Эссе по обществознанию «Революция — варварская форма прогресса» (Ж. Жорес)
Ж. Жорес считает негуманным прогресс, который осуществляется революционным движением. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, ввиду революции происходит быстрая смена уже устарелых ценностей и норм, но всегда ли кардинальные и резкие перемены являются наилучшим решением при определенных условиях?
Для начала следует понять, что революция – это коренная смена существующего строя, затрагивающая все сферы общественной жизни. В противоположность этому явлению выделяют эволюцию – поступательное и медленное развитие. Конечно же, чтобы прогресс, т.е. движение от низшего к высшему, надежно закрепился в обществе, необходимы эволюционные плавные изменения. В противном же случае, прогресс оборачивается регрессом – движением от высшего к низшему. Ещё одним противоположным революции путём общественного прогресса является реформа. Реформа – это однократное изменение в определенной сфере общественной жизни, не затрагивающее основы существующего строя.
Самая знаменитая революция произошла в нашей стране в 1917 году. Но последствия её весьма и весьма неоднозначны. Нерациональная политика ещё не сформировавшегося государства привела к эмиграции выдающихся личностей в другие страны мира, где власти относились к ним более лояльно. И к сожалению, это не единственная отрицательная сторона этой революции.
Ещё следует упомянуть о научно-технической революции, которая привела к росту промышленности, увеличению числа заводов и фабрик. Раньше всем казалось, что этот резкий прорыв – именно то, что так давно добивалось человечество. Люди считали, что теперь можно будет покорить целую планету и безгранично черпать ее ресурсы. Но наша действительность доказала обратное. Сейчас мы вынуждены страдать от неблагоприятной экологии, порождённой вредными выбросами от машин, заводов и прочих человеческих изобретений. Воды Мирового океана заполнены горами ненужного пластика, что приводит к вымиранию морской живности. Всего этого можно было бы избежать, если бы человек совершал прогресс поступательно, реформами. Постепенные реформистские действия привели бы к улучшению жизни общества, ведь люди бы продумывали каждый шаг и вовремя замечали бы плачевные последствия.
Таким образом, прогресс, совершенный путём революции, – неоднозначное явление, практически всегда имеющее негативную окраску. Медленные, но качественные преобразования – вот, к чему должны стремиться люди, ведь это залог всеобщего счастливого будущего.
Дмитриева Мария 11 класс, школа 115 г. Москва
👉 Правила написания мини — сочинения (эссе) по обществознанию
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.
Источник
Революция – варварская форма прогресса (Жан Жорес)
В данном высказывании известный французский философ и политический деятель рассуждает о противоречивости такой формы социального прогресса, как революция. Не отрицая того, что революция двигает развитие общества вперёд, Жан Жорес называет её всё-таки недопустимым для цивилизованного общества явлением.
Я разделяю эту точку зрения видного учёного и философа-социалиста. Ведь вся мировая история убеждает нас в том, что революция, какие бы важные перемены к лучшему она ни несла, представляет собой, в первую очередь, разрушительное, деструктивное явление. Она вносит раскол в общество и приносит многочисленные жертвы, а также резкое падение уровня жизни.
Обратимся к теоретическому смыслу данного изречения. Из курса обществознания нам известно, что прогрессом называется движение вперёд; такое направление в развитии общества, которому характерно продвижение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Под термином «революция» подразумеваются коренные, скачкообразные, существенные перемены в обществе и государственном устройстве, которые приводят к переходу общества и государства из одного состояния в другое. Революция является противопоставлением эволюции – процессу плавных и постепенных изменений. Марксизм называет революцию «локомотивом истории», «движущей силой общества». Абсолютное большинство других философских и социологических направлений видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории и указывают на то, что любая революция всегда приносила с собой разгул насилия, массовую гибель людей, обнищание народа.
За примерами далеко ходить не надо: Октябрьская революция 1917 года спровоцировала чудовищную по своему размаху и ожесточению гражданскую войну в России 1918-1922 гг. Её жертвами стали миллионы людей, экономика страны оказалась практически полностью разрушенной, а многие культурные ценности и памятники истории – безвозвратно утраченными. И пусть революция продвинула прогресс общества и государства на новую ступень (было уничтожено самодержавие, установлена социалистическая республика и т.д.), но этот прогресс дался нашему народу слишком дорогой ценой.
