Опыт работы «Интересные приемы для развития речи дошкольников»
виктория серебрякова
Опыт работы «Интересные приемы для развития речи дошкольников»
Интересные приемы для развития речи дошкольников (из личного опыта)
1. При рассматривании картины, сюжетной или пейзажной, мы с детьми погружаемся в картину, через игру
«Что я вижу, что я слышу, что я ощущаю, что было до, что будет после»
Как это происходит. Я предлагаю детям надеть «волшебные очки» и внимательно рассмотреть все участки картины, а потом каждый ребенок начинает свой рассказ, обязательно при этом дается установка, начинать предложение со слов
-Я вижу на картине… В этот момент на картину выставляется картинка «Глаз»— я вижу.
Следующая картинка «Ухо»— что я слышу, подключается уже воображение и фантазия детей, затем выставляется картинка «Кисти»— что я ощущаю. Картинка «Нос»— что я чувствую. Когда дети полными предложениями расскажут о картине, задается вопрос «Что было до этого момента, который изображен на картине»— дети рассуждают. затем вопрос «Что будет потом» и заканчиваем работу по картине придумывая ей название. такой метод пошаговый очень нравиться детям, заставляет их рассуждать, красиво говорить, строить полные предложения, фантазировать, активизируют речь.
• Другой прием «Укрась слово» — игра на развитие речи, детям выставляю любую картинку, а они должны украсить ее словами, например, «Солнышко»— яркое, теплое, лучистое, горячее, лучезарное, ласковое ит. д.
2. Так же нравиться детям игра «Задай правильный вопрос». На ушко, любому ребенку, я говорю название предмета, а дети, задавая правильные вопросы, догадываются, о ком или о чем идет речь.
3. Есть традиция начала образовательной деятельности по музыкальному развитию, с доброго приветствия.
«Волшебные слова», эту традицию мы никогда не нарушаем. «Волшебных слов»мы знаем много, они помогают детям успокоиться, настроиться на работу и быть дружными и добрыми по отношению друг к другу на протяжении всего дня.
Например, взявшись за руки мы говорим «Здравствуй небо, здравствуй солнце, здравствуй земля, здравствуйте мои друзья» и передаем по цепочеке
-Здравствуй Аня, здравствуй Рита и т. д. называя имя каждого ребенка. Так же «волшебные слова» мы пропеваем или играем в «Эхо».
4. Театрализованная деятельность, огромный помощник в развитии речи детей, дети быстро запоминают роли и мы часто показываем сказки, для малышей.
5. Прежде чем разучивать песню, подробно погружаемся в текст песни, обсуждаем, представляем, домысливаем и фантазируем.
Все эти приемы позволяют обогатить словарь детей, развить их фантазию, сформировать правильно речь. А главное такие приемы, приносят огромную радость моим воспитанникам.
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемоническойдеятельности в целом.
Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная). Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память. Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …
На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания.
Мнемотехника — методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.
Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти.
Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами. Вот, например, мнемонемические фразы.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги). «Одеть Надежду, надеть одежду»
Ушинский,говорил: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету»
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.
Основные приемы мнемотехники
• Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
• Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
• Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.
Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
1. Мнемостихи.Идея проста: на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование). Логопеды предлагают начинать мнемотехническиезанятия с ребенком от простого к сложному.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.
В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации).Например: последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.
Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.
С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено.Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.
Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды,но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.
В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.
С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.
Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.
Старшая и подготовительная группа
В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники.
Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.
Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.
Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников» 1 слайд «Методы и приемы развития речи дошкольников». 2 слайд “Речь — величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,.
Опыт работы «Нетрадиционные игры для развития сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук дошкольников» Авторская разработка: «Нетрадиционные игры на развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста» Автор.
Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Сказка» г. Черкесска «Дидактическая игра как средство.
Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников» МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс для педагогов.
Методические приемы развития речи старших дошкольников посредством разных видов деятельности Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство.
Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.
Опыт работы «Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников» Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников. В одном мгновении видеть вечность,.
Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее.
Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.
Источник
Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста
Ирина Кононова
Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста
Консультация для педагогов
Нетрадиционные методы и приемы развития речи
детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Никого из вас не надо убеждать, что речь – это главное свойство человека, позволяющее ему общаться, понимать, взаимодействовать с другими людьми. Речь – это то, что отличает человека от животного мира. Именно по этой причине развитию речи уделяется столь пристальное внимание.
Речевое развитие детей определено ФГОС как одна из важнейших задач образования.
Речью ребенок начинает овладевать с раннего детства. Задача педагогов и воспитателей развивать это умение, используя все возможные методы и приемы. Причем делать это надо так, чтобы детям было интересно заниматься.
Какие же методы развития речи дошкольников существуют? Они делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся заучивание стихов наизусть, пересказ сказок, беседы на различные темы и т. д.
Я хочу подробнее рассказать о некоторых нетрадиционных методах развития речи детей младшего возраста.
