Выступление на городской «Школе педагогического мастерства»
Выступление на городской
«Школе педагогического мастерства»
«Технология коллективного способа обучения»
1. Понятие «технология коллективного способа обучения».
2. Принципы коллективного способа обучения
3. Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)
4. Негативные стороны КСО.
5. Основные формы КСО
6. Методические приёмы, используемые на коллективных занятиях
7. Технологический процесс групповой работы
8. Анализ мониторинга учащихся, обучающихся по технологии КСО
I . Понятие «технология коллективного способа обучения».
Основоположниками этой теории являются: Ривин А.Г. (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко В.К. (1923-2008 г.)
Технология коллективного способа обучения – это организация обучения путем общения в меняющихся парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом.
В этой ситуации учащиеся:
Отмечают успехи друг друга;
Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
Обсуждают изучаемый материал совместно;
Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы — свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
Стимулируются положительным опытом совместной работы;
Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
II . Принципы коллективного способа обучения
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
III . Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)
Работая по технологии коллективного способа обучения, педагоги выделяют ряд приемуществ перед традиционным обучением:
1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления и понимания;
2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;
4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
IV . Негативные стороны КСО
Наряду с положительными сторонами коллективного способа обучения есть и негативные моменты.
Негативные последствия коллективного способа обучения:
вызывают шумовые помехи в процессе организационного диалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.
Коллективный способ обучения может не всегда применяться на каждом занятии. Частое применение приводит к большой утомляемости учащихся и потере интереса.
Технология коллективного способа обучения развивает идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей учащкгося, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму меняющихся пар, в которых ребенок выступает поочередно, то учеником, то учителем. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Парная работа используется, как правило, в трех видах:
– статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
– динамическая пара : выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
– вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
VI . Для работы по технологии коллективного способа обучения используются м етодические приёмы: Слайд 8
Взаимные диктанты в парах сменного состава
методика работы по вопросникам. Устное письменное выполнение упражнений.
Решение задач и примеров.
взаимообмен заданиями (ВОЗ);
сотрудничество учащихся «по вертикали»;
педагогика сотрудничества и «погружение».
VII . Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: Слайд 9.
1. Подготовка к выполнению группового задания. Сюда входят:
Постановка познавательной задачи
Инструктаж о последовательности работы
Раздача дидактического материала по группам.
2. В групповой работе идёт
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
Подведение итогов группового задания.
3. В заключительной части.
Сообщается о результатах работы в группах.
Анализируются познавательные задачи.
4. На четвёртом этапе выносится общий вывод о групповой работе.
О достижении поставленной задачи.
Доводится дополнительная информация педагога по каждой группе.
VIII . Анализ мониторинга учащихся по технологии коллективного способа обучения показал, что у учащихся эффективно формируется: Слайд 10
— учебные организационные умения (понять учебное задание, проверить свою работу и партнера, вести контроль над своими действиями)
— учебные интеллектуальные умения (дают грамотное сравнение, анализ и обобщение материала)
— учебные коммуникативные умения (четко излучают свои мысли, учебный материал, умеют внимательно слушать собеседника, отсюда развита культура общения, умение самостоятельно планировать свою деятельность),
— учебные информационные умения (могут самостоятельно работать с источником знаний, вести практическую работу).
Вывод. Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения.
Такая «коллективно-распределительная мыследеятельность» даёт двойной результат:
помогает решить учебную задачу и существенно развивать умения учащихся формулировать вопросы и ответы;
искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком;
рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.
1. Дьяченко В.К. Новая дидактика — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
2. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 182 с.
Источник
Технология коллективного способа обучения
Технология коллективного способа обучения
Просмотр содержимого документа
«Технология коллективного способа обучения»
Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:
Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.
Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения — развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Опыт работы Смолиной Татьяны Яковлевны, учителя начальных классов, показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.
КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
ориентация на высшие конечные результаты;
непрерывная передача полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
разнообразие тем и заданий;
разноуровневость участников педагогического процесса;
обучение по способностям индивида;
педагогизация деятельности каждого участника.
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Организация учебной деятельности учащихся при КСО
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Делит учебный материал на части.
Определяет цели деятельности, правила работы.
Распределяет функции внутри групп.
Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
Знакомятся с целями работы.
Знакомятся со своей частью работы.
Организуются по группам.
Просматривают «маршрутные листы».
Знакомятся с таблицами учета.
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Организует деятельность учащихся.
Оценивает деятельность учащихся.
Организует рефлексию по окончанию урока.
Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.
Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
по процедурам запуска,
особенностям управления и учета деятельности учащихся,
сочетанию различных организационных форм обучения,
приемам, используемым в этих оргформах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.
Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».
Источник