Примерно каким способом образовано

Все способы словообразования (таблица с примерами)

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • мор­фо­ло­ги­че­ский;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

    Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

    Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

    Морфологический способ словообразования

    Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

    Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

    • пре­фик­сы, или при­став­ки;
    • суф­фик­сы;
    • пост­фик­сы;
    • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
    • флек­сии, или окон­ча­ния.

    Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

    В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

    1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

    • писа ть → вы писать
    • вид → под вид
    • забавн ый → пре забав­ный

    2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

    • нахо­ди ть → наход к а
    • цвет (цве­ток) → цвет ник
    • улы­ба ть ся → улыб к а

    3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

    • локоть → под локот ник
    • бесед а → со бесед ник
    • свеж ий → о свеж и ть
    • мор е → за мор ск ий
    • мох → за мш е ть

    4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

    • взво­ди ть → взвод
    • при­пе­ва ть → при­пев
    • свинь я → свин ой
    • золот о → золот ой
    • восемь → восьм ой

    5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

    • кт о → кто- то
    • чт о → что- нибудь
    • где → где- либо
    • когда → когда- то
    • бро­са ть → бро­сать ся

    6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

    • слу­ша ть → в слу­шать ся
    • нюха ть → при нюхать ся
    • дума ть → в думать ся
    • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
    • жда ть → до ждать ся

    7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

    • толп а → толп и ть ся
    • скуп ой → скуп и ться
    • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

    8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

    1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

    а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

    • кресло-кровать;
    • платье-халат;
    • ракета-носитель;
    • ковёр-самолет;

    б) с помо­щью интер­фик­са:

    • север , восток → север о -восток;
    • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
    • свод неб а → неб о свод;
    • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
    • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

    2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

    • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
    • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
    • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

    3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

    • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
    • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
    • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

    4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

    9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

    • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
    • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
    • сам , вари ть + → сам о вар;
    • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
    • каш а, вари ть + → каш е вар.
    Читайте также:  Эффективные способы привлечения абитуриентов

    Таблица с примерами

    Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

    1. Приставочный

    текст → под текст
    гна ть → до гнать

    2. Суффиксальный

    бел ый → бел изн а
    паха ть → пах от а
    сотво­ри ть → сотвор ени е

    3. Приставочно-суффиксальный

    люд и → без люд н ый
    долг ий → за долг о
    дом → на дом ник

    4. Бессуффиксальный

    отды­ха ть → отдых
    зелен ый → зелень
    супруг → супру­га

    5. Постфиксальный

    как ой → какой- нибудь
    чт о → что- то
    где → где- либо

    6. Сложение:
    1) двух основ

    2) двух основ + суф­фикс

    3) сокра­щен­ных основ

    4) началь­ных букв или зву­ков

    пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
    диван , кро­вать → диван-кровать
    канат , ходи ть → кана­то­ход ец
    мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
    спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
    МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

    7. Слияние целых слов

    густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
    мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

    8. Переход из одной части речи в дру­гую

    заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
    про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

    Лексико-синтаксический способ словообразования

    С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

    • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
    • сего дня → сего­дня;
    • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

    При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

    Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

    • сей час → сейча́с;
    • тот час → то́тчас

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

    • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
    • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
    • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
    • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
    • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
    • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

    Морфолого-синтаксический способ словообразования

    Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

    Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

    Понаблюдаем:

    • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
    • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
    • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
    • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
    • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

    Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

    • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
    • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
    • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

    Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

    мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

    Лексико-семантический способ словообразования

    Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

    • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
    • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
    • титан — твер­дый металл.

