- темно
(Дети называют рифмы. Ошибки следует поправлять, например: окно – сено – рифмы нет; несмотря на то, что окончания одинаковые, ударение падает на разные слоги – рифма отсутствует. Следует на это обратить внимание).
Вы знаете, что такое строки в любом тексте – это полосочки с буквами, которые одну за другой мы прочитываем, пробегая глазами от одной стороны листа, до другой. В строках мы можем заметить начало и конец предложения, знаки препинания. Стихотворные строчки короче, чем строчки в прозаическом произведении.
А вот что такое строфа, вы ещё не знаете.
Строку и строфу можно перепутать по невнимательности. Различаются эти слова всего одной буквой, одним звуком. Но строфы встречаются только в стихах.
Строфа – это минимальная повторяющаяся схема рифмы в стихе. В строфу строки стихов объединяются по сочетаниям рифм, ритму и смыслу.
Наиболее распространённые типы строф русского стихосложения – это четверостишия с различным расположением рифмующихся строк.
Повторяемость сочетания рифмующихся строк – важнейший признак строфы.
Для наиболее удобного определения строфы в стихах применяется схема рифмовки стиха.
Принято в схемах обозначать буквами, лучше заглавными печатными буквами русского или английского алфавита, одинаково рифмующиеся строки.
Например, обозначаем буквой А первую строку стихотворения и ту, которая рифмуется с ней, другую строку с другой, рифмующейся с ней, — буквой Б, третью – буквой В и т.д.
Рассмотрим пример:
Спи, дитя моё, усни! А
Сладкий сон к себе мани. А
В няньки я тебе взяла Б
Ветра, солнце и орла. Б
По условным обозначениям вы видите: схема этой строфы – ААББ.
Два стиха, скреплённые созвучием (рифмой) образовали пары.
Рифмующиеся строчки могут сочетаться между собой различными способами.
Основных способов рифмовки три.
1. Смежная (парная) рифмовка ААББ
Чёрный крест на груди итальянца — А
Ни резьбы, ни узора, ни глянца — А
Небогатым семейством хранимый Б
И единственным сыном носимый… Б
(М. Светлов «Итальянец»)
Забыв вражду великодушно А
Движенью тайному послушный, А
Быть может, я ещё могу Б
Дать руку личному врагу… Б
(К. Рылеев «Наливайко»)
2. Перекрёстная рифмовка
Сквозь волнистые туманы А
Пробирается луна, Б
На печальные поляны А
Льёт печально свет она Б
(А. Пушкин «Зимняя дорога»)
Чудная картина А
Как ты мне родна: Б
Белая равнина, А
Полная луна, Б
Свет небес высокий, А
И блестящий снег, Б
И саней далёких А
Одинокий бег. Б
(А. Фет)
3. Охватная (опоясывающая, кольцевая) рифмовка:
Четыре дня мы шли опустошённой степью А
И вот открылось нам раздолие Днепра, Б
Где с ним сливается Десна, его сестра… Б
Кто не дивится там его великолепью! А
(В. Брюсов «Разорённый Киев»)
Не часто к нам слетает вдохновенье, А
И краткий миг в душе оно горит, Б
Но этот миг любимец муз ценит, Б
Как мученик с зкмлёю разлученье. А
Этими тремя способами, конечно, не исчерпываются возможности сочетания рифмующихся стихов; иногда рифмы располагаются весьма прихотливо. Но почти все многочисленные сложные комбинации можно свести к этим трём основным.
Рассмотрим следующий пример:
Рдяны краски, А
Воздух чист, Б
Вьётся в пляске А
Красный лист — Б
Это осень, С
Далей просинь, С
Гулы сосен, С
Веток свист. Б
Схема рифмовки здесь: АБАБСССБ. Рифмы первых четырёх строк расположены перекрёстно – АБАБ. Последняя из них вместе с восьмой охватывает не две, как обычно, а три смежных рифмы – ССС. В сложном сочетании рифм мы узнаём комбинацию трёх основных.
Теперь вам будет более понятна строфа. Строфа – это ритмическая единица.
Сравним два следующих стихотворных текста:
Богат и славен Кочубей,
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора,
Окружены его садами.
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей…
(А. Пушкин «Полтава»)
И другой:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
(А.Пушкин «Прощание»)
В первом отрывке все строки по характеру связи отличны друг от друга, нет стройной системы.
Второй отрывок отчётливо делится на пятистишия – это и есть строфы.
Первый признак строфы – это повторяемость блоков.
Второй признак – интонационная законченность, с более длинной паузой между блоками. Обычно в конце строфы стоит точка или знаки вопросительный или восклицательный.
