- Пример способа формирования этнических стереотипов
- Пример способа формирования этнических стереотипов
- Быстрая регистрация
- Обществознание (Вариант 23)
- Этнические стереотипы: примеры, функции, виды
- Общая информация
- Стереотипы на заре истории
- Примеры
- Классификация
- Как происходит процесс формирования
- Этническая картина мира
- Этническая толерантность
- Межнациональное общение
- Заключение
- Тема 3. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ.
Пример способа формирования этнических стереотипов
Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? то, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите пять факторов.) Какой характеристикой обладает как сам этнос, так и стереотип поведения этноса?
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой. Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;
2) нормы взаимоотношений внутри этноса;
3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;
4) динамика изменения поведения этноса.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Источник
Пример способа формирования этнических стереотипов
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Обществознание (Вариант 23)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
30. Какие три способа формирования этнических стереотипов выделяет автор? Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«.
Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время учёные вообще спорили о том, существует ли он в действительности. И это неудивительно, ведь национальный характер — самый неуловимый элемент этничности. Но сегодня общепризнано существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определённые формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности.
Исследователи национального характера считают, что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет ещё большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, если только понять общество, в котором народ живёт и которое он создал в определённых географических, природных условиях. Очень важно также и то, что тип общества определяется той системой ценностей, которая в нём принята.
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуациях межкультурных контактов. Усваиваются этностереотипы в процессе социализации. Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ своей этнической общности или представление о других этнических общностях. Стереотипы формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, поговорки и т.п.), а также предубеждений, уходящих корнями в исторические традиции.
Источник
Этнические стереотипы: примеры, функции, виды
В межрасовых, равно как и в межгрупповых отношениях, важную роль играют этнические стереотипы. Они представляют собой упрощенные образы индивидуумов, которые имеют высокую степень согласованности. Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никогда не является следствием опыта. Обычно их получают из вторичных источников, глядя на родителей, друзей, бабушек, дедушек и так далее. Плюс ко всему, это происходит задолго до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности.
Общая информация
Впервые о таком элементе, как этнические стереотипы поведения, заговорили в 1922 году. Сделал это популярный американский журналист, проводивший собственное расследование. Он сообщил, что образование стереотипов является естественной вещью, которая только играет на руку человеку.
Во-первых, когда люди вступают в контакт со сложным социальным объектом, которого они до этого не видели, то попросту не знают, как себя надо вести. И в этом случае им помогут «картинки мира», которые находятся в головах и мыслях, передаются из поколения в поколение.
Во-вторых, с помощью стереотипов каждый человек сможет себя оправдать, защитить. Следовательно, его позиции, права и ценности всегда будут иметь определенный вес.
Таким образом, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохранить при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. Соответственно, если речь идет об этнических предубеждениях, то люди смогут нормально себя чувствовать в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется.
Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, множество сформировавшихся в детстве стереотипов поменять будет невозможно (за редким исключением). Вероятно, именно поэтому человечество не может продвигаться дальше в развитии, так как оно застряло на стадии предубеждений.
Стереотипы на заре истории
Изначально этнические стереотипы означали только одно: все чужие – враги. В первобытном обществе встреча с другими племенами сулила только смерти и войны, поэтому длительное время люди не могли наладить между собой связь.
Когда межплеменные контакты начали расширяться, к примеру, появился обмен, человек стал узнавать новое не только о своих соседях, но и о самом себе. Теперь он понял, что не всегда может поднять свое орудие против другого члена первобытного общества. Он становился не простым соплеменником, помогающим в охоте, а другом, отцом или братом в эмоциональном смысле.
Примеры
Очень разнообразны этнические стереотипы, примеры соответствующего поведения или мышления можно приводить бесконечно долго. Более того, предубеждения будут основываться только на одной народности, в них заключена мысль людей, связанных культурой, родиной и особенностями поведения.
Можно выделить несколько стереотипов, которые русские относят к другим жителям планеты:
- Все немцы пунктуальны и педантичны.
- Все евреи умные, но жадные.
