Придумать способ нахождения объема груши

Урок геометрии «Объемы тела. Решение занимательных задач». 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11

Необходимость находить объемы различных тел возникла еще в древности. Сегодня на уроке мы будем находить объемы различных тел, используя, полученные ранее формулы. Часть задач может показаться учащимся очень легкими, но именно с подобными задачами приходится встречаться в жизни, многие из задач не представлены в Вашем учебнике. Задачи, похожие на рассмотренные на уроке могут встретиться Вам на экзамене по математике. Сегодня у нас занимательный урок.

Образовательные:

  • расширение и углубление представлений учащихся об объемах различных тел,
  • обеспечение повторения, обобщения и систематизации знаний по нахождению объемов тел.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи,
  • развитие творчества, умения анализировать.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться.

Задачи:

  • развивать интерес к предмету,
  • продолжать формирование общеучебных навыков,
  • сделать вывод о применении геометрии в жизни,
  • развивать различные способы анализа,
  • воспитывать математически грамотную личность.

В начале урока необходимо повторить формулы объемов тел: цилиндра, конуса, шара, прямой призмы.

Какую часть объема тела занимает налитая в него вода?

Объем верхнего конуса

Объем нижней части

Какую часть объема тела занимает налитая в него вода?

Ответ: Цилиндр заполнен водой наполовину.

Какую часть объема тела занимает налитая в него вода?

Тело представляет собой куб. Незаполненная часть представляет собой прямую призму, основание которой в четыре раза меньше грани куба.

Ответ: Заполнено водой 0,75 тела.

Какую часть объема тела занимает налитая в него вода?

Объем заполненной части

Найдем отношение объема заполненной части к объему всего тела (11? 3)/(24? 2)=11/16.

Ответ: Заполнены 11/16 часть тела.

Радиус арбуза в 11 раз больше толщины его корки. Сколько процентов от веса арбуза составляет корка?

Круглое бревно весит 30 кг. Сколько весило бы бревно, если бы оно было в три раза толще и в два раза короче?

Окружность основания конической кучи щебня 12,2м. Длина двух образующих 4,6м. Сколько КАМАЗов вместимостью 11 т потребовалось для перевоза этого щебня, если 1кубометр щебня весит 2,6т.

Длина одной образующей 2,3м.

Найдем вес щебня 4,86? 2,6=12,6т.

Ответ: Потребуется два КАМАЗа.

Металлический шар радиусом 1м переплавили в шары радиусом 10см. Один шар радиусом 10см переплавили в шары радиусом 1см. Каких шаров теперь больше и на сколько?

Объем большого шарика

Объем среднего шарика

Получим 1000 средних шариков.

Объем маленького шарика

Ответ: Маленьких шариков на 1 больше, (маленьких шариков 1000, средних шариков – 999, т.к. один переплавили на маленькие)

Один человек съедает на завтрак яичницу из двух куриных яиц. Яйцо страуса по всем размерам (длина, ширина, высота) в 2,5 раза больше куриного. На какое количество людей можно приготовить завтрак из 2 страусиных яиц?

Объем страусиного яйца в (2.5) 3 раза больше куриного яйца. Объем больше в 15,625 раза;

15,625 : 2 7,81.

Ответ: Можно приготовить завтрак на 7 человек.

Сколько металлических шариков на картинке?

В одном кубике 216 шариков.

На рисунке 5 кубиков.

Всего получим 1080 шариков.

Ответ: На рисунке 1080 шариков.

Читайте также:  Способ обеспечения законности является

В какую банку поместится больше варенья и на сколько процентов вторая банка больше первой? Если обе имеют цилиндрическую форму, но первая банка в три раза выше, а вторая в два раза шире. Результат округлите до целого числа процентов.

Объем высокой банки

Объем низкой банки

Ответ: Во вторую банку поместится на 33% больше варенья.

Вес и размеры монет в СССР в 1961 году были пропорциональны их достоинству. Исходя из этого условия найти радиус и вес монеты в 100 руб.

(диаметр и толщина монет отличаются в 5 раз).

Монета достоинством 100 руб = 10 000 коп.

Все размеры должны быть в 22 раза больше. Диаметр копейки 15мм.

Ответ: Диаметр такой монеты 33см, ее вес 10 000г (или 10кг).

