- Словообразование
- Школе NET
- Register
- Login
- Newsletter
- Васян Коваль
- Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ , студсовет, приземлить способы образования и показать как образовалось
- Лучший ответ:
- Зачетный Опарыш
- Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ , студсовет, приземлить
- Другие вопросы из категории
- Читайте также
- Словообразовательный разбор. Русский язык 10-11 класс
- Морфологические способы словообразования
Словообразование
Родственные слова: уходить, уход, ухоженный, выход, заходить, подход; белый, белизна, набело, белить, побелить, беленький.
Формы одного и того же слова: уходящий, уходит, уходилi выход/выходи; белая, бело, белевший, белеющий, белизна/белизну, белее, белейший, побеленный.
1. Смех — смешно — смешок — смешной — смешинка — усмешка — усмехаться.
Словообразовательная цепочка: смех смеш-н-ой → смеих-н-о; смех смеш-ок; смех → смеш-инк-а → ; смех → у-смех-а-ть-ся → усмеш-к-а.
2. Фабрикант — по-фабричному — фабрика — фабричный — фабрикантский.
Словообразовательная цепочка: фабрика → фабрикант → фабрикант-ск-ий; фабрика → фабрич-н-ый → пофабричн-ому.
3. Фантаст — фантазия — фантазёр — фантазировать — фантастично — пофантазировать — фантастичный.
Словообразовательная цепочка: фантазия → фантаст фантаст-ичн-ый → фантастичн-о; фантазия → фантаз-ирова-ть → по-фантазировать; фантазия → фантаз-ёр.
Пригородный — суффиксальный; садоводство — суффиксальный; упрощение — суффиксальный (от упростить); победитель — суффиксальный; окончательный — суффиксальный (от окончить); наконечник — суффиксально-префиксальный; водянистый — суффиксальный; водопровод — сложение двух основ; МХАТ — сложносокращённое слово из начальных звуков слов (Московский художественный академический театр); студсовет — сложносокращённое слово из части слова и полного слова (студенческий совет); приземлить — суффиксально-префиксальный; Курилы — усечение (сокращение); педсовет — сложносокращённое слово из части слова и полного слова (педагогический совет); РФ — сложносокращённое слово из начальных букв слов (Российская Федерация); ВВЦ — сложносокращённое слово из начальных букв слов (Всероссийский выставочный центр); выставка-продажа — сложение целых слов; главбух — сложносокращённое слово из частей слов (главный бухгалтер); завхоз — сложносокращённое слово из частей слов (заведующий хозяйством); завуч — сложносокращённое слово из части слова и начальных букв слова; зарплата — сложносокращённое слово из части слова и целого слова; самбо — сложносокращённое слово из частей слова; ракета-носитель — сложение целых слов.
Авиа + почта → авиапочта; авто + биография → автобиография; агро + биология → агробиология; гео + логия → геология; гео + физика геофизика; теле + граф → телеграф; контр + наступление → контрнаступление. Эти слова пишутся слитно, так как начинаются со словообразовательных иноязычных элементов авиа-, авто-, агро-, гео-, теле-, контр-, выполняющих роль приставки.
Электри + фикация → электрификация; уни + фикация → унификация. Сложносокращённые слова с иноязычными основами пишутся слитно.
Ветреный → безветренный. Приставочный вариант прилагательного ветреный пишется с двумя н.
Ветер → ветреный (человек). Это исключение: пишется одна н.
Ветер → ветряная (мельница). В суффиксе -ян- прилагательного пишется одна н.
Между рек → междуречье. Сложное слово образовано путём слияния целых слов. Пишется слитно.
Паспорт → паспортист → паспортистка.
Слова, образованные неморфологическим способом:
1) переход из одной части речи в другую (прилагательное в существительное) — мороженое, пирожное, горничная, гостиная;
2) сращение сочетаний слов — сегодня, труднодоступный, высокоразвитый, итого;
3) изменения в значении уже существующих в русском языке слов — спутник (аппарат), часовой (стражник).
Слова, образованные морфологическим способом: мать- и-мачеха, иван-да-марья — соединение слов с помощью союзов и, да.
Источник
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Васян Коваль
Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ , студсовет, приземлить
способы образования и показать как образовалось
Лучший ответ:
Зачетный Опарыш
1. Пригородный ← пригород (суффиксальный, суффикс -н-)
2. Садоводство ← садовод (суффиксальный, суффикс -ств-)
3. Упрощени[jэ] ← упростить (суффиксальный, суффикс -ениj-, чередование ст/щ)
4. Победитель ← победить (суффиксальный, суффикс -тель-)
5. Окончательный ← окончить (суффиксальный, суффиксы -а-, -тель-, -н-)
6. Наконечник ← конец (приставочно-суффиксальный, приставка на-, суффикс -ник-, чередование ц/ч)
7. Водянистый ← водяной (суффиксальный, суффикс -ист-)
8. Водопровод ← вода проводить (сложение двух основ, усечение суффикса -и- в слове проводить)
9. МХАТ ← Московский художественный академический театр (сложносокращённое слово из начальных звуков слов)
10. Студсовет ← студенческий совет (сложносокращённое слово из части слова и полного слова)
11. Приземлить ← земля (приставочно-суффиксальный, приставка при-, суффикс -и-)
Источник
Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ , студсовет, приземлить
способы образования и показать как образовалось
Другие вопросы из категории
Помогите пожалуйста подобрать аргументы из художественной литературы! (сочинение по русскому языку, часть С)
Читайте также
матча будет разумеется сильнейший из игроков.3.Хорошая погода установится по-видимому надолго.4.По всей вероятности брат вернётся через два дня.5.Задача очевидно решена правильно.6.На вашем месте я конечно сделал бы то же самое.7.Мальчик говорят очень способен к математике.8.По-моему книга представляет большой интерес для широкого круга читателей.9.На мой взгляд выступление докладчика было удачным.10.Нечто подобное помнится случилось и в нашем городе.11.Врач запретил ему во-первых курить а во-вторых нарушать строгую диету.12.Один из спутников высокий и худой другой напротив низкого роста толстый.13.День был пасмурный дождя однако не было.14.Значит мы отложим окончательное решение вопроса на завтра.