- Все американцы имеют стандартное мышление, они не могут отклоняться от курса, заданного в детстве или законодательством. К примеру, ни один американец не станет самостоятельно вкручивать новую лампочку, если та перегорела. Этим займется специально обученный человек.
- Все испанцы слишком эмоциональны, они вспыльчивы.
В то же время о русском человеке у других наций также складывается определенный стереотип. Наиболее распространенным из них является прирученный медведь, который играет на балалайке, и, конечно, водка – ею все россияне завтракают, обедают и ужинают.
Классификация
Если рассматривать не только этнические стереотипы, примеры отношений между конкретными людьми или полноценными обществами будут разделяться на несколько видов:
- Восприятие людей относительно друг друга. То есть это те предубеждения, которые складываются в рамках узкой группы людей. Например, родителей надо уважать, старших почитать и так далее. Такие стереотипы будут укладываться в головах младшего поколения только при условии, что старшие занимаются их выполнением, а не только пустыми разговорами.
- Межполовые стереотипы. Примеры: женщины должны заниматься домом, а мужчины – работать; мальчики не плачут, девочки всегда глупые.
- Возрастные стереотипы. Примеры: подростки трудны в воспитании и контролировании, старики всегда ворчат.
- Этнические стереотипы.
В принципе, виды этнических стереотипов образовались в процессе развития социума. Кроме того, они формируются у каждого отдельно взятого человека. Если предположить, что индивид приехал в Прагу, и на вокзале у него украли кошелек, то он может думать, что все чехи – воры. То есть существуют общепринятые этнические предубеждения и частные.
Как происходит процесс формирования
Проблема предрассудков существовала всегда, и формирование этнических стереотипов сказывается на ней в большей мере. Даже сегодня, когда любой человек может найти все информацию, которая его интересует, стабильность предубеждений все-таки присутствует.
Формирование начинается с раннего детства. Однако в юном возрасте ребенок не может мыслить в рамках отношений между нациями, и он складывает стереотипы относительно своей семьи и ее отношениями с другими людьми. Но сам процесс закладывается непосредственно в это время.
Этническая картина мира
Сегодня функции этнических стереотипов постепенно начинают угасать, но пока еще исключать их полностью нельзя. Первобытная этническая картина мира представляет собой совсем иное. Тогда предубеждения играли особую роль, они помогали племенам выживать. К примеру, с одними общинами отношения могли быть налаженными, с другими – враждебными. И чем раньше новый член социума об этом узнавал, тем больше у него было шансов на выживание.
Этническая толерантность
Сегодня этнический стереотип и этнический образ постепенно начинают сливаться в одно понятие. Ранее было по-другому. Например, русские думали о том, что все шотландцы носят юбки (как мужчины, так и женщины). Это этнический стереотип. Но они могли быть знакомы с отдельно взятым шотландцем, который одевался так же, как и все, то есть в брюки или джинсы. Это этнический образ.
Межнациональное общение
Этнические стереотипы русских, как и многих других народов, формируются в подростковом возрасте. И задачей родителей, учителей или наставников является создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подростки должны самостоятельно выработать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы.
Если не давать таковой возможности молодому поколению, то человечество не продолжит своего духовного развития. К примеру, стереотипы могут создать крайне негативную ситуацию в ходе межнационального общения. Более того, если человек получил какие-то предубеждения, то он не будет их опровергать в процессе жизни. Напротив, он станет постоянно находить примеры, которые их подтверждают.
Заключение
Таким образом, этнические стереотипы поведения являются вовсе не тем продуктом, который обобщает одинаковые или схожие черты одной нации. В них личностные качества отдельных людей заменяются заведомо односторонним предубеждением. Последнее, в свою очередь, представляет собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей.
В результате соответствующего поведения образуется настороженность, причем с обеих сторон. Первые идут на поводу у своих стереотипов, вторые ведут себя плохо вследствие неуважительного отношения. Образуется некая отчужденность, которая вызывает недоразумения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.
Источник
Тема 3. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ.
