Приемы способы средства обучения письменной речи

Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму

Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах. Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Содержание:

Базовые принципы обучения детей письму

Всего основополагающих принципов обучения детей письму можно выделить восемь:

  • Принцип наглядности
  • Принцип сознательности
  • Принцип повторяемости
  • Принцип постепенного нарастания сложностей
  • Принцип учета индивидуальных особенностей
  • Принцип параллельного обучения письму и чтению
  • Принцип поэлементного изучения букв
  • Принцип одновариантного начертания письменных букв

Более подробно о каждом из них.

Принцип наглядности

Принцип наглядности очень важен. Обеспечить его можно, наглядно демонстрируя процесс письма своему подопечному, например, на специальной доске, на альбомном листе или в тетради, таблице, прописи или другом пособии. Одними лишь устными инструкциями научить писать невозможно. Смысл в том, что подражание примеру и копирование правильных действий является одним из главных путей, через которые дети усваивают информацию.

Принцип сознательности

Согласно принципу сознательности, привычки, приемы и умения, формируемые у ребенка вами как учителем, требуется подробно и точно разъяснять с самого начала. Также нужно убеждаться в том, что ребенок все понял.

Например, в первом классе ученикам необходимо знать:

  • Порядок написания букв
  • Соединения букв
  • Смысл письма с наклоном и особенности наклонного написания
  • Высоту букв
  • Как правильно держится ручка
  • Как сидеть за столом

Принцип повторяемости

Принцип повторяемости очень важен в вопросе автоматизации навыка письма. Реализуется на практике он при помощи не обычного механического повторения последовательности правильных движений, но такого повторения и повторного воспроизведения, которое позволяет совершенствовать технику. Наибольшую роль повторение играет на первых ступенях освоения ребенком письма. Нужно помнить, что если по каким-то причинам происходят перерывы (каникулы, отпуск, лечение и т.д.), ребенок быстро забывает изученный материал, к примеру, формы букв или правила письма.

Принцип постепенного нарастания сложностей

Принцип постепенного нарастания сложностей подразумевает обучение от простого к сложному. Например, сначала ребенок учится писать элементы букв, потом – буквы, а после – буквосочетания (способы соединения букв). На уроках чистописания этот принцип является основным, т.к. на нем строится вся работа над формой букв.

К первой категории букв относят самые понятные графические, а ко второй – более сложные по начертанию. Данная организационная форма (по группам) предполагает нарастание графических элементов, отчего в чистописании принцип называется генетическим.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Исходя из принципа учета индивидуальных особенностей, обучая ребенка писать, вы должны знать, чем он отличается в плане развития: особенности зрения (дальнозоркость, близорукость), преобладающий характер восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик), отклонения (подергивание рук, дрожание пальцев) или их отсутствие в моторике рук и т.д.

Кроме того, вы должны наблюдать за позой ребенка в процессе письма, манерой держать ручку, расположением тетради, воспроизведением форм букв, их последовательностью, соединениями, скоростью письма и т.д. Это позволяет вовремя увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению

Принцип параллельного обучения чтению и письму был введен еще в середине 19 века русским педагогом и писателем Константином Дмитриевичем Ушинским. Даже сегодня этот принцип активно используют в школах, т.к. им обеспечивается сознательное и грамотное письмо. Не зная букв, ребенок не сможет их писать, а зная поочередность букв и их произношение, овладевать письмом он будет намного быстрее. Поэтому рекомендуется учить детей писать и читать одновременно.

Принцип поэлементного изучения букв

Принцип поэлементного изучения букв тесно соприкасается с принципом развивающего обучения, т.к. наглядно иллюстрирует одно из его частных проявлений. Однако не следует ассоциировать его с отрывным письмом, ведь написание букв на бумаге состоит из непрерывных двигательных элементов. Ребенок не просто изображает увиденные элементы, а тренируется в написании частей букв, представляющих более-менее законченные движения, не противоречащие естественным движениям руки при нормальном письме.