Мореплаватель, море, плавать. 5. Лесник, лес, лесная. 6. Забор, бор (хвойный лес), борец. 7. Мел, мельница, мель. 8. Стол, столовая, столик. №2 Укажите, слова какой группы являются однокоренными, а какой — нет. 1. Очи, очки, очевидец. 2. Водопровод, вода, водитель. 3. Пароход, пар, ход. 4. Мореплаватель, море, плавать. 5. Лесник, лес, лесная. 6. Забор, бор (хвойный лес), борец. 7. Мел, мельница, мель. 8. Стол, столовая, столик. №3 Факир Шалун берёт две карточки со словами и бросает в свой волшебный цилиндр. После магического заклинания буквы из разных слов меняются местами – и получаются два новых слова. Станьте такими же ловкими, как фокусник! Поменяйте местами по одной букве в каждой паре слов так, чтобы получилась новая пара. Пример: Роль – Мука превращается в Моль – Рука. 1. Кошка – Малина, 2. Лак – Бивень, 3. Колено – Пора, 4. Бочка – Клин, 5. Роза – Лейка.
1.беленький, телевизор. 2.банка, спит. 3.рыболов, замечательная. 4.водопровод, магазин.
2)Определи корни в словах: дома, цветник, зверёк, школа.
3) укажи слово с мягким шипящим звуком: щука, шило, ерши, ужи.
1) Пр…амурский, пр…толстый, пр…командировать
2) П…едестал, ш…ют, с…ехидничать
3) И…каженный, бе…жалостный, ни…послать
4) По…веска, пре…посылка, по…зарядка.
А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) Рокоч…шь, немысл…мый
2) Точ…шь, налаж…нный
3) Движ…шься, реша…мый
4) Тревож…шься, законч…нный.
А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. толщ…на Б. одол…вать В. кра…шеек Г. подраг…вать
1) А,В,Г 2) А,В 3) А,Г 4) Б,Г
А19. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.
3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
4) Солнце, еще (не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.
А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.
3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым4 (ЗА)ТО ее и любили в деревне.
А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ипполит Матвеевич(1) томясь стыдом(2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В прошлом многим был(1) конечно(2) известен дом Аксаковых, где все дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям(3) вероятно(4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанре.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе то певуче то порывисто и тревожно.
А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Греции классической эпохи(1) для социального строя(2) которой (3) типична форма города-государства(4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выяснилось (1) что рукопись окончательно еще не отредактирована(2) и что(3) пока не будет проведена дополнительная работа(4) сдавать ее в типографию нельзя.
Источник
Словообразовательный разбор. Русский язык 10-11 класс
Морфологические способы словообразования
В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).
Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.
Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.
При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверхмощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.
Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.
При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от-а.
При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник-
Сложение — образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.
В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:
1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).
Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.
Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) 76. Укажите, какая основа является для слов производящей. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.
Песочница (песок, песочный); бескостный (кость, костный); конник (конь, конный); рыбак (рыба, рыбачить); разрумяниться (румяный, румяна, разрумянить); по-гусиному (гусь, гусиный); вощёный (воск, вощить); аристократично (аристократ, аристократичный).
77. Укажите, от каких основ образованы слова. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.
Переговариваться, по-дружески, межинститутский, словообразовательный, хорошо, преклоняться, предыстория, вегетарианка, не- добросить, автоматический, абсолютизировать, абонементный, умереть, тридцатилетний, громкоговоритель, костяшка, перекоситься, по-молодому.
78. Постройте из слов словообразовательные цепочки (их может быть несколько).
Образец: бессвязный — вязать — связать — бессвязно — связь — связный. Словообразовательные цепочки: вязать > с-вязать > связь > связ-н-(ый); вязать > с-вязать > связь > бес-связ-н(ый) >бессвязн-о.
1. Смех — смешно — смешной — смешинка — усмешка — усмехаться.
2. Фабрикант — по-фабричному — фабрика — фабрикантский.
3. Букварь — буквальность — буква — буквица — букварный — буквальный.
79. Постройте из слов словообразовательное гнездо. Укажите производящую основу и словообразовательные элементы. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова или «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи.
Годик, ежегодник, ежегодный, годовой, годовалый, одногодок, двухгодичный, год.
80. К данным словам с непроизводной основой подберите родственные слова. Постройте словообразовательные гнёзда (2—3 на выбор). В работе используйте словообразовательные словари русского языка.
Четыре, полк, возить, ваш, рука, цирк, старый, ох, друг, стол.
81. Укажите способы образования слов.
Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ, студсовет, приземлить, Курилы, педсовет, РФ, ВВЦ, выставка-продажа, главбух, завхоз, завуч, зарплата, самбо, ракета-носитель.
Авиапочта, автобиография, аграрный, агробиология, геология, геофизика, телеграф, электрификация, унификация, газификация, безветренный, безветрие, ветреный (человек), ветряная (мельница), контрнаступление, междуречье, паспортистка.
Источник