- Взаимодействие социальных институтов в современном обществе
- Институты и организации. Взаимодействие институтов и организаций
- Взаимодействие социальных институтов
- Подходы к дефиниции социального института
- Подходы к классификации базовых социальных институтов
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности взаимодействия основных социальных институтов
Взаимодействие социальных институтов в современном обществе
Взаимосвязи между институтами. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья — все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации — все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.
Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов, полностью совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь этими идеалами под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.
Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.
Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование весьма значительно влияет на общество, попытки бороться за влияние на этот институт наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты пытаются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные — вырастить людей, могущих успешно служить в армии.
То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, создаем педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются приводить семейные церемонии в религиозных рамках.
Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентацией на карьеру и ориентацией на семью. В этом случае имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени «отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят выход для включения жен в армейскую жизнь с тем чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.
Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После того как изменяются семейные обычаи, традиции и правила поведения, создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне приезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в других институтах или существовали бы отдельно от них.
Институциональная автономия. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей — исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости я препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к самостоятельности от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок -это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Институты и организации. Взаимодействие институтов и организаций
Определение института. Функции института. Основные типы ситуаций, в которых возникают институты.
Институт – правило, обеспечиваемое внешней санкцией.
Экономический институт – набор формальных и неформальных правил, которые ограничивают поведение экономических агентов и упорядоченное взаимодействие между ними + механизм контроля и принуждения с соблюдением этих правил.
Д. Норт: «Институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение».
Ф-ции институтов:
1) рамочное регулирование деятельности, ограничение набора доступных альтернатив
2) координация деятельности игроков в условиях неопределенности
3) устранение распределительного конфликта и ущерба, наносимого им
4) min затрат на совершение трансакций
5) обучение эк-их агентов правилам и нормам.
Основные типы ситуаций, в которых возникают институты:
— ситуация «дилемма заключенных»
Социальная ловушка»: теоретико-игровая интерпретация.
Ситуация типа «дилеммы заключенных».
«Парадокс индивидуальной рациональности»:
Индивидуально максимизирующее поведение не всегда приводит к оптимальным результатам.
Игроки-одиночки попадают в ловушку вследствие своей рациональности.
«Не чувствуя себя в безопасности люди стремятся напасть первыми, поскольку лучшая защита это нападение».
План А «Невидимая рука»
В | |||
Сознаться | Молчать | ||
А | Сознаться | -5;-5 | -10;0 |
Молчать | 0;-10 | -1;-1 |
Доминирующая стратегия каждого игрока – молчать. Равновесие по Нэшу – набор стратегий <молчать; молчать>. Результат игры — оба игрока получают по одному году.
План В «Дилемма заключенных»
В | |||
Сознаться | Молчать | ||
А | Сознаться | -5;-5 | 0;-10 |
Молчать | -10;0 | -1;-1 |
Доминирующая стратегия каждого игрока – сознаться. Равновесие по Нэшу – оба игрока сознаются и садятся в тюрьму на 5 лет – неэффективно по Парето.
Обязательство, заслуживающее доверия – «credible commitment». Обязательство будет надежным, если другая сторона видит, что первая сторона лишена возможности нарушить обязательство.
Обязательство может быть надежным в императивном смысле и в мотивационном смысле.
Планы А и В как типы социального взаимодействия. Невидимая рука – рынок. А.Смит: « индивид, стремящийся исключительно к собственной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения. Этим результатом является удовлетворение интересов общества».
В плане В (дилемма заключенных) следование личной выгоде приводит в социальную ловушку. Индивидуальный интерес и коллективный интерес здесь находятся в конфликте. Достичь социально эффективного результата здесь можно, лишь заставив игроков выбрать стратегию, которая не кажется им привлекательной. Институт принуждает игроков выбирать непривлекательную для них стратегию.
Институт, который позволяет достичь социально эффективного результата в ситуации «дилеммы заключенных», включает механизм принуждения к соблюдению правил.
Институты и организации. Взаимодействие институтов и организаций.
Институты – правила игры, организации – игроки.
Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками
1. совокупность участников;
2. согласие или несогласие, подразумеваемое, или открыто выраженное относительно целей и средств организации (контракты, увольнение, забастовки);
3. формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия) правил и процедур (формализацией) и степени централизации принятия решений.
Игрой называется любое взаимодействие экономических агентов, в котором определен:
· Возможный набор действий игроков (стратегий)
· Выигрыш каждого из игроков в зависимости от действий контрагента.
Оптимум по Парето— ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положения другого.(предпосылки по Парето: Полная и совершенная информация, известна цена, издержки обмена информации между людьми отсутствуют)
Теория игра позволяет определять действия людей.
Источник
Взаимодействие социальных институтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
На современном этапе основные экономические, культурные, политические, религиозные и пр. социальные институты находятся в ситуации глубокого кризиса, отмечается дисфункциональность взаимодействия базовых социальных институтов, обусловленная сохраняющимися деформациями, образованными в предшествующий исторический период, что приводит к утрате социальными институтами функций регулирования поведения личности и общества.
Подходы к дефиниции социального института
В современной социологической литературе единый подход к дефиниции социального института отсутствует.
В наиболее общем виде под данной категорией понимается описание регулярно повторяющихся на протяжении длительного периода времени социальных практик, имеющих важное значение для сохранения общества, а также санкционированных и поддерживаемых этим обществом; формы организации и упорядочивания социальной жизни
Подходы к классификации базовых социальных институтов
К наиболее значимым социальным практикам, базовым социальным институтам могут быть отнесены следующие:
- экономические – институты, организующие экономическую жизнь общества;
- политические – институты власти;
- семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение детей, их последующую социализацию, интеграцию в общество;
- военные – институты, обеспечивающие защиту общества от физической опасности;
- религиозные – организующие коллективное почитание бога.
Следует отметить, что данная классификация является весьма условной, может быть дополнена либо, наоборот, сокращена, однако, именно она выступает базовой в отечественной социологии.
Вышеперечисленные базовые социальные институты возникли и функционируют с появлением общества, сопровождают его на протяжении всего исторического развития, меняясь одновременно с человечеством. Другими словами, существование человеческого общества представляется невозможным при утрате одного из них.
В процессе своего существования они неизменно вступают в тесное взаимодействие, более того, без согласованного их функционирования не может существовать, неискаженно осуществляться любая другая социальная практика, что приводит к разрушению самого общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности взаимодействия основных социальных институтов
На протяжении прошлого столетия все базовые социальные институты российского общества подверглись коренным изменениям, ломке, фактически – полному уничтожению. Одной из характеристик общественного уклада, создаваемого в первые годы установления советской власти, была идеологически обусловленная деятельность, которая осуществлялась силами и ресурсами государства и была направлена на насильственное искажение функционирования социальных институтов, а в отдельных случаях – их полное уничтожение.
В результате насильственных трансформаций к уничтожению был предназначен институт семьи, поскольку новая «советская семья», функционирующая в условиях искаженной традиционной структуры важнейших функций семьи и внутрисемейных отношений не могла обеспечивать дальнейшее эволюционное развитие общества. Необходимо отметить, что искажения функционирования и взаимодействий между властью и семьей, заложенное в прошлом столетии, продолжает оказывать огромное влияние на жизнь современного общества.
Подвергся трансформациям и институт религии, обеспечивающий преемственность в сохранении и преумножении духовной культуры общества, ценностных ориентиров. Лишь в последние десятилетия церковь постепенно возвращает свои позиции в общественной мысли, однако, в результате деформации взаимоотношений между церковью и обществом, властью была прервана преемственность в процессах передачи духовного знания, что привело к формированию нового мировосприятия российского общества, которое зачастую не отвечает особенностям национальной ментальности.
Таким образом, на протяжении прошлого столетия были заложены основы для деформации взаимоотношений между основными социальными институтами, что заложило основы для возникновения кризисной ситуации в российском обществе сегодня. Достижение оптимального взаимодействия между базовыми социальными практиками сегодня является одной из приоритетных задач общества и государства, решение которой способно обеспечить социальное развитие страны.
Источник