Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета при обязательном аудите

Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета при обязательном аудите

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае среднесписочная численность работников организации превышает 100 человек, поэтому такая организация не может признаваться малым предприятием и является субъектом среднего предпринимательства. Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут только субъекты малого предпринимательства. Для субъектов среднего предпринимательства такой возможности не установлено. Поэтому в данном случае организация не имеет права вести бухгалтерский учет упрощенными способами и оформлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ)*(2).
Из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
— микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн. рублей;
— малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей;
— средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд. рублей.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае среднесписочная численность работников организации превышает 100 человек, соответственно, такая организация не может признаваться малым предприятием и является субъектом среднего предпринимательства.
Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
Как мы выяснили выше, понятия «субъект малого предпринимательства» и «субъект МСП» не тождественны, это следует из норм Закона N 209-ФЗ и подтверждается положениями Закона N 402-ФЗ. Так, например, о том, что в целях применения положений Закона N 402-ФЗ понятия субъектов малого предпринимательства и субъектов среднего предпринимательства не идентичны, свидетельствует ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, где, в частности, указано: Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Законом N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация — субъект среднего предпринимательства применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не вправе.
Также обращаем внимание, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ)*(3).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Поэтому, если, например, по итогам 2017, 2018 и 2019 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, а превышение произошло только в 2020 году, то организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2021 и в 2022 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2023 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.

Читайте также:  Способы образования молодежного жаргона

К сведению:
Следует иметь ввиду, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, к примеру, превысит 2 млрд. рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в августе 2021 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — п.п. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (пп. 1.2, п. 2 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Обращаем внимание, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, и другие экономические субъекты, поименованные в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
*(2) Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
*(3) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таком юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Источник

Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета при обязательном аудите

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если валюта баланса за 2019 год превышает 60 млн. руб., организация начиная с 2020 года обязана применять ПБУ 18/02.
Неприменение ПБУ 18/02 не приводит к искажению учета доходов и расходов, тем более в целях налогового учета. Вместе с тем не исключаем, что за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с неприменением ПБУ 18/02 организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ, а на ее должностных лиц наложен административный штраф по ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование позиции:
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» предназначено для формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и организаций государственного сектора) (п. 1 ПБУ 18/02)*(1).
ПБУ 18/02 могут не использовать организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ПБУ 18/02).
При этом право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установлено ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) (письмо Минфина России от 11.02.2016 N 07-01-10/7297). Вести бухгалтерский учет в указанном порядке и представлять такую отчетность разрешено в том числе организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства (МП).
В свою очередь, в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ поименованы субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В частности, одной из причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для МП является необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно п. 4 указанной части аудит обязаны проводить, в частности, организации, у которых сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. (превышение по критерию валюты баланса).
Сводную информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России. Например, 9 января 2020 года он опубликовал Информацию «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)».
Как указано в п. 72 Информации, проведение аудита обязательно в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
То есть для целей проведения обязательного аудита за отчетный год значение имеют определенные финансовые показатели организации за год, предшествовавший отчетному. Так, если валюта баланса за 2019 год (на 31.12.2019) превышает 60 млн. руб., организация начиная с 2020 года теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность применять ПБУ 18/02.
Если же в 2019 году указанный лимит не превышен, формально организация, являющаяся МП, вправе не применять указанный стандарт. Напомним, что выбор способа ведения учета должен быть отражен в учетной политике (п.п. 5.1, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Законодательство прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено (в том числе отказ от использование ПБУ 18/02).
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (за повторное нарушение штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
— занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
— искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
— регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
— ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
— отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае исправления ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).
На наш взгляд, в случае, если ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.
Вместе с тем не исключаем, что контролирующие органы могут прийти к выводу, что неприменение организацией ПБУ 18/02 приводит к искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т.ч. учитывая, что с 2020 года в отчете о финансовых результатах текущий налог на прибыль отражается в составе нового показателя — расхода (дохода) по налогу на прибыль. Этот показатель включает в себя текущий налог на прибыль в сумме, определенной по правилам главы 25 НК РФ (отраженный в налоговой декларации), и отложенный налог (п.п. 20-22 ПБУ 18/02)*(2). И если это искажение составит 10% и более, то велика вероятность привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Причем составление протоколов об административном нарушении по указанной статье относится к полномочиям должностных лиц налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей*(3). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается:
— отсутствие первичных документов;
— или отсутствие счетов-фактур;
— или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
— систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Обращаем внимание, что приведенный выше перечень является закрытым и не содержит такого основания для штрафа, как неприменение положений по бухгалтерскому учету.
Как правило, неприменение ПБУ 18/02 не приводит к искажению учета доходов и расходов, тем более в целях налогового учета, и, соответственно, ст. 120 НК РФ, по нашему мнению, не применяется (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40), ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2005 N А56-35334/04). В постановлении ФАС Московского округа от 12.11.2002 N КА-А41/7510-02 суд исходил из того, что нарушение правил бухгалтерского учета само по себе не является основанием для применения ст. 120 НК РФ. В отличие от бухгалтерского законодательства, налоговое законодательство устанавливает ответственность за такие правонарушения, общественная опасность последствий которых выражается в создании условий для неисполнения или в неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов.
В то же время мы не можем исключить рисков, что при проведении налоговой проверки организация за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с неприменением ПБУ 18/02 (что, в свою очередь, приводит к отсутствию регистров бухгалтерского учета) может быть привлечена к налоговой ответственности в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб. (ст. 120 НК РФ). При этом обращаем внимание, что привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Данный вывод является нашим экспертным мнением. В настоящее время мы не располагаем достаточным количеством примеров судебной практики и разъяснений уполномоченных органов по данной конкретной ситуации. Поэтому напоминаем о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Читайте также:  Механизированные способы дуговой сварки

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прибыли (убытка). ПБУ 18/02;
— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

9 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В ПБУ 18/02 декларируется, что его применение обеспечивает достижение следующих целей:
— определение взаимосвязи показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ (бухгалтерской прибыли (убытка)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (налогооблагаемой прибыли (убытка)), рассчитанной в порядке, установленном налоговым законодательством РФ;
— отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.
*(2) Подробнее смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Учет налога на прибыль (c 1 января 2020 года); Энциклопедия решений. Текущий налог на прибыль (строка 2410).
*(3) Если указанные деяния совершены в течение более одного налогового периода, то размер штрафа увеличивается до 30 000 рублей. А если содеянное повлекло занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), то штраф составляет уже 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей.

Читайте также:  Трое ребят собрали 40 яблок сколькими способами они могут их разделить

Источник

Оцените статью
Разные способы