- Абстрактный способ изложения правовых предписаний
- Норма права
- Оглавление
- 1. О норме права
- 2. Структура нормы права
- Оглавление (к структуре нормы права)
- 2.1. Гипотеза
- 2.2. Диспозиция
- 2.3. Санкция
- 3. Нормы права и нормативно-правовой акт
- 4. Классификация норм права
- Оглавление
- 4.1. Императивные и диспозитивные
- 4.2. Материальные и процессуальные
- 4.3. Управомочивающие, обязывающие и запрещающие
- 4.4. Специализированные нормы
- 4.5. Общего действия, ограниченного действия, локальные
- 4.6. По функциям
- 5. Разъяснение из учебника
- Советуем прочитать
- Рекомендуемая литература
Абстрактный способ изложения правовых предписаний
Одним из элементов законодательной техники, с помощью которого вырабатывается текст закона, являются способы построения правового материала, различающиеся в зависимости от степени обобщенности на абстрактный и казуальный.
Первый способ построения — абстрактный — характеризуется применением силы абстракции к правовой материи, в результате чего нормативный правовой акт приобретает обобщающий характер. Примером абстрактного построения правового материала является следующая норма Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
«Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях».
Основное достоинство такого способа построения-правово-го материала состоит в том, что он придает нормативному правовому акту долгосрочный характер и позволяет применять его к широкому кругу общественных отношений. Однако не всегда абстрактную норму можно применить к конкретным общественным отношениям. С этим связан его недостаток. Кроме того, существует опасность превращения нормы в формулу, лишенную реального содержания.
Абстрактные нормы, как правило, помещаются в самом начале нормативного правового акта при изложении общих положений. Абстрактные нормы в большей степени характерны для нормативных правовых актов в сфере конституционных правоотношений.
Казуальный способ изложения правовых предписаний
Альтернативный способ построения правового материала — казуальный. Данный способ предусматривает указание на особенные случаи, которые служат основанием для реализации нормативных правовых актов. В качестве примера можно принести норму статьи 5 вышеназванного Федерального закона:
«Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов».
Данное положение конкретизирует приводившуюся ранее в качестве примера абстрактную норму. Казуальным способ построения правовых норм придает регулируемым общественным отношениям определенность и конкретность. Однако использование данного способа влечет за собой неизменное увеличение объема правового материала ввиду необходимости перечисления различных ситуаций, явлений, фактов и т.д. Кроме того, весьма затруднительно учесть в правовой норме все нюансы регулируемых общественных отношений. Этим обусловлены недостатки казуального способа.
Выбор того или иного способа построения правового материала зависит от многих факторов и прежде всего от предмета регулирования закона и отраслевых особенностей.
По верному замечанию профессора Т.В. Губаевой, основной конструктивный принцип, в соответствии с которым е целует использовать способы построения правового материала, это сочетание обобщающей абстракции с понятийной конкретностью изложения, обеспечивающей определенность и точность юридической формы; слова должны подбираться и соединяться с таким расчетом, чтобы можно было регулярно чередовать уровни обобщенности правовых норм и достигать информативной полноты, применяя то более отвлеченные, то конкретизированные формулировки.
Избежать декларативности правовых норм можно путем последовательной конкретизации абстрактных положений в последующих нормах закона.
Тема 13. Способы связи между нормативными правовыми актами
Понятие и виды связей между нормативными правовыми актами
Весьма важным элементом законодательной техники является система связей между нормативными правовыми актами и отдельными нормами права, которые позволяют избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.
В литературе выделяют следующие виды таких связей:
предписания принять какой-либо нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений;
указание на более высокий или равный по юридической силе законодательный акт, во исполнение которого принят закон.
Отсылочные нормы
Отсылки являются наиболее распространенным видом связи нормативных правовых актов. Отсылки можно классифицировать следующим образом:
1. По юридической силе нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы;
б) отсылки к нормативным правовым актам равной юридической силы;
в) отсылки к нормативным правовым актам более низкой юридической силы.
2. По степени конкретизации:
а) отсылки к неопределенному законодательному акту;
«Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (пункт 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
б) отсылки к определенному законодательному акту;
«Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» и настоящим законом» (пункт 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона);
в) отсылки к отдельным нормам права;
«Документы, указанные в пунктах 1—3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично» (пункт 5 статьи 33 вышеназванного Федерального закона).
3. По сфере действия нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;
«Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей» (пункт 2 статьи 40 вышеназванного Федерального закона).
б) отсылки к федеральным нормативным правовым актам;
«Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам» (пункт 2 статьи 14 Федерального закона);
в) отсылки к международным нормативным правовым актам и договорам;
«На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными. » (пункт 10 статьи 4 Федерального закона).
Малоисследованным является вопрос о том, в каких случаях использование отсылки является оправданным и необходимым. Так, доктор юридических наук В.М. Сырых выделяет два таких случая:
когда нормативное предписание, на которое ссылается законодатель, находится в другом нормативном правовом акте, выпадающем из общей связи нормативных актов, и самим интерпретатором может быть не обнаружен;
когда законодатель хотел особо подчеркнуть важность нормативных предписаний, находящихся за пределами данного закона, при применении норм проектируемого закона.
