Особенности планирования прибыли на предприятии
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Получение прибыли – основная цель любого предпринимательства. Все бизнес-процессы, происходящие в организации, направлены на конечный итог – прибыльность, рентабельность, доходность. Это значит, что для них необходима определенная политика, выработанная организацией, которая включает в себя мероприятия по планированию, управлению и корректировке.
Рассмотрим, для решения каких задач необходимо планировать будущую прибыль, а также проанализируем методы, действующие в экономической практике для этого процесса.
Значение учета потенциальной прибыли
Прибыль – чистые доходы организации от различных видов ее деятельности, «освобожденные» от затрат на изготовление и продажу, а также трат на различные обязательные платежи в виде налогов и отчислений в социальные фонды. Если вычесть из полученного дохода все понесенные издержки, получим сумму, составляющую прибыль. Именно ее и необходимо планировать для решения основных бизнес-задач.
Планирование прибыли – это достаточно сложный процесс, не сводящийся к «чем больше, тем лучше». Оценка прогнозируемых доходов должна быть объективной. От нее напрямую зависит:
- вопрос своевременного и достаточного снабжения сырьем, материалами, инструментами и другими средствами производства;
- возможность регулировки оплаты труда наемного персонала;
- тенденции взаимоотношений с контрагентами;
Вопрос: Организация производит мебель и имеет в собственности здание, в котором расположены производство и фирменный магазин. Около здания планируется установить скульптурную композицию с элементами, стилизованными под мебель. Цель — формирование запоминающегося облика магазина и привлечение покупателей. Можно ли учесть затраты на изготовление композиции в целях налога на прибыль?
Посмотреть ответ
СПРАВКА! На макроэкономическом уровне планирование прибыли позволяет оказывать влияние на экономику страны в целом.
Виды плановой прибыли
Плановая прибыль – это экономически обоснованный показатель, уровень которого призван обеспечивать в достаточном количестве все потребности и обязательства предприятия, а также динамику в его развитии.
Поскольку сама прибыль может быть классифицирована по разным основаниям, планируют ее также раздельно. Наиболее общепринятым является разделение по видам деятельности организации. Отдельно учитывается прибыль:
- от сбыта товаров (производимых на фирме или перепродаваемых);
- от оказания услуг, производства работ и других «нетоварных» продаж;
- от продажи или сдачи в аренду основных фондов организации;
- от реализации нематериальных активов (авторских, имущественных прав и др.);
- по внереализационным операциям.
В зависимости от того, какие доходы и расходы идут в учет, можно рассматривать (а следовательно, и планировать) такие виды прибыли:
- бухгалтерскую – представляет собой сумму выручки за вычетом издержек на производство, к которой прибавлены в случае доходов или вычтены в случае убытка средства на внереализационные операции;
- экономическую – полученный доход минус себестоимость;
- чистую – средства, остающиеся в распоряжении предприятия после всех положенных выплат, в том числе и налоговых.
ВАЖНО! При планировании прибыли не берутся в расчет акцизные платежи и налог на добавленную стоимость, потому что их отчисляют еще до того, как формируется сумма прибыли.
Период планирования
Оптимальным считается оперативное (поквартальное) планирование прибыли. Более длинный установленный срок неминуемо отразится на точности прогнозов, а меньший не даст пространства для необходимых экономических маневров.
Часто применяется также текущее планирование (бюджетирование), предполагающее распределение средств на календарный год. Оно базируется на предшествующих показателях, а также на анализе и прогнозе финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Результатом бюджетирования будет план текущих расходов и доходов.
Начинать прогнозирование потенциальной прибыли рекомендуется после того, как определена примерная себестоимость продукции и установлены плановые нормы по реализации.
Методы, применяемые для планирования прибыли
Экономическая практика выработала ряд подходов к осуществлению планирования будущей прибыли.