Принцип одновариантного начертания письменных букв

Принцип одновариантного начертания письменных букв зависит от особенностей, с которыми формируется двигательный навык. Если говорить более конкретно, то это повторяемость и единообразие выполняемых рукой движений. К примеру, в письме есть 9 букв, в графический состав которых входят овалы – это буквы «а», «о», «О», «б», «д», «ф», «Ф», «ю» и «Ю». Есть прямые линии, переходящие в овал – это буквы «ъ», «ь», «Б», «Ы». Есть также линии с петлей, например, «в» и другие элементы. На практике соответствие принципу отслеживается через идентичность придаваемых буквам форм и последовательность начертания элементов.

Принцип также соответствует тому, как именно формируется графический навык в ракурсе двигательного действия. Главная закономерность этого процесса проявляется в совершении рукой при сформированном письме круговых ритмично-колебательных движений, направленных внутрь и к плечу. Достигается же это только многократным воспроизведением однообразных элементов, т.е. выполнением однообразных действий.

Таковы восемь базовых принципов обучения детей письму. Именно на них вам следует опираться в раннем развитии своего чада, чтобы быть уверенным, что результат будет стоить затраченных усилий.

Теперь же давайте перейдем непосредственно к методам, которые используются, когда нужно научить ребенка писать.

Основные методы обучения детей письму

Всего мы рассмотрим шесть методов:

  • Поэлементно-целостный метод
  • Копировальный метод
  • Линейный метод
  • Генетический метод
  • Ритмический метод
  • Метод Иосифа Карстера

Начнем с поэлементно-целостного метода. К тому же он позволяет реализовывать принципы одновременного начертания и поэлементного изучения букв, о которых мы только что говорили.

Поэлементно-целостный метод

Смысл поэлементно-целостного метода обусловлен особенностями взаимосвязи зрительных и двигательных элементов букв, ко всему прочему обуславливающих друг друга. Благодаря этому методу можно целенаправленно воздействовать на формирование целостных, дифференцированных зрительно-двигательных образов букв. На основе данных образов ребенок овладевает навыком первоначального письма, проще говоря, самым простым графическим умением.

Основу поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму составляют несколько методических приемов – это аналитическое восприятие и практическое конструирование букв. Перед отработкой начертания букв ребенку необходимо научиться воспроизводить их формы, а это и есть их конструирование и переконструирование при помощи элементов.

Вышеназванный метод считается инновационным. Традиционно же обучение детей письму базируется на иных методах. О них и пойдет речь далее.

Копировальный метод

Копировальный метод (второе название – стигмографический) заявил о себе в 18 веке. Суть сводится к тому, что вы пишите в тетрадке точками или карандашом начертания букв. Далее ребенок обводит эти начертания или точки, тем самым привыкая к формам букв и правильному их написанию. Распространенный пример применения копировального метода – обычные прописи.

Метод можно использовать как для обучения первоначальному письму, так и для исправления неправильного почерка. Для этого ребенку показываются правильные образцы букв и их соединений и предлагается их идентичное написание.

Применение метода нужно ограничивать, т.к. при простом обведении ручкой по образцу ребенок не осознает в нужной степени сам процесс и особенности форм букв. Нередко дети также обводят буквы не в том направлении.

При помощи стигмографического метода, если, конечно, он применяется грамотно, ребенок прекрасно тренирует навык выполнения правильных движений с учетом их формы, направления, размера, размаха и т.д. Если же все это воспринимается лишь зрительно, ребенок не перенесет нужные действия в процесс письма. Посредством обведения можно хорошо упражняться в оттачивании двигательных представлений.

Линейный метод

Линейный метод появился уже в 19 веке, на что в огромной степени повлияло введение тетрадей в линейку. Внедрение метода заметно упростило детям усвоение правильного написания букв, их размера, наклона, соединения, а также благоприятно сказалось на развитии глазомера и плавности при письме.

Читайте также:  Способ определения высоты здания

Сегодня для реализации линейного метода применяют в основном тетрадки в одну и две линейки, причем именно последние обеспечивают выработку конкретной высоты букв (1-й класс) и корректировку движения кисти по строке (2-й и 3-й классы) при обучении письму.

Генетический метод

Генетический метод был известен еще в 18 веке, т.к. в обучении письму его использовал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. А в 19 веке он применялся чуть ли ни в каждой европейской школе. В России же к нему традиционно прибегают после освоения ребенком начертания всех букв, и лишь для оттачивания навыка письма и корректировки форм в послебукварный период.

