§ 15. Искусство
Почему появилось искусство? Какие общественные функции оно выполняет? Что характерно для современного искусства?
Из курса истории вы знаете, что искусство сопровождает человека с глубокой древности, по сути, с момента его становления как разумного существа. Некоторые учёные связывают появление искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека. Другие рассматривают искусство в связи с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода. Есть также мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии. Некоторые учёные отмечают, что объектом художественного творчества и эстетического наслаждения становятся созданные трудом человека полезные предметы.
Что такое искусство
Вы знаете, что институты духовной культуры общества формируют разностороннюю картину окружающего мира: наука создаёт систему теоретических знаний, мораль отражает мир в категориях добра и зла, а художественная культура представляет объекты в образной форме. Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.
Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.
Понятие «искусство» многозначно. Вы, наверное, неоднократно встречались со следующими его значениями: искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, например искусство ремесленников Древней Руси; во-вторых, как специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
Искусству свойственны образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.
Функции искусства
Многообразие целей и форм эстетического освоения действительности порождает разнообразие функций искусства.
Остановимся подробнее на содержании некоторых функций искусства.
Эстетической функции искусства ещё древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.
Коммуникативная функция искусства в первую очередь связывается с общением людей по поводу конкретного произведения или с контактом автора и зрителя посредством художественного образа, но не может быть полностью сведена к этому. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несёт в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но символическая природа искусства в некоторой мере усложняет процесс общения людей, заставляя расшифровы вать символы и знаки, задумываться об общечеловеческих ценностях.
Ценноетно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.
Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Даже просмотр произведений искусства (например, в театре или художественной галерее) нередко связан с соблюдением определённых норм и правил, а иногда он влечёт за собой пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.
Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства позволяют ему возвыситься над повседневностью. Соприкосновение с искусством даёт возможность в некоторой степени компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания. Однако вы понимаете, что искусство неспособно реально разрешить большинство социально-экономических и духовных проблем человека. Оно, однако, может отвлечь, повлиять на изменение отношения к ним.
Существуют различные точки зрения на соотношение функций искусства. Если говорить о создании творцом особой художественной реальности как основе искусства, то основополагающей является эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является одним из путей познания мира и человека.
Источник
Отражение воздействий окружающей действительности
1. Отражение воздействий окружающей действительности.
Психическое отражение имеет свои особенности:
Это процесс постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
При психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека;
Психическое отражение-это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью. Позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, с другой, регулируют это процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности. Ставит перед собой цели и задачи деятельности. Вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире
Эта функция, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире. С другой, с помощью психики. Сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.
18. Что такое психическое отражение?
Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных). На высшей его стадии в ходе длительной эволюции уже самого человека сформировались и приняли современную форму сознание и самосознание людей, совершенствовалась специфика их проявления в общественных и экономических отношениях друг с другом. Для этой стадии отражения характерны:
Отражение как путь познания человеком самого себя. Своей деятельности и поведения;
Отражение как самоконтроль и самовоспитание;
Отражение как путь познания человеком других людей;
Отражение как путь познания людьми социальной жизни и социальных отношений.
19. Какие основные методы применяются в психологии
Наблюдение, эксперимент, метод обобщения независимых характеристик, опросы и тесты.
Наблюдение-с помощью него изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным. Включенным и невключенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.
Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.
Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключенном наблюдении этого не требуется.
Эксперимент- метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть:
лабораторным (протекает в специально организованных условиях);
естественным (исследование в естественных условиях);
констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;
формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может включать сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности выполняют поставленные перед ними практические задачи. Как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности, все полученные данные фиксируются, а затем и обобщаются.
Опрос- метод. Предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным 9анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; или устным 9беседа), когда вопросы ставятся устно; или в форме интервью. Во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Тестирование- метод. Во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают:
Тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (включают использование конститутивных, импрессивных, экспрессивных и адаптивных методик).
Тестирование психокоррекционное (предполагающие применение методик поведенческой и когнитивистикой коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
20. В чем заключаются основные свойства соматической нервной системы человека?
21. В чем состоит учение об условных и безусловных рефлексах?
Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность организма, способность к творчеству. К созиданию нового, к построению образца «потребного результата». Так была окончательно сформулирована модель рефлекса, при этом важнейшей причиной активности выступило не прямое действие раздражителя на органы его восприятия, а заготовка модели возможного будущего действия.
Изучив закономерности динамики нервных процессов (торможения, концентрации), которые обусловливают внешние проявления поведения, учеными было выделено два уровня рефлекторного поведения –безусловные (простые) и условные (или сочетательные) рефлексы. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище. В защите от вредных воздействий), причем организм постоянно учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к успеху, то есть подкрепляется, между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Так возникает и закрепляется условный рефлекс.
Большое значение имел и открытый Павловым ориентировочный рефлекс. Ориентировочный рефлекс не только помогает адаптации в незнакомой среде, но и является биологической основой любой познавательной мотивации, стимулируя интерес к незнакомым, новым стимулам.
Бехтерев доказал, что гибкость и пластичность нервной системы дает возможность изменять в нужном направлении рефлексы любой степени сложности. То есть в поведении живых существ наследуемые рефлексы играют минимальную роль, ведущая же принадлежит приобретенным, условным.
24. Что такое адаптация?
Адаптация –это эффективное взаимодействие организма со средой или способность к гибким перестройкам и трансформации деятельности при изменении условий ее реализации. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом. Психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности. Ж. Пиаже рассматривает адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации две составляющие: аккомодация и ассимиляция.
Аккомодация- перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации.
Ассимиляция- присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное.
При адаптации человека происходит приобретение им знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, а также изменяется психическая организация человека –когнитивные и личностные процессы.
Социальная адаптация- это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией- процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение.
25. В чем состоит теория доминанты Ухтомского?
Теория доминанты открыта А.А. Ухтомским в начале 20 века. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.
Доминанта-это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который, с одной стороны, накапливает импульсы. Идущие в нервную систему, с другой — одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, то есть в доминанте. Активно работающий организм, как бы «тащит» энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд усиливают энергетический потенциал доминанты. В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Механизмом доминаты объясняется широкий спектр психических актов –внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления, избирательный характер общения.
С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?
В отечественной психологии (по В.В. Петухову) можно выделить две группы психических процессов.
1. Специфические, или собственно познавательные, процессы. которыми являются ощущение. Восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:
Ощущение-это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
Восприятие-это восприятие предмета в целом, а также перцепция-восприятия изображения, объектов;
Мышление-это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.
2. Неспецифические, т.е. универсальные, психические процессы-память, внимание, воображение. Эти процессы называют сквозными, они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:
Память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
Внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
Воображение прогнозирует будущий опыт.
26. С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?
Ощущения- это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.
Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В 19 веке знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные или кинестетические.
27. Что такое восприятие?
Восприятие- это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами. Одной из главных проблем восприятия является проблема локализации-определения месторасположения объектов. Выделяют следующие особенности восприятии: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы.
28. Каким термином обозначается процесс выявления внешне не заданных. Скрытых свойств действительности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей?
29. Какое понятие включает в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание?
Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2. по характеру целей деятельности- на непрозвольную и произвольную;
3. по продолжительности закрепления и сохранения материала- на кратковременную, долговременную и оперативную.
К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также хранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.
1. Запоминание-это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Воспроизведение-это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение и воспоминание.
3. Забывание-процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.
4. Хранение-фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
30. Что помогает человеку извлекать актуальный опыт?
Внимание-это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение. А под сосредоточением –углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.
Следующие критерии внимания:
1. внешние реакции- моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала.
2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности
3.увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.
4.избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать.
Источник