- Метод прямого счета. Является самым простым и достаточно эффективным способом установления потенциальных доходов на будущий период. Его целесообразно применять, если ассортимент производимой продукции относительно невелик, а цены на него и уровень сбыта достаточно стабильны. В таком случае можно относительно легко подсчитать разницу между затратами на себестоимость и потенциальной выручкой. Для этого применяется следующая формула:
- ПП – прогнозируемая прибыль организации;
- Пр – прибыль от реализационной деятельности;
- Под – прибыль о операционной деятельности;
- Пвр – прибыль от внереализационных операций (или убыток, тогда величина будет отрицательной);
- Н – налоги (акцизы и НДС).
Метод прямого счета достаточно точен и объективен, но может быть трудоемким в использовании при разнообразии продукции. С помощью этого способа можно планировать прибыль в зависимости от количества выпускаемой продукции и по объему продаж.
Денежное выражение товарного выпуска предусматривает учет себестоимости и сметы затрат на реализацию:
- ПVвып. – прибыль от объема выпущенных за определенный период товаров;
- ∑ц.р. – сумма, которую планируется выручить по ценам реализации;
- СС – полная себестоимость этого объема продукции.
Чтобы запланировать прибыль от реализованных товаров, нужно учесть актуальный уровень цен и себестоимость, а также стоимость продукции, оставшейся нераспроданной:
- ПVр – планируемая прибыль от объема реализации;
- ∑ц.в. – сумма планируемой выручки;
- СС – себестоимость;
- ∑о. – сумма, составляющая стоимость нереализованных остатков.
- норма прибыли на активы организации;
- норма прибыли на единицу проданного товара;
- норма прибыли на единицу собственного капитала и др.
Этот метод является достаточно точным и дает большие возможности в составлении прогнозов, но он актуален только тогда, когда производство стабильно и можно говорить о более-менее постоянном уровне цен.
- базовая рентабельность – этот параметр вычисляется сравнением прогнозируемой прибыли с полной себестоимостью за аналогичный период;
- исходя из предыдущего показателя, определяется объем продукции для производства в учетном периоде, а отсюда планируется прибыль на данный объем;
- многофакторный анализ: учет рыночной ситуации, ценовых колебаний, падения или роста спроса, изменения в технологии, качестве, сортах производимой продукции и др.
Источник
Методы формирования и планирования прибыли
Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства. Прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат. Однако прибыль бывает разных видов, а на ее величину и значение влияют самые разные факторы. Рассмотрим основные методы формирования и планирования прибыли.
Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде прибыль определяется как разница между обшей выручкой и общими издержками, т.е. разница между доходами и расходами. Таким образом, прибыль отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства.
- бухгалтерская прибыль предприятия представляет собой выручку предприятия от реализации продукции за вычетом из нее затрат на производство реализованной продукции, добавляя или исключая при этом доходы либо расходы от внереализационных операций;
- чистая прибыль отражает оставшуюся часть доходов у предприятия. т.е. это бухгалтерская прибыль за минусом налогов на нее;
- экономическая прибыль — предполагает получение финансового результата, воспринимаемого как выручка предприятия за минусом себестоимости продукции.
При разработке плана по прибыли следует иметь в виду, что НДС и акцизы в этом плане не отражаются, так как они взыскиваются до образования прибыли. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат обычно на квартал, так как планирование на более длительный период значительно снижает точность плановых расчетов.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка):
- от реализации продукции;
- от реализации основных фондов;
- от реализации иного имущества (например, производственных запасов), а также включает доходы от внереализационных операций.
Таким образом, финансовый результат предприятия делится на реализационный и внереализационный .
Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
При использовании предприятием метода определения выручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия или в кассу предприятия непосредственно, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований.
Предприятия, определяющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов, отражают валовую прибыль в размере стоимости этой продукции, указанной в расчетных документах. При этом учитывается результат от реализации на сторону продукции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже ее фактической себестоимости. то применяется (для целей налогообложения) фактическая иена реализации продукции.
Таким образом, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель можно рассчитать следующим образом:
где Пр — прибыль от продаж, руб.; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.; ВР — выручка от продажи продукции (услуг), руб.