Основные характеристики генетического метода состоят в том, что он подразумевает предварительное письмо составляющих букв и усвоение ребенком начертания букв не в порядке алфавита, а в порядке увеличивающейся сложности в их начертании. Здесь же можно отметить, что процесс выстраивается на основе генезиса, когда каждая последующая буква образуется через добавление нового элемента к предыдущей. Ребенок заранее усваивает главный элемент, служащий основой нового блока букв.

Ритмический метод

Ритмический метод, называемый также тактическим, представляет собой письмо в такт счету, когда ребенок пишет в одном конкретном ритме и темпе. Популярность метод заслужил, во-первых, благодаря развивающему воздействию на плавность письма, во-вторых, из-за того, что позволяет значительно повысить скорость письма, и, в-третьих, по причине формирования у детей решительных и четких действий, требующихся для приобретения навыка красивого письма. Кроме того, метод способствует дисциплине и вносит оживление в занятия.

Но для успешного применения ритмического метода нужно внедрять его в соответствии с несколькими важными требованиями:

  • К письму в такт счету можно приступать лишь после того как ребенок освоит начертание букв в обычном темпе, когда его ничто не отвлекает
  • Счет может даваться родителем как самостоятельно, так и вместе с ребенком
  • Счет нужно давать, ориентируясь на средний темп, а ускоряться следует едва заметно, благодаря чему ребенок отлично подготавливается к скорописи
  • Метод не стоит применять долго в течение одного занятия, т.к. обязательно должны быть интервалы, во время которых ребенок пишет в спокойном темпе

Стоит отметить, что ритмическое письмо требует от детей немалого внимания и сил, а потому быстро их утомляет. Так что на первых порах тактирование допускают только на полустроках, а в середине строк делают паузы, т.к. в противном случае к окончанию строки качество письма снизится.

Метод Иосифа Карстера

Последний метод, о котором мы поговорим, был разработан английским педагогом Иосифом Карстером в 19 веке, Он основывается на выполнении ребенком ряда упражнений, развивающих движения руки: предплечья, кисти и пальцев.

Метод Карстера рассчитан на развитие свободных, быстрых и уверенных движений руки. При его использовании ребенок сначала осваивает написание простых крупных элементов, потом – букв, где есть особые штрихи, а после – слов, но без вспомогательных частей. Это нужно, чтобы ребенок научился использовать пространство листа и направление письма, достиг свободы и легкости движений.

Как родитель и педагог одновременно, вы должны знать, что на практике ни один из рассмотренных выше методов в качестве эффективного самостоятельного инструмента так и не смог себя оправдать. Лучшие результаты во все времена достигались только посредством комплексного подхода, где каждый этап обучения выстраивался на конкретном способе.

Наработки 4Brain

Как и в случае с двумя предыдущими блоками нашего курса, к подготовке третьего блока мы подошли не менее основательно. Так, мы рассмотрели наиболее популярные приемы обучения детей письму, оценили их плюсы и минусы, систематизировали и придали удобный для восприятия вид. Помимо третьего урока, остальные семь будут носить по большей части практический характер, хотя уже в следующем мы коснемся практики.

Многие советы и рекомендации, игры и упражнения были проверены на практике и некоторыми членами команды 4Brain, по причине чего мы уверены в их эффективности, и смело делимся информацией с вами. В третьем уроке мы поговорим о подготовке детей к занятиям, а также предложим несколько занимательных игр для детей и полезные хитрости для практического применения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной школе.
методическая разработка (русский язык) по теме

В материале представлены основные виды работ по развитию письменной речи учащихся начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
priyomy_razvitiya_pismennoy_rechi_uchashchikhsya.docx 29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития письменной речи учащихся

в начальной школе

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.

Развитие речи ребёнка — один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача учителя начальных классов — соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов.
Развивать речь детей — значит, регулярно работать над её содержанием на всех уроках, учить построению предложений, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога, перед которым постоянно встаёт вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.

Письменная речь не имеет почти никаких дополнительных средств выражения, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Значит грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания .

Государственный стандарт указывает на необходимость «формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у младших школьников». Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи.
Правильность речи — качество речи, состоящее в соответствии ее орфографической, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Эти свойства обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего. Рассмотрим подробнее эти качества.

Точность речи — коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов. Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать контексты употребления многозначного слова.
Уместность речи — строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Выделяют уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую. Уместность речи обеспечивается верным пониманием ситуации и знанием стилистических особенностей слов и устойчивых оборотов речи.
Богатство речи — набор лексических, грамматических, стилистических средств, которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами. Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста.
Для достижения этого качества необходимо пополнять словарный запас путем чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы.
Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли. Выразительность речи достигается использованием художественных приемов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.
Чистота речи — это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов. Чистота речи достигается на основе знания стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков.
Логичность речи — это логическая соотнесенность высказываний друг с другом.
Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль.
Ясность речи — это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению.

Исходя из особенностей возраста, можем утверждать, что письменной монологической речью учащиеся владеют слабее, чем устной диалогической. А ведь, обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично выражать свои собственные мысли.

Методы и приемы развития речи у учащихся.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность — выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество — пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов «по образцу» входят и более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, и особенно — по пониманию замысла автора — писателя или на основе артистического исполнения различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках — переводы, подражания, пародии. «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами : над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики, а также над составлением так называемых «деловых бумаг» — объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.

Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени — и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров — докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы.

Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений — сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику:

— умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

— умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступками пр.;

— умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

— умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией — началом, завершением;

— умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, о6разы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте — обдумывание интонаций, обращений и пр.;

— умение составлять текст- в устной речи — импровизировать, в письменной — записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.

— умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Метод конструирования — синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования текста располагает большим на6ором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Это словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам, упражнения, опирающиеся на теории текста: моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; передача сюжета в диалогической форме.

Сочинение и изложение как одни из видов работ по развитию речи в начальных классах

Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.

Обучение изложению и сочинению — это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Научить ребенка правильной и красивой речи — сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов — написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.
Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.

В методике преподавания русского языка и развития речи сложились несколько видов письменных изложений.

Виды письменных изложений:
1.Подробные.
2.Близкие к тексту.
3.Изложение по вопросам или по плану.
4. Сжатые.
5.Выборочные.
6.Творческие.

1.Самый простой вид изложения — подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет» Он служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка.
2.Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, который необходим для развития связной речи.
3.Следующий вид изложения — выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, , «связующее звено между изложением и сочинением»
4.Существует еще один вид изложения — творческие изложения. творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т.е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается» Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
К 3 — 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.
Система работы над сочинением в каждом классе на начальной ступени обучения представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.. Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов — привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Первые сочинения детей небольшие по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя и этот вид деятельности носит обучающий характер.

Обучению письменным сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения:
восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок,
устные ответы на вопросы,
составление предложений по сюжетным картинкам,
устные рассказы по прочитанному,
по аналогии с прочитанным.

Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.
В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа:

Виды сочинений:
1. Сочинение с элементами рассуждения.
2.Сочинение по картинам.
3. Сочинение по наблюдениям.
4. Сочинение на основе прочитанного

1. Сочинение с элементами рассуждения- наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
2. Сочинение по картинам. Этот вид сочинений позволяет реализовать межпредметную связь русского языка с учебным предметом «Изобразительное искусство». Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции), иллюстрации, представленные в учебниках разных учебных предметов, т.к. картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
3. Сочинения по наблюдениям. Данные сочинения позволяют устанавливать межпредметную связь русского языка с «Окружающим миром».
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
4. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную связь русского языка с «Литературным чтением».

Готовясь к изложению и сочинению, школьники учатся:
-понимать заданную тему или находить свою собственную; подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
— накапливать материал:
— наблюдать, выделять главное;
-осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;
— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;
— отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
— орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
— обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное

Таким образом, младший школьник осваивает культурную письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие изложения и сочинения
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только русского языка, но также окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства) и во внеклассные мероприятия.
Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний: содержательность, логика, точность речи, богатство языковых средств, ясность речи, выразительность.

Источник

Читайте также:  Способы оценки страховых рисков
Оцените статью
Разные способы