Приемы выжигания по дереву способы нанесения технология 5 класс

§ 17. Выжигание по дереву

Выжигание (пирография) относится к древнейшим видам декоративно-прикладного искусства. В старину рисунок на древесине выжигали металлическими стержнями, разогретыми на огне.

И в настоящее время выжигание по дереву применяется для декоративной отделки изделий.

Продумай, какой рисунок или орнамент ты хочешь выжечь на изготовленной разделочной доске «рыбка», полочке для дисков, подставке для ручек и карандашей или на своём проектном изделии из древесины. Если необходимо, то поищи подходящий рисунок в Интернете.

Выжигание выполняют специальным прибором — электровыжигателем (рис. 73).

Рис. 73. Прибор для выжигания по дереву (электровыжигатель): 1 — рукоятка; 2 — наконечник; 3 — корпус; 4 — регулятор нагрева наконечника; 5 — электрический шнур

При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной её поверхностный слой подгорает, принимая жёлто-коричневый оттенок.

Лучше всего подходят для выжигания мягкие породы древесины — тополь, ольха, липа, а также берёзовая фанера. На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои чередуются с твёрдыми, а у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски.

Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и без сучков.

Перед выжиганием деталь или изделие хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится.

Перед тем как приступить к выжиганию изделия, следует потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры.

Рассмотрим технологию выжигания на примере панно, изображённого на рисунке 74.

Рис. 74. Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере

Первоначально поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон древесины.

Затем на фанеру переводят рисунок с помощью копировальной бумаги (рис. 75). Чтобы лист бумаги с рисунком не смещался во время копирования, его прикрепляют к фанере кнопками или прижимают каким-либо тяжёлым предметом. Если на рисунке есть прямые линии, то их лучше проводить по линейке.

Рис. 75. Копирование рисунка на лист фанеры: 1 — фанера; 2 — копировальная бумага; 3 — рисунок

После этого приступают к выжиганию. Рукоятку электровыжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании (рис. 76). Рука устойчиво опирается на изделие.

Рис. 76. Выжигание рисунка на фанере

Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.

Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник элекгровыжига-теля быстро и без сильного нажима перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Однако если наконечник перемещать очень медленно, то края выжженных канавок обугливаются, что недопустимо. Ни в коем случае не следует спешить, так как ошибку при выжигании исправить очень трудно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.

После того как выжигание рисунка закончено, лист фанеры вторично шлифуют вдоль волокон древесины мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Завершающим этапом является отделка изделия лакированием (см. § 15).

Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием (см. Приложение, рис. 174). Для раскрашивания изделия часто используют акварельные краски, которые наносят мягкой кистью. Раствор краски не должен быть густым, чтобы не закрывать текстуру древесины. Краску берут на кисть понемногу, иначе она будет растекаться за пределы окрашиваемого участка рисунка. Для раскрашивания небольшого рисунка применяют фломастеры.

Читайте также:  Ускоренный способ начисления амортизации это

Выжигание можно сочетать с окрашиванием рисунка в различные тона с помощью морилки (см. § 15).

После раскрашивания или тонирования рисунка поверхность лакируют, при этом рисунок становится более ярким, а изделие дольше сохраняется.

Правила безопасной работы

  1. Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной вентиляции или только в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Электровыжигатель включать только с разрешения учителя. Во время перерывов в работе не оставлять электровыжигатель включённым.
  3. Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать только носом.
  4. Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы для отдыха.
  5. Оберегать руки и одежду от раскалённого наконечника.

Практическая работа № 15

Отделка изделий из древесины выжиганием

  1. Подготовь рабочее место для выжигания, а также рисунок, копировальную бумагу, карандаш, электровыжигатель, лак, кисти.
  2. Рассмотри изделия: разделочную доску «рыбка», подвеску для отрывного календаря, полочку для лазерных дисков, подставку для ручек и карандашей, полочку для цветов или изготовленное вами изделие; определите место расположения рисунка для выжигания.
  3. Зачисти поверхность мелкозернистой шкуркой.
  4. Закрепи рисунок с копировальной бумагой на поверхности изделия и обведи его контуры карандашом или шариковой ручкой без пасты (чтобы не загрязнить рисунок).
  5. По скопированному рисунку выполни выжигание.
  6. Зачисти вторично поверхность мелкозернистой шкуркой
  7. Раскрась рисунок, если это необходимо.
  8. Выполни лакирование поверхностей изделия. Не забудь сфотографировать сделанное изделие и поместить его фотографию в портфолио (см. пример в Приложении).

Найди информацию, какие виды декоративно-прикладного творчества распространены в районе твоего проживания.

Источник

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, способах её обработки.

Скачать:

Вложение Размер
открытый урок по технологии для 5 класса Выжигание по дереву при помощи выжигательного аппарата. 63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга.

«Художественная обработка древесины».

Тема: «Пирография (выжигание по дереву)

в художественном оформлении

изделий из древесины».

Учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна

Тип урока : комбинированный, применение знаний, умений и навыков.

Методы, используемые на занятии : наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.

Количество часов : 1 урок(45 мин.)

Цель урока : приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.

  1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
  2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
  3. Развивать у учащихся:
  1. Внимание;
  2. Аккуратность;
  3. Исполнительность;
  4. Осмысленное выполнение поставленной задачи;
  5. Усидчивость;
  6. Творческие способности;
  7. Самостоятельность.
  1. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
  1. Организационная часть – 3 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 7 мин.
  4. Практическая работа:
  1. Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
  2. Текущий инструктаж и правила охраны труда — 3 мин.
  3. Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
  4. Контроль, взаимоконтроль выполнения работы — 2 мин.
  1. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
  2. Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
  3. Проветривание.

Оборудование, материалы, инструменты:

  1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
  2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
  3. Выжигательные аппараты.
  4. Выставка работ учащихся.
  1. Организационная часть.
  1. проверка готовности;
  2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
  1. Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

Что собой представляет фанера?

Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

Какие породы древесины вы знаете?

Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в массе древесины.

Прочность – способность выдерживать нагрузки.

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.

Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.

  1. Объяснение нового материала.

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

  1. Практическая работа.
  1. Ход работы (мультимедийная презентация);
  1. Устройство выжигательного аппарата;
  2. Последовательность работы:

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  1. Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  2. Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  3. Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

  1. Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
  2. Способы выжигания.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).

  1. Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
  2. Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.
  3. Штриховое выжигание — наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
  1. Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее).
  2. Выжигание по контуру.
  1. Инструктаж по охране труда ( мультимедийный слайд )
  2. Приступаем к практическому выполнению задания.

Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.

Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.

  1. Оценивание качества. Подведение итогов.

Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

  1. Уборка мастерской.
  2. Проветривание.
  3. Мультомедийная выставка работ.

Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО.

  1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение».
  2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
  3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.
  1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.
  2. Мультомедийная установка.
  3. Наглядные пособия.
  4. Литература.
  5. Пиломатериал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя.

Проект урока технологии «Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба» 6 класс

презентация к уроку.

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо.

Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.

Урок технологии 5 класс «Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву».

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Конспект урока «Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева»

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур.

«Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».

laquo;Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».

Источник

Читайте также:  Проверочная работа по обществознанию 10 класс деятельность как способ существования людей
Оцените статью
Разные способы