Значение прибыли состоит в следующем:
- отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
- выполняет стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является основным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о финансовых результатах».
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
- на формирование резервных фондов;
- на выплату доходов учредителям (участникам);
- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
Важный фактор, влияющих на величину прибыли — изменение объема производства и реализации продукции (зависимость прямая).
Рассмотрим различные методы формирования и планирования прибыли.
Метод прямого счета. Данный метод предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства.
В данном методе основной показатель — прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:
П = Выручка — С/С — Налоги (НДС, акцизы),
где П — прибыль от реализации продукции, руб.; С/С — себестоимость, руб.
Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавочную стоимость либо имеют свой процент расчета. Поэтому метод позволяет точно и объективно определить прибыль предприятия.
- Достоинства: точность и объективность.
- Недостатки: трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.
Метод прямого счета предполагает определение прибыли по товарному выпуску и по объему реализуемой продукции предприятием. Так, прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп, — полная себестоимость планируемого периода.
Следует также различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в планируемом периоде продукции.
Более детально от объема реализуемой продукции в плановом периоде прибыль на реализуемую продукцию определяется по формуле
Прп = Пон + Птп — Пок,
где Пон — сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планового периода; Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок — прибыли от остатков нереализуемой продукции в конце планового периода.
Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли . При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода.
Нормативный метод предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.
- Достоинства: точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
- Недостатки: трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).
Метод экстраполяции представляет собой анализ динамики за несколько лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Данный метод эффективен для обоснования технико-экономического плана или проекта.
Аналитический метод предполагает использование многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В наиболее простом варианте метод сводится к установлению прибыли предыдущего периода (анализ), определение се доли в общем валовом доходе предприятия и на единицу реализованной продукции. В результате путем корректировки с учетом изменения объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.
Аналитический метод основан на построении многофакторных моделей и учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия. Метод может иметь графическую интерпретацию в виде графиков рентабельности, позволяющих определить точку безубыточности предприятия. Алгоритм определения прибыли при данном методе следующий:
- 1-й этап — анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период;
- 2-й этап — определяется плановое изменение объемов производства;
- 3-й этап — устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов;
- 4-й этап — определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства.
Метод совмещенного расчета предполагает синтез двух методов: прямого счета и аналитического расчета прибыли предприятия.
где Pr (прибыль) и TCf (общие постоянные затраты) выражены в денежных единицах.
Известно, что прибыль есть доход от реализации за точкой безубыточности и что общие постоянные затраты равны доходу в точке безубыточности. Следовательно, предел безопасности можно выразить как соотношение
где Р — цена реализации; QS — общее количество реализованных изделий; QB — точка безубыточности.
Рассмотрим концепцию предела безопасности на примере. Фирма производит металлообрабатывающие станки с числовым программным управлением, всего 10 видов станков. Фирма продает эти станки различным предприятиям. Главные специалисты фирмы: конструкторы, экономисты и менеджеры по продажам, предложили руководству фирмы следующие варианты по каждому из 10 видов станков. При этом их мнения разделились: 25 % сотрудников предлагают не производить никаких изменений; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, снизить цену и провести рекламную кампанию; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, снизить цену, но не проводить рекламную кампанию; 25 % сотрудников предлагают изменить конструкцию и программное обеспечение всех видов станков, провести рекламную кампанию, но не снижать цену.
Руководитель фирмы поручил вам изучить все предложения и оценить пределы безопасности различных видов производств и изделий, после чего рекомендовать ему наиболее эффективный и безопасный вариант. Путем исследования всех 10 видов продукции и производств фирмы вы предлагаете руководству исследовать проблему безопасности только по первому типу станков.
Первый тип станков продается по цене 35000 ден. ед. за штуку. В настоящее время предприятие выпускает Qs= 48 станков в год этого типа, что соответствует Power = 60 % его мощности. Общие постоянные затраты равны 600000 ден. ед. Средние (удельные) переменные затраты составляют 20000 ден. ед.