Данный список может быть расширен. Так, оправданно использование отсылок с целью избежания дублирования правовых предписаний. В то же время возникает опасность злоупотреблений отсылками, что нередко встречается в законодательстве. Примером может служить такая отсылка: «Лица путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами». Данное положение несет лишь информационную нагрузку, но никак не регулятивную или охранительную.
Распространенными ошибками при изложений отсылочных норм являются:
формулирование отсылки к правовой норме, которая, в свою очередь, содержит отсылку;
отсылка к нормативному правовому акту, который уже признан утратившим силу;
неправильное указание реквизитов, в том числе наименования, нормативного правового акта, к которому делается отсылка.
Неправильное построение отсылочных норм приводит к несогласованности проектируемого акта с действующим законодательством, правовое регулирование становится разбалансированным и противоречивым.
Иные способы связи
Бланкетные нормы, как и отсылочные, не содержат в своей структуре полного изложения тех или иных предписаний, но указывают на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты. Отличие бланкетных норм от отсылочных состоит в том, что если любую отсылочную норму можно сформулировать как определенную, включив в нее соответствующие части других правовых норм, то с бланкетной нормой этого сделать нельзя, поскольку такие части могут не существовать (например, правила пользования служебным транспортом).
«Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, — наказывается. » (пункт 1 статьи 249 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Довольно часто в законах и подзаконных актах содержатся нормативные предписания уполномоченным органам принять или разработать тот или иной нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений. Подобные предписания могут также содержать указание на сроки принятия необходимых актов и их форму.
«Поручить Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом» (пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
В.М. Сырых выделяет следующие требования формулирования поручений-предписаний принять нормативные правовые акты:
в поручениях указывать только вопросы, требующие нормативно-правового регулирования;
называть орган, которому предлагается подготовить соответствующий нормативно-правовой акт;
устанавливать дату и срок, в течение которого органы должны подготовить и принять соответствующий нормативно-правовой акт.
Указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят тот или иной закон или подзаконный акт, также имеет большое значение. Как отмечает В.М. Сырых, такие указания закрепляют иерархические связи между нормативными правовыми актами, определяют законодательную основу действующих актов, фиксируют наиболее глубокую степень связанности между нормативными правовыми актами, регулирующими одну сферу общественных отношений.
«Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (преамбула Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
Данный способ связи между нормативными правовыми актами в большей степени характерен для подзаконных нормативных правовых актов, нежели для законов. Более того, учитывая, что подзаконные акты принимаются именно в развитие положений законов, такое указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят подзаконный акт, является обязательным.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Норма права
— закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
— общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение ( Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД ).
Оглавление
1. О норме права
Все нормы права вместе составляют право (объективное право). То есть право, состоит из совокупности правовых норм. Правовая норма является своего рода клеточкой права. В общем виде, нормы права изучаются в рамках «Теории государства и права».
Совокупность норм, регулирующих определённый круг общественных отношений, составляет отрасль права (налоговое право, семейное право, гражданское право и т.д.). Внутри отраслей права нормы также группируются по правовым институтам (субинститутам).
Определение нормы права приведено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» (п. 4):
«Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.»
2. Структура нормы права
Норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).
указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).
определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.
предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.
Статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусматривает:
«Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения».
Статья 116 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.
Указанные выше правила, по сути, формулируют норму права:
— Если в состав организации входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации (Гипотеза);
— То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (Диспозиция);
— К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ (Санкция).
Следует отметить, что на практике, правовые нормы далеко не всегда содержат в себе все три элемента. Многие нормы содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы).
Оглавление (к структуре нормы права)
2.1. Гипотеза
Существует несколько видов классификации гипотез:
— Простые и сложные;
— Абстрактные и казуистические.
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется правовая норма норма.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ ).
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.
Статья 6 НК РФ предусматривает:
«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
В рассматриваемом случае, сложная гипотеза — Если нормативно правовой акт о налогах и сборах:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу»
Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, а не на частностях.
Пункт 1 статьи 3 НК РФ устанавливает — «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».
Абстрактная гипотеза — Если налоги и сборы установлены законно
Диспозиция — То, каждое лицо должно их уплачивать.
Казуистическая гипотеза акцентирует внимание на частностях.
Пункт 1 статьи 145 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Казуистическая гипотеза — Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Диспозиция — то, такие налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
2.2. Диспозиция
Диспозиция определяет само правило поведения.
В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. При этом используются слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».
Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. При этом используются слова «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в статье 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). При этом используются слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 5 статьи 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
2.3. Санкция
В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.
В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ :
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от. до. лет», «наказывается лишением свободы на срок до. лет».
Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до. лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).