Впервые понятие стереотипа было введено в науку У. Липпманом (США) в 1922-ом году. Он определял стереотип как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой картинку мира в голове человека. Тогда же были указаны две важнейшие причины процесса стереотипизирования. Первая – экономия усилия. Люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а используют уже имеющиеся у них категории. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а отказ от стереотипов потребовал бы от человека напряжения внимания и превратил бы процесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных. Вторая причина – защита групповых ценностей, поскольку стереотипы говорят о нашей непохожести, специфичности. Стереотип – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида. В этой крепости индивид испытывает психологический комфорт, потому что чувствует себя в безопасности.
Из этого следует два обстоятельства. Во-первых, чтобы защищать этнические ценности, индивид должен уметь их вербализировать. Во-вторых, индивид должен уметь относить себя к определённой группе, ценности которой выступают для него точкой отсчёта при оценке других групп. Эта оценка может принимать две формы: противопоставления (внутригрупповой фаворитизм) или сопоставления (миролюбивая нетождественность).
Сегодня под этническим стереотипом принято понимать обобщённое представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп с лёгкостью распространяемое на отдельных представителей этих групп. Этнический стереотип отличается повышенной эмоциональностью и устойчивостью при оценке этнических групп.
В литературе приводится обширный список свойств этнических стереотипов. Перечислим важнейшие из них. Стереотипы отличаются отчётливостью, рельефностью, практической стороной и актуальностью. Кроме того, им присущи: целостность, оценочность, ценностная окраска и наличие некоторой доли ошибочной информации. Характерно, что в советское время именно на изучении ошибочной информации были сосредоточены основные усилия отечественных учёных, большинство из которых, к слову, были отнюдь не русской национальности. Этнические стереотипы обладают устойчивостью под воздействием новой информации и высоким консерватизмом.
В этническом стереотипе выделяются четыре основные параметра.
Содержание – набор характеристик, приписываемых этнической группе.
Степень согласованности – единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.
Направленность – общее положительное или отрицательное восприятие оцениваемой этнической группы.
Интенсивность – степень предубеждённости при описании оцениваемой этнической группы. Измеряется путём ранжирования характеристик, приписываемых этносу.
Психологическую базу этнических стереотипов можно описать следующими положениями.
1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы недифференцированно, грубо, пристрастно.
2. Такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.
3. Изменения в обществе или в отдельных его сферах могут вызывать изменения этнического стереотипа. Однако такие изменения происходят не всегда, но всегда отсрочены во времени.
4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений об этнических группах.
5. При отсутствии явной враждебности в межэтнических отношениях этнические стереотипы оказывают минимальное влияние на человеческое поведение. В условиях напряжённости этнические стереотипы становятся определяющими детерминантами реального поведения индивидов.
На содержание этнического стереотипа влияют три группы факторов. Во-первых, это специфические особенности стереотипизируемой группы. Во-вторых, условия развития обеих групп и специфика взаимоотношений между ними в данный момент. В-третьих, длительность и глубина исторического контакта между этими же группами.
Этнические стереотипы никогда не существуют «вообще», а всегда несут в обществе определённые функции. Во-первых, это защита территории (этнических границ). Во-вторых, это обоснование предпочтения межличностных контактов со своими над контактами с мигрантами, «пришельцами», «чужаками». В-третьих, это формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы. В-четвёртых, это создание и сохранение положительного образа собственной группы.
Этнические стереотипы бывают двух видов. Аутостеротипописывает свою собственную этническую группу, а гетеростереотипы – другие этнические группы. Экспериментально установлено, что на формирование обоих видов этнических стереотипов влияют следующие факторы.
1. Позиция государства и общества. Так, в США до 1957-го года существовала практика раздельного обучения белых и негров в школах. И за совместное обучение выступало только 13% белых американцев. Но после публикации исследований социального психолога К. Кларка ситуация изменилась. Этот учёный доказал, что раздельное обучение отрицательно сказывается на умственном и психическом развитии негров. Основываясь на результатах этой работы Верховный Суд США, признал раздельное обучение незаконным. Сегодня более 80% белых американцев стоят за совместное обучение белых и негров. Более того, в 2008-м году Президентом США впервые становится чернокожий политик.