Человек в день поглощает примерно 1,5 литра жидкости. За 70 лет это – 4000 ведер.

365 * 1,5 * 70+1,5 * 18+1,5 * 18 40000л.

Вместимость ведра 10л. (Для сравнения: вместимость железнодорожной цистерны – 20 000л).

Если диаметр ведра не менять, а ведра поставить друг на друга то высота изменится в 4 000 раз.

Высота стандартного ведра 27см.

Высота Останкинской башни 540м (автор сооружения д-р техн. наук Никитин).

Высота Шуховской телебашни 148,3м (автор сооружения инженер и ученый Шухов, башня построена в 1921 году. Первые телепередачи прошли в 1922 году).

Задача 14 («Гордый холм»)

“. Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли. ”
А.С. Пушкин “Скупой рыцарь”

Старинные армии были не очень большими по современным меркам. Войско в 100 000 считалось очень большим. У Атиллы было самое многочисленное войско, какое знал древний мир (700 000 человек). Представим, что холм составили из 700 000 горстей земли.

1 горсть земли, высыпанная в стакан, не наполнит его.

Примем, что горсть земли около 200г, т.е. 0,2л.

V=0,2 * 70000 = 140000дм 3 =140м 3 .

Угол естественного откоса не может быть больше 45 градусов. Тогда h = R

Высота такого холма около 5,1м

Вывод: нужно обладать очень большим воображением, чтобы холм высотой 5,1м и диаметром 10,2м назвать «гордым холмом».

Задача 15 (Дальность горизонта на равнине)

Дальность горизонта можно вычислить по формуле: ,

где l — дальность обзора,

R — радиус земного шара (около 6 400км),

h возвышение глаза наблюдателя над земной поверхностью (величина h обязательно выражена в частях километра).

Это чисто геометрический расчет (упрощенный). Для получения более точного результата необходимо учитывать «атмосферную рефракцию» (рефракция, т.е. преломление световых лучей в атмосфере, увеличивает дальность горизонта примерно на 6%. Дальность горизонта зависит от многих факторов. 6% — это среднее значение). Дальность горизонта зависит от времени суток (утро-вечер), от атмосферного давления, от погоды (холодная-теплая, сухая-сырая). Считая, что глаз взрослого человека возвышается над почвой примерно на 1,6м, или на 0,0016км (0,0016 + 0,0051 = 0,0067), имеем:

Это всего на 4 км больше, чем можно видеть, стоя на ровной земле.

Задача 16 (капля керосина)

Один грамм керосина, растекаясь по воде, покрывает круг поперечником 30см. Какова толщина керосиновой пленки?

Один см 3 керосина весит 0,8г.

Объем керосиновой пленки равен объему керосина. 1 см 3 керосина весит 0,8г.

Поэтому на один грамм керосина пойдет –1/0,8=1,25см 3 =1250мм 3 .

Читайте также:  Способы развития ключевых компетенций

Площадь круга диаметром 30см (радиусом 150мм) равна 70 000мм 2 S = r 2 3,14? 150 2 = 70000мм 2 .

Объем цилиндра V=S * h, h=1250/70000 0,018мм.

Ответ: Толщина пленки керосина 0,018мм.

Подводя итоги, можно сделать вывод: нахождение объемов тел может пригодиться в жизни. Все мы знаем множество формул. Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни. Геометрия и наша привычная жизнь — взаимосвязаны.

Рассмотренные задачи могут заинтересовать даже неувлекающихся математикой учеников, дают возможность по-другому посмотреть на те задачи, которые ставит перед нами математика.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся решить следующие задачи:

  1. Задача — практическая. На примере апельсина вычислить, какую часть от всего апельсина составляет корка (выразить число в процентах).
  2. Задача аналогична задаче №1 на уроке (но вода в коническом сосуде достигает 1/4 высоты конуса.
  3. Дан конический сосуд. (см. задачу 1). На какой высоте будет находиться уровень воды, если сосуд заполнен ровно наполовину.
  4. Найти задачи в художественной литературе, связанные с вычислением объемов тел.
  5. Даны два сосуда. Первый имеет форму прямоугольного параллелепипеда и его измерения: 12; 12; . Второй — форму цилиндра. На какой высоте будет находиться вода в цилиндрическом сосуде, если в него перелить воду из первого сосуда. Радиус основания цилиндрического сосуда равен 6.
  6. Придумать способ нахождения объема груши.
  7. Сколько перепелиных яиц нужно использовать для приготовления завтрака на 1 человека. Все размеры (длина, ширина, высота) перепелиного яйца в 3 раза меньше куриного яйца.
  8. Как далеко видит море человек, сидящий в лодке? (принять высоту глаз сидящего человека 0,6м). (Ответ 3,6км)
  9. Как высоко должен подняться летчик, чтобы видеть кругом себя на 50км? (ответ 200м)

Используемые источники.