Фирма планирует ввести изменения в конструкцию и программное обеспечение первого типа станков, что приведет к увеличению средних переменных затрат на AVC = 1000 ден. ед. за штуку. Одновременно будет начата рекламная кампания, которая обойдется фирме в Ррекл = 120000 ден. ед.
Цель рекламной кампании — довести до сведения потребителей, что новая улучшенная модель будет стоить на 2000 ден. ед. меньше, чем прежняя. При этом точность и качество обработки будут более высокими.
Менеджер по маркетингу полагает, что данные меры вызовут увеличение объема продаж до Power = 90% от мощности предприятия по данному типу станков.
Вам необходимо рекомендовать директору фирмы один из четырех перечисленных вариантов действий, а возражающим сотрудникам фирмы доказать свою правоту:
- не производить никаких изменений;
- выполнить все запланированные действия, т.е. изменить конструкцию, снизить цену и провести рекламную кампанию;
- изменить конструкцию и снизить цену, но не проводить рекламную кампанию;
- изменить конструкцию и провести рекламную кампанию, но не снижать цену.
Какой вариант следует выбрать, если предположить, что прогноз менеджера по маркетингу об увеличении объема продаж до 90 % от мощности предприятия верен?
Вначале рассчитаем максимальную мощность предприятия по этому типу станка. Она составит:
Qmax = (Q / Power) * 100 % = (48 / 60%) * 100 % = 80 шт. в год.
Для оценки всех четырех вариантов по данному типу станка вычислим объемы производства и продаж, соответствующие точке безубыточности, прибыль и предел безопасности.
При первом варианте:
QB = TCf / (P — AVC) = 600000 / (35000 — 20000) = 40 ед.;
Pr = QS * (P — AVC) — TCf = 48 * 15000 — 600000 = 120000;
MS = (Pr /TCf) * 100= (120000/ 600000) * 100 = 0,2 * 100% = 20%.
При втором варианте:
QB = (TCf + TCf рекл) / (Р — AVC) = (600000 + 120000) /[33000 — (20000 + 1000)] = 60 ед.;
QS = 0,9 * 80 = 72 ед.;
Pr = 0,9 * 80 * 12000 — 720000 = 144 000;
MS = (Pr / TCf) * 100 = (144000 / 720000) * 100 = 0,2 * 100 % = 20%.
При третьем варианте:
для Pr = 144000, как и во втором варианте;
QB = 600000 /(33000 — (20000 + 1000)) = 50 ед.;
QS = (Pr + TCf)/ (Р — AVC) = (144000 + 600000)/ 12000 = 62 ед.;
MS = (Pr /TCf) * 100 = (144000/ 600000) * 100 = 0,24 * 100% = 24%.
При четвертом варианте:
для Pr = 144000, как и во втором варианте;
QB = 720000 /14000 = 52 ед.;
QS = (Pr + TCf)/ (P — AVC) = (144000 + 720000)/ 14000 = 62 ед.;
MS = (Pr / TCf) * 100 = (144000 / 720000) * 100 = 0,20 * 100 = 20%.
Объединим результаты всех этих расчетов для наглядности в таблицу.
Таблица 1. Результаты расчетов по разным вариантам.
Вариант | Объем продаж, шт. | Точка безубыточности | Прибыль, ден. ед. | Предел безопасности |
1 | 48 | 40 | 120000 | 0,2 |
2 | 72 | 60 | 144000 | 0,2 |
3 | 62 | 50 | 144000 | 0,24 |
4 | 62 | 52 | 144000 | 0,20 |
Из таблицы следует, что третий вариант является оптимальным . Он дает ту же прибыль, что и второй вариант, но при меньшем объеме продаж, при меньшем значении точки безубыточности и большем пределе безопасности. Четвертый вариант дает ту же прибыль и объем продаж, но значение точки безубыточности выше, а предел безопасности ниже.
Источник