Отсылочные нормы права
— нормы права, которые не содержат правила поведения, а отсылают к правилу этого или иного нормативного правового акта.
Термин «Отсылочная норма права» на английском языке — reference norm of law.
Главное
✅ Отсылочная норма права это разновидность (по способу изложения) норм права, наряду с бланкетными и прямыми нормами права.
✅ Отсылочная норма права отсылает к правилу этого или иного нормативного правового акта.
Разъяснение
Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Существует три основных способа изложения норм права в нормативных правовых актах:
— прямой (нормы права излагаются прямо в тексте нормативного правового акта);
— бланкетный (норма права выражена в общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму права);
— отсылочный (норма права полностью не излагается, а вместо этого содержится отсылка на конкретную статью (пункт, подпункт и т.д.) того же или другого нормативного правового акта).
Таким образом, отсылочные нормы права содержат отсылки к правилу этого или иного нормативного правового акта.
Отличие отсылочных норм от бланкетных норм в том, что отсылочная норма ссылается на конкретное правило, а бланкетная на свод правил.
Примеры отсылочных норм права
1) Не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).
2) Определение производных финансовых инструментов, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 301 настоящего Кодекса (пп. 12 п. 1 ст. 149 НК РФ ).
3) Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ ).
Примеры бланкетных норм права
1) Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ ).
2) Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 145 НК РФ ).
3) товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, — товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» )
Примеры прямых норм права (по способу изложения)
1) Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. (абз. 2 п. 5 ст. 5 НК РФ ).
2) Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. (п. 1 ст. 6.1. НК РФ ).
Пример из судебной практики
Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 640-О сообщает про часть 2 ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)*:
«Часть вторая данной статьи является отсылочной нормой, применяется только в системной связи с положениями иных федеральных законов, устанавливающих размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты, и сама по себе прав заявительницы также не нарушает.»
* «Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.»
Рубрики:
Советуем прочитать
Бланкетные нормы права — нормы права, которые не содержат правила поведения, а отсылают к правилам, определяемым законодательством, государственными органами, общественными организациями, локальными актами.
Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства
Норма права прямого действия — норма права, которая прямо и исчерпывающе определяет условия ее действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности.
Существует множество классификаций норм права. Например, по отраслям права — нормы гражданского, уголовного, административного, финансового права и т.д. 16.05.2021
Источник
Способы изложения норм права в нормативных правовых актах
В зависимости отспособа изложенияюридических норм в статьях нормативных правовых актоввыделяют нормы:
1) прямые нормы — все элементы правовой нормы содержатся в статье нормативного правового акта;
2) отсылочные нормы — структурные элементы нормы не содержатся в данной статье нормативного правового акта, а имеется ссылка на иные статьи этого же нормативного правового акта;
3) бланкетные нормы — структурные элементы находятся в различных нормативных правовых актах.
Пример нормы прямого изложения:
Ст. 163 ГК: «Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки»
1. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями.
2. В случаях, прямо указанных законодательными актами или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
3. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.
Пример отсылочной нормы:
П. 3. Ст. 404 ГК — Форма договора
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 настоящего Кодекса.
П. 3 Ст. 408 — Акцепт
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.
Пример бланкетной нормы:
Статья 12.17. КоАП — Нарушение правил торговли и оказания услуг населению
1. Нарушение правил торговли и оказания услуг населению, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —
влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 (ред. от 30.08.2010)
Правила торговли на рынках Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 (ред. от 12.10.2012)
Понятие и признаки правоотношения. Виды правоотношений.
Правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права. Вместе с тем, встречаются более сложные определения правоотношения. Например, правоотношение предлагают рассматривать как возникающую на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными субъективными права и обязанностями.[3]
Признаки правоотношения:
1) правоотношение является связью между субъектами права, т.е. правоотношение может возникнуть только между лицами, признаваемыми в качестве субъектов права;
2) у сторон правоотношения возникают взаимные права и обязанности;
3) основой правоотношений являются нормы права;
4) правоотношение возникает при наличии юридических фактов.
Виды правоотношений:
1) абсолютные и относительные;
Абсолютные правоотношения – это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенное количество лиц, например, абсолютное правоотношение собственности.
Конституция Республики Беларусь:
«Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.»
Относительные правоотношения – это правоотношения это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит известное лицо, т.е. стороны этого правоотношения определены конкретно.
Например: правоотношение займа
«Ст. 760 ГК Республики Беларусь. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.»
