Приемы формирования способов чтения

Приемы формирования навыка чтения

Побережная Наталья
Приемы формирования навыка чтения

По мере формирования навыка чтения единица восприятия укрупняется от части слова или одного слова до нескольких слов и процесс чтения изменяется на качественном, структурном уровне. Автоматизация технической стороны чтения позволяет начинающему читателю сфокусировать внимание на смысловой стороне.

Первая и самая существенная проблема — бедный словарный запас ребёнка.

Способы устранения –обучающие игры:

1.«Начиналка» — назови слова на определённый звук, покажи букву и объясни значение слова (1класс,

2. «Пирамиды» — назови слова, которые начинаются с определённого слога (1 класс,

3.«Подскажите, Господин Словарь!» -работа со словарями (в классе на отдельном столе расположены самые разные словари, при необходимости ребята могут воспользоваться необходимым словарём,

4.«Мой толковый словарь» — составление своего толкового словаря в отдельных блокнотах с алфавитным распределением страниц (2-4 класс)

5. Запоминание текстов (заучивание стихотворений и прозаических произведений для классного кукольного театра,

6.«Мои сочинялки» со 2 полугодия первого класса ребята заводят отдельную красочную тетрадь, в которую записывают тексты собственного сочинения (стихи, сочинения, сказки, и т. п.) (1-4 класс).

Следующей проблемой, затрудняющей формирование навыка осознанного чтения, является низкий уровень развития восприятия прочитанного текста. Для того чтобы устранить эту проблему, полезно чаще использовать следующие приёмы чтения:

1. чтение «шторкой» (закрываем прочитанную часть текста линейкой или листом бумаги,

2. игра «Сканирование» — сначала даются вопросы к тексту, ученик читает и подчеркивает или выписывает ответы на вопросы («выборочное чтение» и работа с текстом в течение 5 минут,

3. игра «Следопыты» — найти в тексте слово по описанию (в слове 3 слога, последний слог ударный, в 4 классе – найти в тексте слово с определёнными морфологическими признаками или предложение по определённой схеме)

Ещё одна проблема формирования навыка осознанного чтения — низкий уровень развития оперативной памяти. Для развития оперативной памяти можно использовать следующие приёмы:

1.«Слово потерялось» – при повторном чтении намеренно пропускаем или заменяем слова, дети восстанавливают текст,

2.«Ураган событий» — при пересказе намеренно изменяем цепь событий, восстанавливаем с помощью детей (использование перчаточных игрушек, настольного театра).

Следующая причина сложности формирования осознанного чтения — низкий уровень развития внимания. Для преодоления этой проблемы использую в своей практике такие приёмы:

1. чтение «Стоп-вперёд!» (начинают читать текст, по команде «Стоп!» прерываем чтение, задаем отвлекающие вопросы, «Вперёд!» — возвращаемся на место остановки,

2. чтение «Вверх тормашками» (чтение с поворотом текста,

3. филворды (филворд – это одна из разновидностей кроссвордов. Для того, чтобы решить филворд нужно в буквенном поле филворда найти все слова одной тематики. Все буквы найденных слов нужно вычеркнуть. Одна и та же буква в поле филворда не может быть зачеркнута дважды. Буквы слов находятся только по горизонтали и по вертикали. По диагонали зачеркивать буквы нельзя. Не зачеркнутых букв не должно остаться после решения филворда,

4.«Ручеёк»: один из вариантов — взрослый начинает читать предложение, следующее предложение продолжает читать ребенок,

5.«Кенгуру»: одно слово вслух, одно про себя (на индивидуальных занятиях,

6.«Качели»: разное интонирование предложения,

7. чтение по ролям «Голоса»,

8. подобрать заголовок к тексту,

9. «Снимаем кино» — читаем и представляем звуки, запахи, вкусы, эмоции,

10.«Разведчики» (групповая работа) — разрезать знакомый текст на пазлы, предложить собрать их и затем прочитать восстановленный текст.

11. «Текст с дырками» предлагаю прочесть знакомый текст с пропусками,

12. «Буквы перепутались» — анаграммы.

Одна из самых распространённых проблем формирования навыка осознанного чтения — регрессия, или возвратное чтение.

По статистике, большинство людей теряют на регрессию до 60% времени. От такой вредной привычки страдают как дети, так и взрослые. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного. Избавление от регрессии позволяет повысить скорость чтения, и как следствие, его понимание как минимум в два раза.Причины регрессии: невнимательность или работа с новым текстом (см. упражнения для развития внимания).

Читайте также:  Кук ля кук укропная вода способ применения

Антиципация слов или предложений — это умение выстроить смысловую догадку, то есть понять слово, предложение или даже текст, не дочитав до конца- поможет формировать осознанное чтение учащихся. В практике обучения чтениюдля развития антиципации необходимо чаще применять следующие упражнения:

1. игра «Половинки» (текст, линейка,

2. чтение незнакомого текста с пропущенными словами. – «Чтение с дырками»,

3. анаграммы. – «Буквы перепутались»,

4. восстановление целостности текста (абзацы по порядку,

5. игра «Точки потерялись» — найди границы предложений,

6. игры «Литературные сыщики» — прочитав начало, предположи дальнейшее развитие событий произведения.

Приёмы, позволяющие сформировать навык чтения-понимания:

1.«Прочитал — перескажи другому» (брату, сестре, игрушке) — предложить ребёнку подробно пересказать текст,

2.«Секретное послание автора» — учим во время чтения выявлять основную тему и идею, замысел автора, осваиваем приём подбора пословиц и поговорок, сжато выражающих суть текста.

3.«Найди имя тексту» — озаглавить рассказ

4.«Догадайся, прочитай!» — любые варианты чтения предложений или текстов, форма которых непривычна для восприятия, например, фигурных стихов или чайнвордов, делают этот процесс более осознанным.

Чтобы проследить динамику каждого ребенка, строю ндивидуальные графики техники чтения. Еженедельно в рамках конкурса «РОСТ» проверяю технику чтения и награждаю победителей.

Совершенствование навыков эффективного чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока и возраста возраста учащихся.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятия окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, эффективное чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Интерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячом Мяч — один из самых простых и доступных видов спортивного инвентаря, он хорошо знаком нам ещё с нашего детства и до сих пор не теряет популярности.

Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.

Методические приемы при разучивании песни «Цветики» Методические приемы при разучивании песни: «Цветики» Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель Диапазон песни: фа диез — ля Программное содержание.

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни «Это май», мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре — си Программое содержание.

Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Музыка Н. Бахутовой, слова М. Александровской Диапазон песни : ми – си Программное содержание.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Источник

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Читайте также:  Самым демократическим способом принятия конституции считается

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

  • Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
  • Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
  • Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетических приемов чтения.
  • Синтетическое чтение.

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Читайте также:  Физический способ остановки кровотечения 17 букв

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

  • Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
  • Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
  • Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
  • Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

  • Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
  • Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
  • Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
  • Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
  • Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
  • Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
  • Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
  • Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Источник

Оцените статью
Разные способы