Второй пример, из современной нам действительности, получил наименование «оранжевой революции». Под этим словосочетанием понимают широкомасштабную компанию митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, в которых участвуют многотысячные толпы людей. Впервые этот термин появился в связи с протестами против фальсификации выборов, охватившими Украину в 2004 году. В наше время он используется в отношении каждой подобной акции в различных странах и имеет негативный оттенок, так как «оранжевые революции» всегда дестабилизируют политическую и экономическую ситуацию, а также спонсируются и подстрекаются из-за рубежа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что революция является именно варварским средством борьбы. Глядя на убедительные примеры из истории, нужно признать, что революция, хоть и является формой прогресса, всё же слишком жестокий способ решения социальных проблем.
Источник
«Революция — варварский способ прогресса». (Ж. Жорес) (ЕГЭ обществознание)
«Революция — варварский способ прогресса». (Ж. Жорес) — философия
Суть проблемы, которую затрагивает деятель французского социалистического движения Ж. Жорес, заключается в том, что черта революции, отличающая ее от всех других форм прогресса, это варварское отношение ко всему окружающему, разрушение ценностей, которые люди наживали веками.
Позиция Жореса мне близка, и я тоже считаю, что революция — это форма социального развития, сопровождающаяся бесчеловечностью, жестокостью, а порой и дикостью.
Для более глубокого раскрытия данной проблемы обратимся к её теоретическому смыслу.
Общественный прогресс — это развитие общества, при котором происходит движение от простых форм общественной жизни к более сложным. Конечно, социальный прогресс противоречив, так как совершенствование в одной сфере жизни общества приводит к снижению уровня развития в другой. Революция представляет собой одну из форм социального прогресса, коренной качественный переворот в развитии общества, сопровождающийся сменой старых порядков на новые, приходом к государственной власти принципиально новых политических сил. Революция несет в себе изменения основ общественного устройства, что предполагает положительное влияние на существовании общества и личности. Однако любые попытки радикального совершенствования форм человеческой жизни с помощью переворота во всех сферах жизни общества сопровождаются жертвами и насилием, так как революция в короткий срок ломает все устои человеческой жизни, сформированные прошлыми поколениями. Так, революция, несомненно, приводит к развитию и усложнению социальных структур, но происходит это путем варварского отношения к прошлому государства и его народу.
Проблема влияния революции на общество затрагивалась и известными поэтами. В произведении Александра Блока «Двенадцать» описываются события Революции 1917 г. в России. Автор преподносит революцию как стихийную, разрушительную силу, способную в корне истребить все, что относится к «старому миру». Он акцентирует внимание читателя на том, что большевики, пришедшие к власти, это неразвитые в нравственном отношении люди, намеренно противящиеся традиционным моральным ценностям, готовые на грабежи, разбой и убийства — то есть на варварство. Блок подчеркивает, что вся Россия и весь российский народ заплатили огромную цену за уверенность в том, что к светлому будущему можно прийти через кровь и разрушения.
Конечно, в истории мы тоже можем найти примеры революций. Великая Французская революция 1789-1799 гг. привела к уничтожению абсолютной монархии и установлению республики. Она сопровождалась массовыми казнями, которые осуществлялись якобинцами для уничтожения «врагов революции». Среди известных людей, погибших на гильотине, можно выделить французского короля Людовика XVI и его жену Марию Антуанетту. Якобинцы во главе с Робеспьером, обладающие диктаторскими полномочиями, использовали эти полномочия для политических репрессий. Таким образом, революция во Франции также сопровождалась террором и насилием, что нельзя не обозначить как варварство.
На основании приведенных выше аргументов можно заключить, что революция — это действительно один из способов прогресса, но осуществляемый варварскими методами, ведущими к насилию и убийствам в обществе.
Источник
Революции – варварский способ прогресса (Ж. Жорес)
Смысл высказывания состоит в том, что революционное движение представляет собой самый негуманный способ достижения прогресса. Деятель французского социалистического движения Жан Жорес в высказывании поднимает проблему революции.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь кардинальные и резкие перемены в обществе провоцируют войны и гибель людей. Актуальность этой проблемы состоит в том, что современное общество выражает свое недовольство с помощью массовых беспорядков и проявления жестокости.