3. Нормы права и нормативно-правовой акт
Норма права не обязательно совпадает с текстом нормативно-правового акта. На практике встречаются следующие ситуации:
— все три элемента логической структуры нормы права включаются в одну статью нормативного акта;
— в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм;
— элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
— элементы нормы права указываются в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой — норма права прямо излагается в статье (нормы прямого действия);
2) бланкетный — норма права не содержит правила поведения, а отсылает к правилам, определяемым законодательством, государственными органами, общественными организациями, локальными актами. (подробнее: Бланкетные нормы права)
3) отсылочный — норма права не содержит правила поведения, а отсылает к правилу этого или иного нормативного правового акта (подробнее: Отсылочные нормы права).
4. Классификация норм права
Существует множество классификаций норм права. Например, по отраслям права — нормы гражданского, уголовного, административного, финансового права и т.д.
Рассмотрим наиболее применяемые классификации норм права.
Оглавление
4.1. Императивные и диспозитивные
По форме установленного правила нормы подразделяют на императивные и диспозитивные.
— категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивные нормы характерны для публичного права. Например, п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет:
. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Диспозитивные нормы характерны частного и, в частности, для гражданского права. Например, п. 1 ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает:
«Произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды».
4.2. Материальные и процессуальные
Нормы права делятся на материальные и процессуальные.
устанавливают права и обязанности субъектов права.
устанавливают правила реализации норм материального права.
4.3. Управомочивающие, обязывающие и запрещающие
Нормы права подразделяют также на управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.
— нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.
— нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.
— нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.
Пример
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ ) — упровомочивающая норма;
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. (п. 9 ст. 226 НК РФ ) — запрещающая норма;
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ ) — обязывающая норма.
4.4. Специализированные нормы
Также выделяют «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
— содержат определения юридических понятий;
— содержат правовые принципы, цели и задачи;
— нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.
4.5. Общего действия, ограниченного действия, локальные
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия — это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной организации.
4.6. По функциям
По функциям, нормы права делятся на:
— нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.
— нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
— нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.
Регулятивные нормы обычно состоят их гипотезы и диспозиции.
Охранительные нормы обычно состоят из диспозиции (указывает на правонарушение) и санкции.
5. Разъяснение из учебника
В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 разъясняется:
«Свое непосредственное выражение развитое, исторически сложившееся право находит в общеобязательных правилах поведения классового общества – правовых нормах. Нормы права есть, таким образом, первичная исходная «клеточка» сложившегося юридического права. Они характеризуются тем, что официально устанавливаются (либо санкционируются) государством, носят общеобязательный характер, их исполнение в необходимых случаях поддерживается государственным принуждением.
Нормы права регулируют поведение людей. Этим они отличаются, например, от правил логики, грамматики, которые соблюдаются для правильного выражения мысли в письменной и устной речи. С помощью права нельзя также «предписать» человеку тот или иной образ социального мышления, идеологию, систему духовных ценностей. Общественное сознание, культурный уровень общества получают свое отражение в праве, определяют содержание правовых норм, их систему. Однако правовые нормы регулируют лишь поступки людей, их поведение, в котором находят свое выражение те или иные идеи, оценки и т.д.
Правовые нормы регулируют, однако, не всякое, а социальное поведение людей, то есть их взаимоотношения между собой (коммуникативную деятельность) в процессе производства, в политической жизни, в управлении, в семейной жизни. Право не предписывает правил поведения технического, естественного характера: производственных приемов и действий по управлению машинами, приемов агротехники, по поддержанию здоровья и т.д. Это – правила взаимоотношений человека с природой, техникой, которые сами по себе не носят социального характера. Лишь в той мере, в какой технические правила затрагивают интересы людей (например, правила техники безопасности, бережного обращения с машинами, правила охраны здоровья людей, охраны природы), они приобретают социальный характер, а если они признаются и охраняются государством, то и правовой характер.»
Рубрики:
Советуем прочитать
По теме «Норма права»
Диспозитивная норма — правовая норма, которая предписывает вариант поведения, но при этом предоставляет субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Диспозитивные нормы характерны частного и, в частности, для гражданского права.
Императивные нормы — категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивные нормы характерны для публичного права.
Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Норма права прямого действия — норма права, которая прямо и исчерпывающе определяет условия ее действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности.
По теме «Право»
Дееспособность — способность участника правоотношения самостоятельно, своими действиями, приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности.
Имущественные права — субъективные права участников правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а так же с материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.).
Общее право, Прецедентное право, Common law — система права, основанная на судебных прецедентах.
Право собственности — право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Правоотношение (Правовое отношение) — складывающаяся на основе правовых норм юридическая связь между субъектами права через их права и обязанности, осуществление которых обеспечивается государством.
Правопреемство — переход юридических прав и обязанностей от одного лица к другому лицу.
Правоспособность — способность участника правоотношения обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.
Правосубъектность — способность участника правоотношения иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности.
Презумпция (юридическая презумпция) — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.
Субъекты права — участники правоотношений, наделенные по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).
Толкование норм права (закона) — мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации.
Юридический факт — обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Существует множество классификаций норм права. Например, по отраслям права — нормы гражданского, уголовного, административного, финансового права и т.д.
Рекомендуемая литература
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996
«Гражданское право: В 3 т.: Учебник» (под ред. С.А. Степанова) («Проспект», «Институт частного права», 2010)
Источник