Интонационно-синтаксическая законченность строфы – признак не менее важный, чем определённый порядок рифм. Иначе говоря, каждая строфа обычно развивает свою тему, смысловое единство.
Теперь, когда вы поняли, что такое строфа и схемы стихосложения, проведём контрольный закрепляющий диктант.
Я буду читать стихи разных авторов, с разными схемами рифмовки и строфами, а вы будете в тетрадях их записывать. Всё стихотворение писать не надо, только рифмы – окончания слов, а также схему стиха. Например: строка заканчивается словом – цвет. Вы записываете только — ет, и так записываете окончания всех строк. Затем одинаковые окончания обозначаете одинаковыми заглавными буквами А или Б или В и т.д. После чего попытаетесь выделить строфы и написать, сколько по-вашему в этом стихе или отрывке строф. Схемы пишите в столбик. Строфами окажутся повторяющиеся схемы.
Итак, начнём.
А чтобы диктант не был скучным диктовать его будете вы сами, т.е. кто-то из вас по очереди. Это вам даст более близкое знакомство с автором.
Первое стихотворение читает ……….
Ещё одно замечание! Схемы рифмовки будут усложняться, поэтому не шумите и будьте внимательны.
1. Цвет небесный, синий цвет ет А
Полюбил я с малых лет ет А
В детстве он мне означал ал Б
Синеву иных начал ал Б
И теперь, когда достиг иг В
Я вершины дней своих, их В
В жертву остальным цветам ам Г
Голубого не отдам. ам Г
(Н. Бараташвили)
Рифмовка – параллельная.
Строфы две: ААББ и ВВГГ – четверостишия.
2. Люблю грозу в начале мая, ая А
Когда весенний первый гром, ом Б
Как бы резвяся и играя, ая А
Грохочет в небе голубом. ом Б
Гремят раскаты молодые, ые В
Вот дождик брызнул, пыль летит, ит Г
Повисли перлы дождевые, ые В
И солнце нити золотит. ит Г
(Ф. Тютчев)
Рифмовка – перекрёстная
Строфы две: АБАБ и ВГВГ – четверостишия.
3. Глухая степь – дорога далека, ка А
Вокруг меня волнует ветер поле ле Б
Вдали туман – мне грустно поневоле ле Б
И тайная берёт меня тоска ка А
(Я.Полонский)
Рифмовка – опоясывающая
Строфа одна – АББА – четверостишие.
Усложняем задание:
4. Сижу задумчив и один ин А
На потухающий камин ин А
Сквозь слёз гляжу жу Б
С тоскою мыслю о былом ом В
И слов в унынии моём ём В
Не нахожу жу Б
Былое было ли когда? да Г
Что ныне будет ли всегда? да Г
Оно придёт ёт Д
Пройдёт оно, как всё прошло ло Е
И канет в тёмное жерло ло Е
За годом год од Д
За годом год, за веком век… ек Ж
Что ж негодует человек, ек Ж
Сей знак земной ой З
Он быстро быстро вянет так, ак И
Но с новым летом новый злак ак И
И лист иной… ой З
(Ф. Тютчев)
Рифмовка – сложная
Строф три: ААБВВБ; ГГДЕЕД; ЖЖЗИИЗ – шестистишия.
5. Ревёт ли зверь в лесу глухом, ом А
Трубит ли рог, гремит ли гром, ом А
Поёт ли дева за холмом ом А
На всякий звук ук Б
Свой отклик в воздухе пустом ом А
Родишь ты вдруг уг Б
Ты внемлешь грохоту громов, ов В
И гласу бури и валов, ов В
И крику сельских пастухов — ов В
И шлёшь ответ; ет Г
Тебе ж нет отзыва… Таков ов В
И ты поэт! ет Г
(А. Пушкин «Эхо»)
Рифмовка – сложная
Строф две: АААБАБ и ВВВГВГ – шестистишия.
6. Вода. Бывало встанешь утром рано, но А
И кран, с его металла белизной, ой Б
Забулькает, как соловей весной, ой Б
И долго будет течь вода из крана. на А
А нынче, ледяным перстом заткнув, ув В
Мороз оледенил блестящий клюв. юв В
Рифмовка – сложная
Строфа одна: АББАВВ – шестистишие.
На этом закончим и проверим, кто что написал.
(Ребята читают по очереди, идёт контроль и оценка деятельности детей)
Закрепление материала:
Ответьте на вопросы:
1. Какие основные способы рифмовки вы узнали?
2. Каковы основные признаки строфы?
3. Сколько строк встретилось нам в строфах?
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Задание на дом:
Сочинить три четверостишия на каждую из основных рифмовок: параллельную, перекрёстную и опоясывающую. И сочинить одно шестистишие со следующими рифмующимися окончаниями:
ом
ом
ет
ат
ат
ет
Источник