Приемы активизации невербальных способов общения

Приемы активизации невербальных способов общения

Упражнения для заикающихся дошкольников ( М И. Чистякова. Пснхогимнастнка М., 1990 )

Методические рекомендации: содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в каком-нибудь этюде ситуация — это лишь “закваска” для создания множества вариантов на заданную тему.

Упражнение № 1. Лисичка подслушивает

(для детей 3-4 лет)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Упражнение № 2. Удивление

(для детей 4-5 лет)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение № 3. Цветок

(для детей 4-5 лет)

Теплый луч ) пал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Упражнение № 4. Смелый заяц

(для детей 4-5 лет)

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Упражнение № 5. Два сердитых мальчика

(для детей 4-5 лет)

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Упражнение № 6. Негаданная радость

(для детей 5-6 лет)

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться.

2. Смех, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)

Мама послала сына в булочную: “Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад”. Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения. Походка:

быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца “Хорошее настроение”.

Упражнение № 8. Соленый чай

(для детей 5-6 лет)

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Упражнение № 9. Грязная бумажка

(для детей 5-6 лет) На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив. Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора.

Упражнение № 10. Собака принюхивается

(для детей 6- 7 лет)

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.

Упражнения для заикающихся подростков и взрослых ( О К. Романенко Практическая гештальттерапия М . 1995 )

Читайте также:  Мечтать мечта образован при помощи способ словообразования

Описание. Сосредоточение на своих мышцах. Определение напряженных мышц. Выражение состояния партнеру невербально. Участники свободно двигаются.

Инструкция: “Свободно перемещаясь в пространстве, определите, какие мышцы напряжены больше, меньше или как-то иначе ощущаются. Сосредоточьтесь на них. Представьте, что вы есть эти мышцы и от их имени выразите свои мышечные ощущения. Что мышцы могли сказать, если бы говорили? Выразите эти чувства-мысли в движении. Продолжая движение, найдите партнера, вам приятного. и расскажите ему о своих мышечных ощущениях. Рассказывать можно с помощью рук, головы, ног, перемещениями в пространстве и др. Дайте свободу своему телу, слушайте свое тело, забудьте, как вы двигаетесь ежедневно. Представьте, что вы в невесомости и ваши движения одинаково равновероятны. Партнер внимательно “слушает” ваше сообщение, чувствует его и пытается вторить вашим движениям, какими бы странным они ему ни казались. Затем вы меняетесь ролями. Ваш партнер рассказывает о себе, а вы “слушаете” его тело и пытаетесь понять его переживания. Затем вы вновь двигаетесь в пространстве в любом выбранном вами направлении. Все, что вы делаете, диктуется импульсами вашего тела. Найдите другого партнера, выразите ему свои чувства после того, как вы определили другую группу мышечных проблем. Поиск партнера для общения совершается импульсивно в ходе движения, когда вы. проходя мимо него. чувствуете, что с ним можно говорить о том, что с вами происходит сейчас”.

Замечания ведущему. Помогайте участникам сосредоточиваться на ощущениях внутренней зоны. Обратите внимание на тех, чьи движения особенно скованы. Помогите им, манипулируя их телом. Поддерживайте любое телесное проявление.

Описание. Работа с чувствами и состояниями. Выражение состояний. Развитие невербальной экспрессии.

Инструкция. “Сосредоточьтесь на своих эмоциональных состояниях в данный момент. Попробуйте определить их для себя. Найдите партнера так же, как и в предыдущем упражнении. Выразите эмоции партнеру с помощью языка тела. Работайте мышцами лица, руками, ногами, используйте своего партнера для передачи ваших эмоций. Партнер внимательно “слушает” ваши чувства, затем показывает вам, kjk он их понял. Вы определяете насколько точно вас поняли. Затем меняетесь ролями. Следующий шаг: вспомните ваше состояние сегодня утром. Расскажите о нем выбранному вами человеку. Вспомните, что было вчера, расскажите. Представьте, как вы хотите себя чувствовать завтра, при разговоре с начальством, во время диалога по телефону с другом, с незнакомым человеком, с родителями, и поделитесь своими ощущениями с партнером. Можно вначале представить, как вы

делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.