2. Взгляды на межэтнические отношения, разделяемые непосредственнымокружением индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определённой группой, чем больше коммуникативных связей замыкается внутри неё. Так, исследования в США показали, что содержание гетеростереотипа негров у белых первоклассников мало отличается от аутостереотипа белых. Однако, к окончанию школы, разница между их содержанием всё более и более увеличивается. Так же известно, что в этнически однородной среде крайне редко формируются отрицательные стереотипы, хотя в этом случае известны и исключения.
3. Жизненный путь самого индивида, практика его межэтнических контактов. Действительно, если молодого человека призвали на военную службу в армию и у него в роте служил, например, табасаранец, то вряд ли такая встреча может повториться в гражданской жизни.
Особенностью аутостереотипов является стремление этноса внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее яркие черты своей группы. Так, установлено, что экономически преуспевшие этносы характеризуют себя как компетентных, деловитых, предприимчивых индивидов. Этносы же с более низким экономическим статусом описывают себя как сердечных, добрых, гуманных людей. Другое исследование в США показало, что консервативные и морализующие белые студентки переносят свои нереализованные сексуальные желания на представительниц этнических меньшинств, которые оцениваются ими как порочные и легко доступные. В зависимости от типа этнокультуры в содержании аутостереотипа может поощряться либо «правильное поведение» (шаблонное), либо, напротив, оригинальность и самостоятельность в поведении. Это различие напрямую связано с типом этнокультуры, однако разговор об этих различиях пойдёт у нас в следующей лекции.
В давнем исследовании И. Снежковой выявлено интересное различие между содержанием русского (дореволюционного) и советского аутостереотипов. Ознакомимся с его результатами.
Русский аутостереотип | Советский аутостереотип |
Положительные черты: -человеколюбие; -отзывчивость; -гуманизм; -незлобивость; -жертвенность; -доблесть; -сила; -отвага | Положительные черты: -жалостливость; -терпение; -лукавство; -щедрость; -удаль; -сила; -отвага |
Отрицательные черты: -лень; -пьянство; -пустые мечты; -мотовство; -подобострастие | Отрицательные черты: -лень; -пьянство; -пустые мечты; -расхлябанность; -расточительность; -имитация деятельности; -подражание Западу; необязательность |
Если сопоставить эти два самоописания, то наглядно видно, что доля положительных черт в советском аутостереотипе меньше, чем в русском, а доля отрицательных черт, напротив, больше. На наш взгляд, указанное различие объясняется разницей взгляда на человека в русской и советской культурах. В русской культуре человек – субъект воздействия, а в советской культуре – объект воздействия. Кроме того, сам факт появления в советском аутостереотипе, в качестве позитивных, таких черт как жалостливость, терпение и лукавство, на наш взгляд, весьма спорен.
Для будущих специалистов-психологов важно помнить о различиях в коммуникативных стереотипах этносов. Их существование связано с присущими этнокультурам различиями в «картинах мира», в нормах и правилах поведения. В целом, эти различия описываются термином «контекст». Соответственно, принято говорить о низкоконтекстных и высококонтекстных этнокультурах. Типичным примером страны с низкоконтекстной культурой являются США. Тут больше обращают внимания на содержание сообщения, значительные требования предъявляются к беглости речи, точности использования понятий, логичности высказываний. В дискуссиях собеседники стремятся высказываться ясно и чётко, предъявляя основной аргумент в самом начале беседы. К числу стран с высококонтекстной культурой следует отнести Японию и Россию. Для этих культур важно не само содержание сообщения, а то с кем и в какой ситуации происходит общение. Речь тут расплывчата и неконкретна, насыщена словами «может быть», «вероятно». Стратегия вести разговоры «вокруг да около» позволяет лучше узнать о намерениях партнёра. При этом проявление эмоций в речи в Японии осуждается, а в России – приветствуется.
