Причастный оборот способы образования

Виды причастных оборотов и их выделение на письме

Причастный оборот — что это такое

Причастным оборотом называется причастие с зависимым словом. Ключевым понятием в данной конструкции является причастие, которое в лингвистике не имеет однозначного значения.

По мнению одних лингвистов, причастие — это самостоятельная изменяемая часть речи, которая образована от прилагательного и глагола, поэтому оно обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? В слове, к примеру, «улыбающийся» есть признаки, как прилагательного, так и глагола. От прилагательного здесь, кроме определенного перечня грамматических категорий, вопрос КАКОЙ? и значение признака. От глагола в данном слове связь признака с действием и также ряд грамматический категорий.

Другие ученые склоняются к тому, что причастие — это не самостоятельная часть речи, а особая несклоняемая форма глагола. Но даже и при таком подходе к делу суть причастия и причастного оборота не меняется.

Причастным оборотом называется причастие с зависимым словом: улыбающийся давно. Работая с причастными оборотами, следует отличать 3 ключевые категории:

  • причастие;
  • определяемое слово;
  • зависимое слово.

Определяемым называется чаще всего существительное и местоимение, к которому относится причастие по смыслу, то есть оно поясняет их: мальчик (какой?) улыбающийся.

Отличительным признаком зависимого слова является тот факт, что к нему задается вопрос непосредственно от причастия: мальчик, улыбающийся (как?) давно.

Виды причастных оборотов

В зависимости от количества зависимых слов причастия бывают нераспространенными и распространенными.

Нераспространенными считаются конструкции, где оборот ограничен наличием причастия и одного зависимого слова: улыбающийся во весь рот.

Распространенными оборотами считаются конструкции, когда в них содержатся два и более зависимых слов: давно улыбающийся во весь рот. В представленной конструкции два зависимых слова: давно и во весь рот. Чтобы это определить, нужно вопросы задавать от причастия: улыбающийся (когда?) давно и улыбающийся (как?) во весь рот. Фразеологизм «во весь рот» в данном случае выступает как одно целое.

Если речь идет о распространенном причастном обороте, то возможны конструкции, когда не ко всем зависимым словам вопросы будут задаваться от причастия: цветок, вчера распустившийся в густом саду. В представленном примере к слову «в густом» вопрос (Каком?) будет задаваться не от причастия, а от существительного «сад».

Правила построения и обособления на письме

Причастные обороты активно используются в речи, поскольку делают ее ярче и образнее. По этой причине, чтобы не исказить информацию, причастные обороты нужно уметь правильно включить в состав предложения. Здесь работает один принцип: причастные обороты не должны разрываться на две части определяемым словом: Написанная картина малоизвестным художником всем понравилась.

В представленном предложении имеется грамматическая ошибка, что связано с нарушением использования причастного оборота. Причастие «написанная» относится к определяемому слову картина, соответственно зависимым словом будет фраза «малоизвестным художником», поскольку к этой фразе от причастия задается вопрос (КЕМ?). Таким образом оборот должен находится до определяемого слова или за ним, но нельзя, чтобы он был разорван на две половины.

Кроме правильного построения конструкций, нельзя забывать о правилах обособления причастных оборотов. Обособить – значит выделить запятыми с двух сторон. По правилам русского языка обособляется только тот причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Сравните:

Картина, написанная малоизвестным художником, всем понравилась.

Написанная малоизвестным художником картина всем понравилась.

Но, если причастный оборот имеет в предложении добавочное обстоятельственное значение, то его нужно будет обособить, даже если он будет находиться перед определяемым словом.

Прилетевший на свет, мотылек кружил у лампы. В данном случае к фразе «прилетевший на свет» можно задать два вопроса: мотылек (КАКОЙ?) «прилетевший на свет» и кружил (ПОЧЕМУ?), потому что прилетел на свет. Соответственно, перед нами оборот с добавочным обстоятельственным значением, требующий выделения.

Одиночные причастия, несмотря на их местоположение, никогда не обособляются так же, как и причастия в краткой форме. Это можно объяснить тем, что они с определяемыми словами всегда являются несогласованными.

На какие вопросы отвечает, знаки препинания

Поскольку причастный оборот отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?, в предложении он является определением. А в предложении, как известно, может находиться несколько однородных членов, и определение не является исключением. Если в качестве определения выступает несколько причастных оборотов, то знаки ставятся, как при однородных членах:

  1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, то они разделяются запятой. При этом вся конструкция с причастными оборотами выделяется знаками, как в начале, так и в конце: Лист, видневшийся издалека, долго кружащийся в воздухе, вызывал восхищение.
  2. Не обособляются два однородных причастных оборота, если они соединены союзом И: Лист, видневшийся издалека и долго кружившийся в воздухе, вызывал восхищение.
  3. Разделяются запятыми однородные причастия, если между ними повторяющиеся союзы или союзы А, НО: Цветок, приятно благоухающий, но быстро завявший, украшал собой сад. Цветок, и приятно благоухающий, и радующий глаз, был украшением сада.
Читайте также:  Все способы капитального строительства

В случаях, когда причастный оборот оказывается в сложном предложении, пунктуационный разбор нужно начать с устного деления сложного предложения на простые. После этого нужно разобрать структуру каждого простого, выделив в нем при необходимости имеющийся оборот: Дети, игравшие во дворе, ушли, потому что приближался вечер.

Употребление причастных оборотов не зависит от структуры предложения.

Ниже представлены предложения с причастными оборотами, сгруппированные по тонкостям обособления.

За определяемым словом

Тетрадь, разрисованная учеником, учителем была не принята. Карандаш, подточенный братом, быстро сломался. Клей, чрезмерно нанесенный на бумагу, стекал. Дождь, ливший с утра, к вечеру закончился. Сочинение, написанное ученицей, было оценено на пять.

Перед определяемым словом

Сделанная на скорую руку поделка всем понравилась. Брошенный ребятами мяч оказался потерян. Усиливающийся с каждой минутой ветер к вечеру утих. Выкрашенная бабушкой скамейка украшала сад. Разорванный собакой диван пришел в негодность.

Обороты, связанные союзной связью

Бант, наутюженный мамой и завязанный ею утром, подчеркивал красоту волос дочери. Пирог, хорошо украшенный, но немного подгоревший, расстроил хозяйку. Лисица, и быстро уносящая ноги, и заметающая следы, была едва заметной. Корабль, уплывающий вдаль и уносящий моего друга, вызывал томление в груди.

Источник

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Читайте также:  Способы изменения содержания документов наиболее характерные признаки их проявления

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Лодка, которую увлекает сильный поток, . . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению. Книга, которую прочитал школьник, . . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке. Тучи, которые гонит ветер, . . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм. Старые письма, которые хранит бабушка, . . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени. Земля, которая освещается солнцем, . . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия. О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой. Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.
Читайте также:  Способы выучить иностранный язык самостоятельно

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Оцените статью
Разные способы