Замечания ведущему. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнеры не договорятся. В трудных случаях побуждайте участника искать нового партнера или станьте его партнером сами. Здесь важно продемонстрировать им возможности их тела, научить пользоваться пространством, партнером и снять оценочные установки. Упражнение выполняется в зависимости от способностей участников, как угодно долго.

Описание. Изображение движений животных. Участники образуют круг. Пересекают его, изображая животных.

Инструкция: “Останьтесь в большом кругу. Представьте себя каким-либо животным и воспроизведите его пластику. Войдите в образ и поживите в нем. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Что дал вам образ задуманного животного, что можно заимствовать в его движениях? Теперь выберите образ, как вам кажется, близкий вам. Поживите в нем. Что вы чувствуете? Выберите образ животного, противоположного вам по характеру. Поживите в нем. Если это ваш “враг”, поищите его сильные и слабые стороны. Прочувствуйте их. Найдите другие образы”.

Замечания ведущему. Упражнение направлено на развитие свободы движений. На осознание своего тела, его особенностей. Принятие

своего физического “Я”. В ходе выполнения не стоит подталкивать нерешительных ) частников, лучше поддерживать всякое проявление активности. Любое изображение принимается. Стоит несколько раз подчеркнуть, что точность изображения не является целью работы. Самое важное на этом этапе: чувствовать и двигаться.

Источник

Активизация невербальных способов общения

Важнейшей особенностью коммуникации является ее осу­ществления с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. В связи с этим выделяют различные ее виды: акустическая, включа­ющая экстралингвистические (паузы, кашель, вдох, смех, плач) и просодические характеристики (темп, тембр, высота, громкость); оптические, состоящие из кинесики, включаю­щая выразительные движения (мимика, позирование, жес­ты, походка, контакт глазами) и физиогномику (строение лица и черепа, строение туловища); тактильно-кинестезические — такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, по­хлопывание); ольфакторные — запахи.

Читайте также:  Заход каким способом образовано

Миогимнастика

Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мус­кулатуры с элементами мимической гимнастики. С целью развития мимических мышц необходимо выполнять диф­ференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают от­крывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, наду­вать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, «набирать» воздух под верхнюю губу, под ниж­нюю и т.д. При этом можно использовать игры «Обезьян­ки», «Зеркало».

Вначале все движения выполняются с опорой на образец (логопед показывает нужное выражение лица или нужное движение мимических мышц). Ребенок, подросток, взрос­лый повторяют, глядя на картинку, на которой изображено требуемое движение. Постепенно переходят к выполнению по словесной инструкции и без контроля зрения.

Наиболее дифференцированных движений мышц ли­цевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица: «удивление», «радость», «грусть» и т. п.). Большой эмо­циональный интерес вызывает у детей и школьников при выполнении мимических поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной фор­мой. Например:

Наш сластена очень рад,

Семь пирожных съел подряд

Это каждому понятно,

На цветы смотреть приятно.

Способствует созданию веселого, радостного выражения лица.

Источник

Игры для развития вербальных и невербальных способов общения

Евгения Бубнова
Игры для развития вербальных и невербальных способов общения

Игры на развитие вербальных и невербальных способов общения.

(Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей)

Игры на развитие вербальных средств общения.

Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.

1. «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

2. «Старенькая бабушка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Цель: развитие коммуникативных навыков.Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: клубок ниток.

Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ход игры: Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

5. «Найди по описанию»

Читайте также:  Турбослим день ночь способ применения

Цель: учится вниманию, доверительным отношениям и коммуникативным навыкам.

Ход игры: Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию должен узнать, о ком идет речь. Угадывающий сидит к группе спиной.

Вариант. Один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции.

1. «Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания.Покажи:

— как говорят плечи “Я не знаю”;

— как говорит палец “Иди сюда”;

— как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

— как говорит голова “Да” и “Нет”;

— как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.

3. «Сделай подарок»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

4. «День наступает, всё оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

5. «Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов» Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования h3][/h3]ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Задачи: Обучающая: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках. Формировать.

Источник

Оцените статью
Разные способы