- —>РУССКИЙ ЯЗЫК — СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ —>
- СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- Сложение с одновременным присоединением суффикса
—>РУССКИЙ ЯЗЫК — СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ —>
—>
ФОНЕТИКА [3] |
ГРАФИКА [4] |
ОРФОЭПИЯ [1] |
ЛЕКСИКА [5] |
ФРАЗЕОЛОГИЯ [2] |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [9] |
МОРФОЛОГИЯ [13] |
—>
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
—> —>Главная » 2016 » Февраль » 19 » СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и ё (атомоход, пулемёт). Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний. 2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной: Ленинград. Сложные слова образуются: 1) сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель; 2) сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп); 3) с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный; 4) сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный; 5) слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле. Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные. СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ. Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение — вуз. В результате образуются сложносокращённые слова. Сложносокращённые слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов полного названия: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), лик-без (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяйство), спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона), обком (областной комитет); 2) сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет) (произносится цэка); (Московский государственный университет) (произносится цэка); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха); 3) сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза); 4) смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии). Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; комсомол — комсомолец — комсомолка — по-комсомольски; колхоз — колхозный — колхозник — по-колхозному. ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ. Слова образуются также путём перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется). Источник Сложение как способ словообразования. ПримерыСложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные. Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое. Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением. Что такое сложение в словообразовании?Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается. С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения: 1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами: а) без соединительной гласной
б) с соединительной гласной
2. соединение части слова с целым словом
3. сложение сокращенных основ слов
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой. При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения. Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это? Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку: мин а, мета ть → миномёт → миномет чик Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
Сложносуффиксальный способ образования словОчень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией. Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения: бел ый снег → бел о снеж н ый. Такой способ словообразования является очень продуктивным:
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния. Сложение или слияние?Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
Понаблюдаем:
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные. Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»Источник Сложение с одновременным присоединением суффиксаглин(о) + о + меша(ть) + -лк(а) — глиномешалка 4) аббревиация (образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде) профком — профсоюзный комитет (результат объединения начальных частей производящих основ) Тропы Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков. | Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек). Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, как копна – копна волос. Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась. Сравнение— сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Метонимия— переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). Читаю Пушкина (связь между книгой и поэтом). Синекдоха — переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (француз в значении французской армии). Эпитет– троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы. Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена. ; Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет. Гипербола– образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров. Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик. Оксюморон — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркий лёд. Перифраз — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. | Cатиры смелый властелин — Фонвизин. Создатель жанра высокой комедии — Мольер. Туманный Альбион — Англия. Страна восходящего солнца — Япония. Ирония— троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. | В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Стилистические фигуры Антитеза— стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были. испустить ручьи. реки, озёра, океаны слёз! Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. | Там — солнца луч и в зной оливы сень, А здесь — и гром, и молния, и слёзы. Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора. Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте. | Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья Эпифора — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? . Время придёт — и будет Россия новая. Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной. | Швед. русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Ряд однородных членов. | Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из Парцелляция – членение предложения на отдельные смысловые части, либо добавление к предложению части, несущей большую смысловую нагрузку. | Звон будильника. Пора вставать. Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Иль нам с Вопросно-ответная форма изложения– автор задает вопрос и отвечает на него. | Что такое Источник |