2) регулятивные и охранительные правоотношения.
Регулятивные правоотношения – это правоотношения, возникающие в процессе правомерного поведения участников, отвечающего по своему характеру действующему законодательству.
Например, заключение брака.
Охранительные правоотношения – это правоотношения, возникающие при неправомерном поведении, при совершении правонарушения, следствием которого является привлечение виновного лица к юридической ответственности.
Например, совершение грабежа.
3) по отраслевому признаку можно выделить гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые, земельные и т.д. правоотношения.
Источник
Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный
При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.
Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч. 1) указывается: «Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса». А в ст. 129 говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте.
Или ст. 518 ГК РФ (ч. 1), посвященная последствиям поставки товаров ненадлежащего качества, дает ссылку на ст. 475 того же Кодекса, которая перечисляет различные последствия передачи товара ненадлежащего качества. Это могут быть и уменьшение покупной цены, и безвозмездное устранение недостатков товаров в разумный срок, и возмещение другой стороне расходов на устранение выявленных недостатков.
При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 143 УК РФ «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда», ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах», ст. 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий» и др.
Как уже отмечалось, бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.
При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки.
Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака:
а) наличие другого нерасторгнутого брака;
б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными;
в) недееспособность хотя бы одного лица.
Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.
Источник
Различают прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения.
Прямой — обнаруживается тогда, когда норма права прямо закрепляется в статье нормативного правового акта, например, ст. 122 Жилищного кодекса РФ «Реорганизация жилищного кооператива».
Отсылочный — характеризуется закреплением в статье нормативного правового акта одного из элементов нормы права при ссылке на другие статьи того же нормативного правового акта по недостающим компонентам этой нормы. Так? в п. 1 ст. 109 Конституции РФ закрепляется право Президента РФ распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 1.17 Конституции РФ.
Бланкетный — предполагает закрепление части нормы права в статье нормативного правового акта, а по недостающей части (частям) делается отсылка к статьям другого нормативного правового акта., Бланкетные нормы изобилуют в Уголовном кодексе РФ (нарушение правил дорожного движения, производства строительных работ и др.).
16. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.
Принципы правотворчества:
5) строгая дифференциация правотворческих полномочий;
Виды правотворчества:
1) издание нормативно-правовых актов;
2) санкционирование гос. органами правовых обычаев или корпоративных норм;
3) заключение нормативных договоров.
Субъекты правотворчества:
1)гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);
2) органы местного самоуправления (которые не являются гос. органами, что закреплено в Конституции);
3) в редких случаях – физич. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутр. распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, напр. сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает.
Стадии правотворчества:
1) законодательная инициатива(т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ;
2) обсуждение и доработка законопроекта(в РФ он обсуждается в трех чтениях);
3) его принятие(в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его);
4) его санкционирование(напр., в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом);
5) его обнародованиет. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой гос-ва решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства.
17. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодиф икационная, техника.
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Существуют следующие виды кодификации:
– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.
3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
18. Понятие и основные элементы системы права.
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
В качестве структурных элементов системы права выступают:
1) правовые институты;
2) отдельные юридические нормы;
3) отрасли права.
Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.
Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.
Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.
В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.
Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.
Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.
Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.
Отрасль права является крупным подразделением системы права.
Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.
На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
19. Система права и система законодательства.
Так как юридических норм много, возникает необходимость их упорядочения, т. е. создания системы.
Система права — внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Структура системы права. Система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.
Совокупность норм образует институт права (обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное
отношение (например, в гражданском праве — институт дарения), либо часть какого-либо отношения (к примеру, в гражданском праве — исковая давность)).
Совокупность юридических норм (синоним нормы права и правовой нормы) и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием, образует отрасль права.
При делении права на отрасли существуют два критерия:
1) предмет правового регулирования — совокупность общественных отношений, регулируемых соответствующими нормами отраслей системы права, обусловливающих их качественное
2) метод правового регулирования — способы воздействия правовых норм на общественные отношения, т. е. на поведение людей.
Каждому предмету соответствует свой метод:
а) директивный (императивный);
Классификация отраслей определяется ответами на вопросы:
1) чьи интересы защищают:
— публичное право — регулирует вертикальные отношения (конституционные, административные, уголовные);
— частное право (гражданское, трудовое, семейное);
2) совокупностью каких норм является эта отрасль:
— материальное право (трудовое, семейное, административное);
— процессуальное право (уголовно-процессуальное право и т. д.).