  1. Перельман Я.И. Занимательная геометрия 1996г.

Источник

План занятия «Объемное изображение «Груша» по программе «Пластилиновые фантазии»

Методический комплекс Литвиновой Т.А.

ПРОГРАММА «Пластилиновые фантазии»

Раздел: «Объемное изображение»

Цель: Создать объемное изображение «Груша» на основе исходных фигур (составных частей)

Познакомить с техникой лепки груши.

Развивать глазомер, точность движений.

Развивать творчество, воображение.

Обогащать речь учащихся, развивать мышление, формировать словарный запас.

— мультимедийная презентация № 1 «Овощи, фрукты»;

— алгоритм выполнения работы;

— образец объемного изображения груш

— розетки для воды

Организация начала занятия

2. Техника безопасности при работе с пластилином

— Давайте вспомним технику безопасности при работе с пластилином:

1. Нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его.

2. Работу надо выполнять на специальной для этого подложке;

3. Грязные руки надо вытирать салфеткой.

4. При работе используются стеки-ножи для пластилина, вытрите их после окончания работы. Во время резания их тоже надо протирать, ведь в пользуетесь пластилином разного цвета. Они не острые, но будьте при работе внимательным!

Вспоминают технику безопасности при работе с пластилином

2. Подготовка к изучению нового материала – 8 минут

Мультимедийная презентация «Фрукты. Овощи»

— Угадайте, о ком идет речь (задает загадки)

— На какие группы можно разделить все слова-отгадки?

— Предлагаю викторину «Фруктовый сад»

— О каком фрукт идет речь?

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, —

Он под самой ножкой

— Что вы знаете о грушах?

Груша – это средних размеров плод, своей формой напоминающий лампочку, хотя встречаются сорта с округлой формой.

Мякоть спелой груши нежная и сочная, с характерным ароматом и сладким вкусом.

Читайте также:  Найти нестандартный способ решения задачи

Груша является настоящим натуральным источником энергии, и хотя груша очень питательна, она совсем не калорийна

Правила употребления груш

1. Употреблять в пищу грушу рекомендуется вместе с кожурой, так как она является источником ценных фитонутриентов и клетчатки.

2. Нельзя употреблять груши натощак.

3. Есть груши нужно только через полчаса после приема пищи.

4. Не рекомендуется запивать груши водой, особенно холодной.

5. После груш не стоит употреблять тяжелую пищу, например, мясо.

Свежие груши тяжелы для пищеварения, а вот вареные более полезны для желудка.

Введение в тему занятия.

3. Работа над новым материалом

А. Анализ образца

6. Практическая работа – 16 минут

6. Анализ работ. Оформление выставки – 4 минуты

8. Итог занятия — 1 минута

— Какого цвета пластилин возьмем для работы?

— Сколько фигур входит в объемное изображение?

Это называется композиция – т.е. составление целостного изображения из составных частей.

— Что объединяет эти две отдельные груши в одну композицию?

Можно назвать его сладкая парочка

Из каких частей состоит груша?

— Какую форму имеет груша?

— Какие элементы делают груши, похожими на одушевленные изображения?

— Какого цвета пластилин понадобится в работе?

— Что будет основой для изготовления груши?

— Человек какой профессии ухаживает за растениями в саду?

— Какие функции выполняет садовник?

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы известью, белилами.

Починили мы забор,

Направляет деятельность обучающихся.

Оказывает помощь, при необходимости.

Анализирует работы. Оформляет выставку работ.

— Какое объемное изображение сегодня создали?

Следят за выполнением, слушают объяснение

Глаза, рот, ресницы, руки

Шагают на месте

«Копают» яму лопатой и «сажают» в нее куст

Движения правой рукой вверх, вниз.

Алгоритм выполнения объемного изображения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-081861

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы