Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.
Разберём основные виды прибыли на примере условной сыроварни.
Валовая прибыль. Разница между выручкой от продажи и себестоимостью продукции. Это показатель рентабельности компании и эффективности производства — чем он выше, тем лучше. Помогает понять целесообразность продажи товаров и услуг.
- Валовая прибыль = выручка от продажи – себестоимость продукции
Разберём на примере. Сыроварня «Кот в сыре» тратит на производство (только на производство, не на управление и реализацию) 1 кг сыра 500 рублей, а продаёт его за 1200 рублей.
В августе сыроварня продала 10 кг сыра. Выручка от продажи составила 10 *1 200 = 12 000 рублей. На производство этого объёма компания потратила 10 х 500 = 5000 рублей. Валовая прибыль составила 12 000 – 5000 = 7000 рублей.
Операционная прибыль (или прибыль от продажи). Прибыль от основной деятельности компании без учёта себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.
- Операционная прибыль = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы
Разберём на примере. На хранение 10 кг сыра компания тратит 500 рублей в месяц. Зарплата продавца — 15 000 рублей. Операционная прибыль составила 7000 – 500 – 15 000 = – 7500 рублей.
Очевидно, что текущая модель неэффективна: придётся увеличивать продажи, отказываться от услуг продавца, удешевлять производство или повышать розничную стоимость.
Если бы «Кот в сыре» продал 30 кг сыра, тогда операционная прибыль составила бы 4500 рублей.
Балансовая прибыль (или прибыль до налогообложения). Прибыль (или убыток) от всей деятельности компании за вычетом прочих расходов. Как правило, определяется за год.
- Балансовая прибыль = все доходы компании – расходы от основной деятельности компании – прочие расходы
Разберём на примере. Сыроварня за месяц получила 54 000 рублей от продажи 45 кг сыра и ещё 20 000 рублей ей выплатили как компенсацию за незаконное использование товарного знака «Кот в сыре». Продажа сыра — это основной доход, компенсация — прочий. Расходы от основной деятельности — 17 250 рублей на производство, хранение и реализацию сыра. Прочие расходы — судебные издержки (5000 рублей). Балансовая прибыль составила 74 000 – 17 250 – 5000 = 51 750 рублей.
Чистая прибыль. Это всё, что осталось после уплаты обязательных расходов. Такой вид прибыли показывает инвесторам перспективы от вложения средств.
- Чистая прибыль = операционная прибыль – уплаченные налоги
Разберём на примере. «Кот в сыре» за сентябрь всё же продал 30 кг сыра. Доход совпал с выручкой и составил 36 000 рублей. Операционная прибыль = 4500 рублей. С неё ещё нужно заплатить налог на прибыль — 20% от дохода, то есть 900 рублей. Чистая прибыль = 4500 – 900 = 3600 рублей.
Нераспределённая прибыль. Прибыль, которую не распределили между учредителями.
- Нераспределённая прибыль = чистая прибыль – дивиденды
Разберём на примере. Для «Кота в сыре» нераспределённой прибылью будет то, что останется после распределения чистой прибыли между учредителями.
Как проанализировать прибыль
Понятно, что если прибыль становится убытком, дела компании идут плохо. Но бывает такое, что у организации есть деньги, но на развитие и масштабирование их не хватает. В таких случаях для принятия управленческих решений прибыль нужно анализировать глубже. Есть три способа сделать это:
Горизонтальный анализ
В этом случае прибыль анализируют по времени — например, в сравнении с прибылью за аналогичный период в прошлом году, или изучают в помесячной динамике. При таком способе вы вовремя заметите падение прибыли и сможете принять меры, чтобы дойти хотя бы до уровня прошлого года.
Вертикальный анализ
Анализируем структуру выручки: сколько мы тратим на себестоимость товара, зарплату, кредиты и другие обязательные расходы — и сколько остаётся чистой прибыли.
Может быть такое, что в августе 2021 года чистая прибыль составила 200 000 рублей, это 10% от выручки. А в сентябре 2021 года чистая прибыль уже 400 000 рублей, но это 5% от выручки. Тогда разбираемся, почему так получилось: может быть, мы стали слишком много тратить на логистику или выросла продажа товаров с низкой валовой прибылью.
Конкурентный анализ
Для развития бизнеса важно сравнивать свои показатели с конкурентными. Как правило, обращают внимание на операционную прибыль. Самый «чистый» способ узнать показатели конкурентов — статистика Росстата по отраслям или консультации финансовых специалистов.
Источник
Методы формирования и планирования прибыли
Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства. Прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат. Однако прибыль бывает разных видов, а на ее величину и значение влияют самые разные факторы. Рассмотрим основные методы формирования и планирования прибыли.
Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде прибыль определяется как разница между обшей выручкой и общими издержками, т.е. разница между доходами и расходами. Таким образом, прибыль отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства.
- бухгалтерская прибыльпредприятия представляет собой выручку предприятия от реализации продукции за вычетом из нее затрат на производство реализованной продукции, добавляя или исключая при этом доходы либо расходы от внереализационных операций;
- чистая прибыль отражает оставшуюся часть доходов у предприятия. т.е. это бухгалтерская прибыль за минусом налогов на нее;
- экономическая прибыль — предполагает получение финансового результата, воспринимаемого как выручка предприятия за минусом себестоимости продукции.
При разработке плана по прибыли следует иметь в виду, что НДС и акцизы в этом плане не отражаются, так как они взыскиваются до образования прибыли. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат обычно на квартал, так как планирование на более длительный период значительно снижает точность плановых расчетов.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка):
- от реализации продукции;
- от реализации основных фондов;
- от реализации иного имущества (например, производственных запасов), а также включает доходы от внереализационных операций.
Таким образом, финансовый результат предприятия делится на реализационныйи внереализационный.
Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
При использовании предприятием метода определения выручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия или в кассу предприятия непосредственно, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований.
Предприятия, определяющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов, отражают валовую прибыль в размере стоимости этой продукции, указанной в расчетных документах. При этом учитывается результат от реализации на сторону продукции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже ее фактической себестоимости. то применяется (для целей налогообложения) фактическая иена реализации продукции.
Таким образом, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель можно рассчитать следующим образом:
где Пр — прибыль от продаж, руб.; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.; ВР — выручка от продажи продукции (услуг), руб.
Значение прибыли состоит в следующем:
- отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
- выполняет стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является основным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о финансовых результатах».
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
- на формирование резервных фондов;
- на выплату доходов учредителям (участникам);
- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
Важный фактор, влияющих на величину прибыли — изменение объема производства и реализации продукции (зависимость прямая).
Рассмотрим различные методы формирования и планирования прибыли.
Метод прямого счета. Данный метод предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства.
В данном методе основной показатель — прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:
П = Выручка — С/С — Налоги (НДС, акцизы),
где П — прибыль от реализации продукции, руб.; С/С — себестоимость, руб.
Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавочную стоимость либо имеют свой процент расчета. Поэтому метод позволяет точно и объективно определить прибыль предприятия.
- Достоинства: точность и объективность.
- Недостатки: трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.
Метод прямого счета предполагает определение прибыли по товарному выпуску и по объему реализуемой продукции предприятием. Так, прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп, — полная себестоимость планируемого периода.
Следует также различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в планируемом периоде продукции.
Более детально от объема реализуемой продукции в плановом периоде прибыль на реализуемую продукцию определяется по формуле
Прп = Пон + Птп — Пок,
где Пон — сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планового периода; Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок — прибыли от остатков нереализуемой продукции в конце планового периода.
Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода.
Нормативный метод предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.
- Достоинства: точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
- Недостатки: трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).
Метод экстраполяции представляет собой анализ динамики за несколько лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Данный метод эффективен для обоснования технико-экономического плана или проекта.
Аналитический метод предполагает использование многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В наиболее простом варианте метод сводится к установлению прибыли предыдущего периода (анализ), определение се доли в общем валовом доходе предприятия и на единицу реализованной продукции. В результате путем корректировки с учетом изменения объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.
Аналитический метод основан на построении многофакторных моделей и учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия. Метод может иметь графическую интерпретацию в виде графиков рентабельности, позволяющих определить точку безубыточности предприятия. Алгоритм определения прибыли при данном методе следующий:
- 1-й этап — анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период;
- 2-й этап — определяется плановое изменение объемов производства;
- 3-й этап — устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов;
- 4-й этап — определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства.
Метод совмещенного расчета предполагает синтез двух методов: прямого счета и аналитического расчета прибыли предприятия.
Источник