Первый из них – это мнемотехника. Помните, еще на уроках физики нас учили запоминать цветовой спектр с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»? Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, которые позволяю быстро запомнить, надежно сохранить и точно воспроизвести информацию с помощью ассоциаций.
Как можно использовать эту фразу? Да по прямому назначению. С ее помощью можно научить детейбыстро вспоминать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Мнемотехника позволяет быстро решить такие задачи:
— развитие связной и диалогической речи у детей;
— развитие у них умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
— обучение детей правильному звукопроизношению.
Ведущим мышлением младшего дошкольника является наглядно-образное. Поэтому для него важно не просто слышать слово, но и представлять, видеть его.
В младшем дошкольном возрасте особым успехом пользуются мнемотаблицы. Новое слово, незнакомое ребенку, или словосочетание представляем в виде картинки. Ребенок смотрит на эти картинки и воспроизводит слово или словосочетание. С возрастом можно эти мнемотаблицы использовать для воспроизведения не только отдельных слов, а сказок, рассказов и т. д.
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.
Важно помнить, что рисунок должен быть простым, так его легче понять и запомнить малышу. Поэтому не надо рисовать целые сюжеты. И картинки должны быть яркими, цветными, привлекающими внимание.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Сначала предлагаются мнемокартинки, мнемоквадраты, затем уже мнемодорожки, а в более старшем возрасте – мнемотаблицы.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.
Детям младшего дошкольного возрастаможно предложить цветные мнемотаблицы: елочка — зеленая, небо – синее, ягодка – красная.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует Су-джок-терапия.Это слово образовано от двух корейских слов: су-кисть, джок – стопа. Су-джок-терапия не имеет противопоказаний. Если ее применять правильно, то она дает быстрые хорошие результаты, если неправильно – она просто не подействует.
Итак, каким образом су-джок-терапия помогает развивать речь?
Су-джок терапия – это самомассаж, который и полезен, но и очень интересен детям. Он положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка.
Что надо делать?
Для Су-джок терапии нужен специальный массажный шарик. Это маленький шарик с шипами, внутри которого находятся две пружинки. Если дети покатают шарик между ладошек, то ощутят прилив тепла и лёгкое покалывание в ладонях. От этого массажа в кору головного мозга идут нервные импульсы, которые воздействуют на речевую зону. Прокатывая шарик между ладошками, мы массируем мышцы рук, тем самым активируем работу центра речевого развития.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, также создавая приятное ощущение и массажный эффект.
Детям при занятии су-джок можно читать вот такое стихотворение:
Этот кругленький дружок
Этот шарик разноцветный
покатаем мы в руках,
Чтобы легче было думать,
Сила чтоб была в руках.
Покатаем по ладошкам,
Он откроется вот так!
Там, волшебное колечко
Ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит,
Всем оно подходит.
Основные элементы массажа су-джок:
1. Прокатывание массажного шарика ладонями вверх – вниз. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать шарик вверх, вниз, от ладони до кончиков пальцев).
2. Прокатывание массажного шарика по каждому пальцу. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок перемещается от ладони до кончика пальца и обратно (катать по всем пальцам поочередно). Покалывание массажным шариком каждого пальца. (Держим одну руку в открытом положении. В другую руку берем Су-Джок. Легкими массажными движениями покалываем каждый палец, начиная с большого и заканчиваем мизинцем).
3. Покалывание ладошки массажным шариком. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх. Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
4. Перемещение массажного шарика от одного пальца к другому. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
5. Возьмите массажное кольцо. Прокатывание массажного кольца по каждому пальцу. (Надеваем массажное кольцо на палец и прокатываем его вниз – вверх (и так каждый палец). Начинаем с мизинца).
Такие элементы универсальны, выполняя их, нужно сопровождать веселыми стихотворениями.
а) Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
б) У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
2. Теперь возьмите эластичное кольцо и повторяйте за мной. Проговаривая стихотворение поочередно надевайте массажные кольца на каждый палец.
Этот пальчик самый сильный, (катаем пружинку вверх — вниз)
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, (катаем пружинку вверх — вниз)
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, (катаем пружинку вверх — вниз)
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, (катаем пружинку вверх — вниз)
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, (катаем пружинку вверх — вниз)
Очень ловок и удал.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
Мы с вами рассмотрели только два нетрадиционных метода развития речи младших дошкольников. На самом деле их намного больше. Это и ТРИЗ, и сиквейн, и т. д. Но все они более сложные, могут добавляться по мере взросления ребенка.
Таким образом, нетрадиционные методы работы в дошкольном учреждении всегда соседствуют с традиционными.
Но нетрадиционные методы разнообразят, совершенствуют, дополняют традиционные. А также позволяют лучше заинтересовать детей в обучении. И созданы они по требованию времени.
Когда воспитатель, педагог использует в работе что-то новое, интересное, то он увлекает не только детей. В первую очередь он загорается сам. Он видит результаты своего труда, а это вдохновляет его на поиски все новых и новых методов работы с детьми.
Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» — консультация для педагогов дошкольного образования.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время.
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .
Источник