Отрасли процессуального права производны от материального права. Уровень развития процессуального права характеризует развитие права в целом.
Основные отрасли современного общества:
1) Ведущая отрасль права — конституционное право (по предмету правового регулирования — это совокупность обособленных норы и институтов, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственной власти).
2) Тесно примыкает к конституционному праву административное право —это совокупность обособленных норм и институтов, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.. Это «емкая отрасль, которая более развита в государствах с централизованной экономикой.
З) Уголовное право — совокупность обособленных норм и институтов, регулирующих базовые отношения, возникающие вследствие совершения преступлений.
Эти три отрасли объединяют близкие предметы правового регулирования (вертикальный характер и директивный метод).
4) Гражданское право — совокупность подотраслей юридических институтов и обособленных норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения (это самая развитая отрасль права, в ней больше всего юридических норм).
Конституционное, уголовное, гражданское право выделяются в качестве основных отраслей. Некоторые отрасли носят смешанный характер (из-за особенностей развития нашей страны).
Соотношение системы права с системой законодательства
— отрасль законодательства может совпадать с отраслью права (например, гражданское, трудовое право и т. д.);
— отрасль законодательства может совпадать с подотраслью права с добавлением юридических институтов и обособленных норм из других отраслей;
— комплексные отрасли законодательства (например, законодательство о капитальном строительстве).
20. Правоотношение: понятие, содержание, виды.
Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.
Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений — юридической обязанностью.
Признаки:
1.Правоотношение предусмотрено нормой права.
2.Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.
3.Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективны прав и юридических обязанностей.
4.Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Виды правоотношений
По отраслевому признаку:
3.Гражданско-правовые и т.д.
В соответствии с функцией права, которая реализуется через правоотношение:
1.Регулятивные — возникают на основе правомерного поведения, направлены на развитие общественных отношений.
2.Охранительные — возникают на основе неправомерного поведения.
По взаимодействию с государством:
1.Общие — возникают непосредственно из закона, регулируют отношения между личностью и государством. Закон одновременно является и юридическим фактом (п: в связи с введением в силу уголовного закона). На гражданина ложится обязанность соблюдать запрет, на государство — право требовать его исполнения.
2.Конкретные — возникают на основе юридических фактов (поступков, конкретных действий).
По степени определённости субъектов правоотношений:
1.Абсолютные — в таких правоотношениях персонифицирована лишь одна из сторон, носитель субъективного права (право собственности).
2.Относительные — все стороны поимённо персонифицированы (правоотношение купли-продажи).
Структура имеет 4 необходимых элемента – субъект, объект, право и обязанность.
Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим, физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников. Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные потребности.
Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое м.б. различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ.
Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.
Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта
Содержание правоотношения — это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.
Существует два типа правовых связей относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).
Субъективные права и юридические обязанности.Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.
Структура субъективного права:
1) возможность определенного поведения управомоченного лица;
2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;
3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);
4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.
Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру. 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — чужие интересы (управомоченного лица); 2) если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве
21. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Классификация юридических фактов:
1) по характеру наступающих последствий:
б) правоизменяющие (в результате которых изменяются существующие правоотношения);
2) по количеству входящих в них обстоятельств:
а) простые (юридические факты, в которых содержится только одно обстоятельство, — юридические факты в чистом виде);
б) сложные (юридический состав):
— завершенные (в которых процесс накопления обстоятельств закончен);
— незавершенные (в которых процесс накопления обстоятельств не закончен).
3) по волевому признаку:
а) события (факты, не связанные с волей участников):
— абсолютные (удар молнии, приведший, например, к пожару и уничтожению имущества);
— относительные (уничтожение имущества произошло вследствие пожара, вызванного неумышленными действиями лица, например, непотушенный окурок);
б) действия (факты, связанные с волей участников):
— правомерные (которые совершаются в соответствии с нормой права):
— юридические акты (правомерные действия, совершаемые с намерением создать юридические последствия);
— юридические поступки (правомерные действия, совершаемые без намерения создать юридические последствия, но они возникают);
— неправомерные действия не соответствуют требованиям норм, нарушают их.
22. Реализация права: понятие, формы.
Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных. правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя,
во-первых, юридические механизмы реализации права; во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах: Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т.е. пассивное поведение.
Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т.п.
Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомачивающие нормы. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное повеление. Объект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и тд) через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного прав.
23. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
Во-первых в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределении имущественных благ. Например, реализация права на пенсию
Во-вторых взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так. хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвёртых. применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Применение права имеет следующие признаки:
1)осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер.
3)направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности:
4)реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5)завершается вынесением индивидуального юридического решения.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
Акт применения права — это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Признаки акта применения права:
1) принимается на основе нормативно-правового акта или иной формы права и опирается на конкретную норму (нормы) права;
2) исходит от компетентных органов, уполномоченных на принятие такого рода решений;
3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто из них в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
4) имеет определенную, установленную законом, форму.
Виды актов применения права:
1) по форме внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. Письменные акты именуются также актами-документами, а конклюдентные — актами-действиями. Иногда выделяют как самостоятельный вид акт-результат.
Нередко эти виды актов связаны между собой. Например, проведение обыска является актом-действием, нахождение во время обыска вещественного доказательства является актом-результатом, а фиксация действия и результата в протоколе обыска представляет акт-документ;
2) по юридической форме актов-документов различают указы, приговоры,решения, приказы и т.п.;
3) по издающим актысубъектам различают акты государственных (парламент, глава государства, суд, прокурор и т.д.) и негосударственных (органы местного самоуправления) субъектов;
4) по функциям права различают регулятивные (приказ о повышении но службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела) акты;
5) по юридической природе различают основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
6) по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые;
7) по юридическим последствиям различают правоустанавливающие, правоконстатирующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоотменяющие акты;
8) похарактеру предписаний различают дозволяющие, обязывающие и запрещающие акты.
Акты-документы имеют разные реквизиты (наименование, заголовок, дата издания, указание об органе или должностном лице, издавшем акт) и разную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа, содержанием дела или вопроса, по которому издан акт, юридической силой решения и процедурой его принятия. Обычно в структуре акта-документа выделяют четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Иногда вводная и описательная части объединяются под названием вводной части. Например, именно такая трехчастная структура законодательно установлена для приговора суда (ст.332 УПК). Вводная часть, по сути, представляет собой реквизиты акта (наименование акта, место и дату издания акта, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу). Описательная часть фиксирует юридические факты, являющиеся предметом рассмотрения, а также обстоятельства и способы их получения. Мотивировочная часть включает юридическую квалификацию представленных фактов и указание на нормы, которыми руководствовался правоприменитель, анализируя эти факты. Резолютивная часть содержит решение по делу, т.е. указание на права и обязанности его участников. Акт-документ может включать не все указанные части. Так, например, протоколы следственных действий содержат только вводную и описательную части. Наконец, существуют документы, которые имеют вид акта-резолюции. Таковы указания «в приказ», «к оплате», «разрешаю», которые налагаются должностным лицом на заявления, рапорты, заявки и т.д.
24. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы, которая могла бы урегулировать фактически возникшие общественные отношения, которые относятся к сфере правового регулирования.
Пробел может быть действительным и мнимым Действительный пробел имеет место, если данное отношение действительно должно быть урегулировано правом, т. е. когда оно входит в сферу правового регулирования. Мнимый пробел имеет место, если данное отношение в силу его специфики вообще не может быть урегулировано правом, т. е. когда оно не входит в сферу правового регулирования (например, более целесообразным регулировать его нормами морали, корпоративными нормами или оно вообще не может быть никак урегулировано).
Различаются первоначальная и последующая «пробельность» в праве. Первоначальнаяимеет место, если закон изначально не охватывал всех жизненных ситуаций, подлежащих регулированию (она, как правило, связана с ошибками законодательной техники, чаще всего с казуистичностью когда частный случай возводится в общее правило). Последующая пробельность имеет место, если изначально закон соответствовал общественным потребностям, а затем возникли новые общественные отношения, необходимость урегулирования которых законодатель предусмотреть не мог.
Основным способом устранения пробелов является правотворчество. Способы временного устранения пробелов в праве (пока не принят нужный закон):
аналогия закона (применение правовой нормы, предусмотренной для регулирования сходных общественных отношений);
аналогия права (применение общих принципов права).
Вопрос об аналогии права является дискуссионным (хотя этот институт и закреплен в законе, например в ГПК). Дело в том, что принципы права имеют нормативную природу, в связи с чем нередко понимаются как наиболее общие и основополагающие нормы права. Они закрепляются в Конституции, которая имеет прямое действие,
Источник