Из различий в контекстах этнокультур вытекают особенности коммуникативных стереотипов этносов. Во-первых, есть культуры с прямым стилем общения (США). Здесь чётко проговариваются истинные намерения говорящего в виде потребностей, желаний, ожиданий. Антиподом является непрямой стиль общения (Япония, Корея). Тут речевые сообщения строятся, таким образом, что истинные желания, цели, потребности говорящего скрываются в процессе общения. Во-вторых, существуют культуры с вычурным стилем общения (арабский мир). Здесь используется богатый, экспрессивный, насыщенный метафорами язык. Антиподом является сжатый стиль общения (США, Англия, Скандинавия). Тут главной целью коммуникации является искренность коммуникатора. В-третьих, существуют культуры с личностным вербальным стилем (США). Здесь постоянно подчёркиваются личные достижения коммуникатора, в центре внимания всегда остаются неформальные, властно-симметричные отношения. Антиподом является ситуационный вербальный стиль (Япония, Африка). Тут в процессе коммуникации постоянно подчёркивается социальная роль говорящего, которая как бы отсоединяется от самой личности коммуникатора. В речи непременно присутствуют упоминания об официальности и иерархичности взаимодействия. В-четвёртых, существует инструментальный стиль общения (США, Скандинавия). Здесь характерна ориентация на цель общения, развиты моменты самовыражения, самопрезентации. Основная задача коммуникации – оказать воздействия на партнёра и на характер отношений с ним. Антиподом является аффективный стиль общения (Азия, Африка, Латинская Америка). Тут характерна ориентация на слушающего, на приспособление к чувствам и потребностям собеседника, на достижение групповой гармонии.
В процессе межэтнического взаимодействия будущий специалист-психолог должен постоянно помнить о ряде характерных для русского менталитета особенностях. Эти особенности чётко зафиксированы в языке (работы А. Вежбицкой).
1. Эмоциональность. Присутствует ярко выраженный акцент на чувствах, на свободном их проявлении. Для русской речи характерен высокий эмоциональный накал и богатство языковых средств для выражения оттенков эмоций.
2. Иррациональность. Постоянно подчёркивается ограниченность логического мышления и человеческого знания вообще. Жизнь рассматривается как событие непредсказуемое и непостижимое. В качестве примера можно привести типичные русские выражения: «налетела грусть», «преследует тревога» и так далее.
3. Неагентивность. Для русского характерно ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена. Русский человек склонен к фатализму, к отказу от ответственности за свои чувства. Для русской речи типичны фразы: «Мне стало так грустно», «Меня охватила злость». Такая позиция приводит к отказу человека от ответственности за свои чувства. Бурная эмоциональная жизнь русского отнюдь не дополняется готовностью отвечать за свои чувства.
4. Любовь к морализации. Для русского характерны такие черты как: любовь к крайним и категоричным суждениям при описании моральных категорий, акцент на борьбе Добра и Зла в душе говорящего и в душах других. Это свойство русского менталитета присутствует во фразах: «Это глупый вопрос», «Что за дурацкий смех?», «Ты принял правильное решение».
Помимо вербальных стереотипов существуют и невербальные, физиогномические и поведенческие стереотипы. Исследованиями В.Агеева установлено, что существует ряд культур, где при оценке поведения другого человека упор делается на степень соответствия его внешности стереотипам позитивного или негативного персонажей этнической культуры (феномен физиогномической редукции). К числу таковых, например, принадлежит вьетнамская культура. Для русских такая привязка к стереотипам внешности не так характерна, однако определённые визуальные стереотипы всё-таки существуют. В исследовании А. Кораблина выявлены пять комплексов визуальных стереотипов русской культуры.
1. Свойства гипнабельной (внушаемой) личности приписываются обладателям следующей внешности. Прямоугольное лицо, высокий и широкий череп, высокий лоб, широкое надбровье и большие уши.
2. Свойства дистимической (меланхоличной) личности приписываются носителям следующих черт внешности. Опущенные уголки рта, прямоугольный лоб, дугообразные брови, опущенный кончик носа, высокий череп, плоское лицо.
3. Свойства ригидной (застревающей) личности приписываются обладателям следующей внешности. Прямой угол челюсти, большой рот, выпуклые глаза, лоб вытянут по вертикали, короткая шея, длинные конечности, тёмные волосы.
4. Свойства педантичной личности приписываются носителям следующих черт внешности. Прямоугольный лоб, прямоугольное лицо, впалые щёки, выделяющаяся носовая перегородка, светлые волосы.
5. Свойства демонстративной личности приписываются обладателям следующей внешности. Нестандартная причёска, выпуклые глаза, нос с горбинкой и опущенным кончиком.
Очевидно, что, основываясь на этих визуальных стереотипах, можно попытаться приписать определённые свойства личности представителям разных этносов. Так, представителям Северного Кавказа и Закавказья будут приписываться черты демонстративности и ригидности в поведении. Жители прибалтийских республик, как и русское население Северо-Запада будут восприняты как носители черт педантичности. Народам Средней Азии, бурятам, калмыкам будут приписаны черты дистимичности. Таким образом, приверженность визуальным стереотипам может провоцировать определённую напряжённость в межэтнических отношениях.
На базе этнических стереотипов формируется такое свойство личности как этноцентризм. Термин предложен В. Самнером (США) в 1906 году и первоначально рассматривался как базовый идентификационный механизм формирования этноса, отражающий признак общего происхождения. При этом этноцентризм считался выражением врождённой враждебности людей, естественным и объективным законом природы. Сегодня взгляды учёных изменились. Под этноцентризмом понимается совокупность этнических стереотипов, отражающих чувство собственного превосходства и негативного отношения к иным этносам, реализуемых как в социальном поведении в целом, так и в отдельных действиях, как носителей этнического сознания, так и этносов в целом. Следует различать субъективный аспект этноцентризма (проявления сознания) и объективный аспект (групповые действия). Что же касается «врождённости» этноцентризма, то у этой точки зрения сегодня мало сторонников. Принято считать, что этноцентризм всего лишь один из механизмов формирования этнической идентичности. Однако существуют и другие механизмы, а общество в праве и обязано их развивать. Вместе с тем, большинство авторов считает, что в наступившем веке этноцентризм не исчезнет, а, скорее всего, даже усилится. Причина заключена в глобализации экономики, глобализации рынков товаров, услуг, труда. Сегодняшний среднестатистический россиянин может получить на завтрак сахар из Украины; кофе, выращенный в Колумбии, и расфасованный в Германии; сыр из Прибалтики, Скандинавии, Белоруссии, Германии; апельсины из Марокко или Израиля. Потом он закурит американскую сигарету и поедет на работу в маршрутном такси, за рулём которого будет сидеть гражданин Грузии, или Азербайджана, или Молдавии. В кармане у этого россиянина будет лежать мобильный телефон, изготовленный в Финляндии, либо Германии, либо Корее. Эта избыточность контактов с присутствием иных этносов может порождать личностную тревогу и потребность защитить себя и своих близких. Чувство тревоги будет сильнее, если в районе проживания нашего россиянина доля представителей иных этносов превышает 10% от численности населения, особенно, если число приезжих стремительно растёт. Однако физически оградить себя от контактов с проявлениями чужой этнической культуры современный человек уже не может. Остаётся только один способ – провести психологическую черту, выделить свою особость, подчеркнуть своё принципиальное отличие от мигрантов. Проще всего обратиться к тем основаниям, которые всегда «под рукой». А наиболее яркими и рельефными основаниями являются этнические признаки личности. Так и формируется этноцентризм.
Задания и вопросы к самостоятельной работе.
1. Составьте аутостереотип Вашего этноса. При этом укажите именно тот этнос, с которым Вы себя идентифицируете.
2. Составьте гетеростереотипы этносов, контактирующих с Вашим этносом (не менее пяти). При этом желательно указать ту сферу функционирования этноса, где происходит непосредственный контакт: школа, рыночная торговля, здравоохранение и так далее.
3. Составьте список выражений, отражающих такое свойство русского менталитета как неагентивность.
4. Составьте список выражений, отражающих такое свойство русского менталитета как любовь к морализаторству.
5. Проанализируйте частоту контактов современного горожанина (на примере жителей Санкт-Петербурга) с проявлениями чужой культуры. Перечислите те ситуации, которые такие контакты отражают.
Источник