Обратимся к теоретической стороне высказывания. Революция – это тотальная смена существующего общественного строя. Для нее характерны быстрота и резкость. Обратное явление – эволюция. Она представляет собой поступательное, медленное развитие. Революция и эволюция — это прогресс. Прогресс – это движение от худшего к лучшему, от простого к сложному. Обратное революции явление – реформа. Она представляет собой однократное изменение в обществе, которое затрагивает настоящий строй.
Обратимся к примерам из истории. В 1917 году Российскую империю поразила революция, которая перевернула жизнь граждан. Это событие принесло как положительные, так и отрицательные последствия. Хаос в стране и неоднозначная политика государства привела к тому, что многие талантливые важные люди переехали жить в другие страны. Те, кто остался, еще долгие годы терпел тоталитарный контроль со стороны правительства.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль Жореса. В трилогии американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры» описано будущее, где власть централизирована в Капитолии. Богатые люди Капитолия живут за счет бедных голодных работников дистриктов. Политика государства направлена на разделение и диктаторство, что и привело к революции. Граждане начали биться за справедливость, свободу и жизнь. Этот способ достижения свободы негуманен, ведь погибло огромное количество человек.
В заключение можно сказать, что революция – это один из самых кровопролитных способов достижения прогресса социума. Медленные, поступательные движения – вот к чему должны стремиться цивилизованные люди.
Источник
Революция — варварская форма прогресса. Ж.Жорес
В своей цитате Революция — варварская форма прогресса Ж.Жорес поднимает очень серьезную проблему — проблему революции как одной из самых радикальных форм прогресса. Суть её в том, что общество идет к прогрессу разными способами – реформы, эволюция, но вот революция из них самая тяжелая, быстрая, кровопролитная. Цена, которую платит общество при революционной форме слишком огромна – это бедность, руины, анархия и т.д.
Специалисты философии и социальных наук, как правило, под прогрессом понимают такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Сам по себе прогресс имеет две фундаментальные особенности: во-первых, он относителен, то есть, есть области, к которым понятие прогресса не применимо (например, искусство: нельзя сказать, что современное искусство прогрессивнее, допустим, искусства эпохи Средневековья), а во-вторых, он противоречив: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.
Прогресс существует в нескольких формах: он может быть в форме реформ или постепенного эволюционного пути, а может быть выражен в форме революции — коренного, качественного изменения всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Варварство этой формы заключается в том, что в ближайшей перспективе для общества революция – это сплошная кровь, кризисы экономики, политики, но через 40-50 лет когда на руинах старого постепенно строится новое общественное «здание», в революциях видят много положительных итогов.
С другой стороны, важно понимать, что иногда революция – это единственный выход из социального тупика. Власть и элита общества не хотят и не могут обеспечивать успешное поступательное развитие, а население больше не в состоянии терпеть упадок и деградацию. Получается, революция становится спасительным «клапаном», потому что другие способы достижения прогресса в таком общество просто невозможны.
Великая Французская революция в конце 18в. тому истинный пример. Французы прежде чем добиться свободы, равенства пролили немало крови, в результате этой революции у власти оказался диктатор Наполеон, однако спустя полвека итоги революции и цели не были забыты, и французы для себя окончательно выбрали республику. Свободную, конституционную республику.
Немало примеров, доказывающих агрессивность революций (но в то же время их неизбежность, когда нет других способов достижения прогресса) и в современном мире. Относительно недавно прошли революции в Египте, в Украине. Египтяне и украинцы только начали отстраивать новые «здания общества» на костях людей, на руинах прежней истории. Немало жертв, разрушенные улицы Киева, Каира, это были воистину варварские попытки противостояния коррумпированной власти, которая вела общества двух стран к дальнейшей деградации всех сфер жизни.
Таким образом, Жорес прав. Революция действительно самый дикий способ борьбы за прогресс. Дикий, потому что насильственный, но иногда, выбирая между движением к прогрессу и его полному отсутствию, общества все же предпочитают «пролить кровь» во имя блага своих потомков.
Источник