    Видеоурок

    Источник

    Поиск ответа

    Всего найдено: 33

    Вопрос № 308358

    Добрый день, уважаемые сотрудники Грамоты! Пожалуйста, помогите разобраться в одном сложном и запутанном вопросе: корректно ли использовать форму повелительного наклонения глагола «противостоять» и, если да, то какую: противостой(-те) или противостои(-те)? Рекомендации в словарях разнятся, и без вашей помощи очень сложно принять решение, как же быть в этом случае. В «Грамматическом словаре» Зализняка к глаголу «противостоять» даётся помета «повел. затрудн.». В начале словаря говорится следующее: «Сложную проблему для грамматического словаря составляет отражение потенциальных форм, т. е. форм, которые фактически почти никогда не встречаются, но при необходимости всё же могут быть образованы по общим правилам русского словоизменения… Возможен также случай, когда способ образования потенциальной формы однозначен, однако построенная таким образом форма воспринимается как нежелательная. Практически это выражается в том, что носители литературного русского языка в тех случаях, когда им в речи требуется по смыслу данная форма, обычно испытывают затруднение и нередко предпочитают обойтись вообще без этой формы, заменив слово синонимом или перестроив синтаксическую конструкцию. Причины такого затруднения могут быть различными. По-видимому, чаще всего причина состоит в том, что в таких формах ударение или вид основы слишком сильно отклоняется от остальных форм парадигмы. Указанная особенность потенциальной формы отражается в словаре пометой «затрудн.», т.е. образование данной формы затруднительно. Таким образом, указание о том, что образование некоторой формы затруднительно или что сведения об этой форме носят предположительный характер, всегда означает, что данная форма малоупотребительна. Заметим, что между затрудненным образованием формы (помета «затрудн.») и ее отсутствием (помета «нет», см. стр. 5) в действительности нет резкой границы; поэтому в переходных случаях выбор той или другой пометы в известной мере условен». В электронной версии словаря Зализняка (http://speakrus.ru/dict/#paradigma http://starling.rinet.ru/), в котором приводятся все формы слов, даётся форма повел. накл.: противостой(-те). В «Орфоэпическом словаре» под ред. Аванесова приводится другая форма повел. накл. — противостои (с пометой «несвоб.»). В начале словаря сказано: образование формы, к которой даётся эта помета, наталкивается на затруднения формального, внешнего порядка, связанные с недостаточным автоматизмом действия определённых закономерностей языкового механизма. В «Орфоэпическом словаре» Ивановой тоже приводится вариант «противостои(-те)» с пометой «несвоб.». В начале словаря автор пишет: «В ряде случаев даётся помета несвоб. с приведением формы или неуп. без приведения формы, если она ещё не зафиксирована в словарях или устном употреблении. В таких случаях автор не брал на себя смелость рекомендовать какой-либо из вариантов». В Корпусе РЯ «противостой» встречается 1 раз, «противостойте» только в цитатах из Синодального перевода Библии, а «противостои(те)» ни разу. Учитывая, что у читателей Библии форма «противостойте» на слуху, возможно ли, на ваш взгляд, широко использовать эту форму в религиозных контекстах? Или всё же лучше её избегать? И ещё вопрос: можно ли использовать глагол «противостоять» (в значении «сопротивляться, оказывать противодействие чему-л.») в сочетании с одуш. сущ.? Например, можно ли сказать: противостоять врагу (враг здесь одуш.)? Такой вопрос возник потому, что в толковых словарях к этому значению даётся помета: противостоять чему (а «кому» не добавляется). Означает ли это, что с одуш. сущ. в таком значении этот глагол не используется? Буду очень благодарна за ваши комментарии! Спасибо за ваш труд!

    Ответ справочной службы русского языка

    В светской литературе мы уверенно порекомендуем использовать форму противостои(те). Помимо указанных Вами источников, она зафиксирована в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой. Полагаем, что в религиозной литературе возможно употребление разных форм в зависимости от стиля и жанра текста. В высоком стиле будет уместна форма, выбранная для Синодального перевода Библии, а для текстов, стилистически ориентированных на современную светскую речь, лучше употреблять «светскую» форму.

    На второй вопрос нужно ответить утвердительно. В толковых словарях помета кому-чему относится к слову в целом, а не к отдельным значениям, в НКРЯ примеров сочетаний противостоять + одушевленное существительное очень много.

    Спасибо за интересные вопросы и материалы для размышления!

    Каков способ образования слова Приморье?

    Ответ справочной службы русского языка

    Слово Приморье образуется приставочно-суффиксальным способом: к основе слова море присоединяется приставка при- и суффикс -j-.

    Скажите, пожалуйста, каков способ словообразования слова ВЫСТУП?

    Ответ справочной службы русского языка

    Существительное выступ образуется от глагола выступить. Способ образования в школе чаще называют бессуффиксным.

    Подскажите, пожалуйста, способ образования «Допушкинский»? От Пушкин или пушкинский?

    Ответ справочной службы русского языка

    Слово допушкинский образовано приставочным способом от прилагательного пушкинский.

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, каков способ образования слова «перебежавший»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Добрый день! Меня уже который день мучает вопрос. Каков способ образования слова «полоскать (белье)»? Заранее спасибо за ответ!

    Ответ справочной службы русского языка

    В современном русском языке глагол полоскать (промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду) является непроизводным, то есть он ни от чего не образуется. Исторически, по предположениям этимологов, полоскать восходит к древнему звукоподражательному слову, звучавшему примерно ка к «пол» . Р усскому слову полоскать с полногласным сочетанием оло соответствует церковнославянское пласкати с неполногласным ла ( ср. подобные пары: золото – злато , волосы – власы).

    Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный. Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).

    Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой способ образования в слове «рассчитать» и от какого слова оно образовано. Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из них существенно отличается от всех других по смыслу. 1. Укажите формальный способ образования этих глаголов 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл 3. Опишите смысл всех других глаголов

    Ответ справочной службы русского языка

    Это домашнее задание? Нужно просто немного поразмышлять. Будут трудности — пишите.

    Каков способ образования слова ожёг?

    Ответ справочной службы русского языка

    Глагол ожёг (инфинитив ожечь) образуется приставочным способом.

    Если вы спрашиваете о существительном ожог, то этот способ называют бессуффиксным, безаффиксным или нулевой суффиксацией. Прочитать о нем можно в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, каким способом образованы слова «выходец» и «проходная»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Способ образования с лова выходец – суффиксальный, а существительного проходная (специальное служебно-контрольное помещение, через которое проходят на завод, стройку, в учреждение) – переход из прилагательного в существительное (субстантивация).

    Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, способ образования слова «безукоризненно»

    Ответ справочной службы русского языка

    Это слово образовано от прилагательного безукоризненный.

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, способ образования слова «пример».
    Спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    В современном русском языке это непроизводное слово, поэтому способ словообразования назвать нельзя.

    Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования , по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.

    Источник

    Читайте также:  Как делятся принтеры по способу вывода изображения
  • Оцените статью
    Разные способы