Прибегать каким способом образовано

Каким способом образованы слова: предместье, перечитывать, прибегать?

Давайте разбираться, каким же именно способом образованы слова

Слово предместье образовано бессуффиксальным/бессуффиксным способом, так как основой этого слова является предместь, а окончаниеме.

Слово перечитывать образовано приставочно-суффиксальмым (или префиксально-суффиксальным) способом, так как приставкой в этом слове служит пере, корнем — чит, суффиксом — ыва, а окончанием — ть. Основой слова является — перечитыва.

Слово прибегать образовано приставочным (или префиксальным) способом образования слов, потому как в этом слове приставкапри, корень — бег, а окончаниеать. Основа слова — прибег.

Идти, идет, войти, взойти, войдет — все это однокоренные слова. Корень у них один, но звучит он по-разному, т.е. существуют варианты данного корня.

ИДТИ. Глагол в неопределенной форме, окончание (по другим источникам суффикс)-ти, корень и основа ид-.

ИДЕТ. Глагол, изменим его: идут, иду — окончание -ет, корень и основа ид-.

ВОЙТИ. Глагол в неопределенной форме, окончание (по другим источникам суффикс)-ти, корень -й-, приставка во-, основа вой-.

ВЗОЙТИ. Глагол в неопределенной форме, окончание -ти, корень -й-, приставка взо-, основа взой-.

ВОЙДЕТ. Глагол, окончание -ет, корень -йд-, приставка во-, основа войд-.

Изготовление копий бумажных документов посредством всем знакомой техники более правильно было бы называть фотокопией. У нас очень распространены термины «ксерокс», «ксерокопия». Это от того, что основная масса копировальной техники была именно от фирмы «Ксерокс», потому и возникла такая устойчивая аналогия.

Эти понятия настолько слились, что даже в толковом словаре слова «ксерокопировать» и «ксерить» (как разговорный вариант) уже закреплены нормативно.

Так что, смиримся с тем, что «копировать» равно «ксерокопировать».

Думаю, название такое дали не по действию глагола, а по названию предмета, для которого предназначена эта штуковина.

А предназначен сей девайс для обуви. Поэтому и «обувница». Хотя и для ног тоже, но главное действующее «лицо» — обувь.

И, если бегло услышать «разувница», не до всякого дойдет, что это такое. Как тогда заинтересовать покупателя в покупке? А «обувница» тоже не очень ясное слово, но тут хотя бы совершенно точно понятно. что это что-то, связанное с обувью, а не неясно что. И человек уже может подумать, ему надо посмотреть товар или нет. Если обувь бережешь, то конечно подойдешь взглянуть, что это.

Этимология и словообразование — понятия разные, поэтому о происхождении данных слов не говорю.

Читайте также:  Клотримазол акрихин таблетки при молочнице способ применения

Кратко о том, как они образованы (по сути — какое место занимают в словарных гнёздах) и какие словообразовательные морфемы имеют в своём составе.

Каждое из этих слов имеет своё словарное гнездо (т.е. это не омонимы), причём возглавляет, т.е. является исходным.

Это значит, что все пять слов немотивированные, т.е. невозможно объяснить их образование (не путать с поисхождением): от них могут образовываться другие слова, а почему сами они имеют такой состав — неясно.

  • вин/о’- вин/н/ый,
  • молок/о’- молоч/ник/-/
  • не’б/о — неб/ес/н/ый
  • трав/а’ — трав/к/а
  • челове’к/ — человеч/н/ый

Следовательно, с точки зрения образования данные слова отличий не имеют.

Отличие в составе морфем только видимое, т.к. любое из них состоит из основы и окончания, в слове «человек» оно нулевое, но есть.

Другое дело, что их словоизменяемость отличается, например:

  • сущ-е «молоко» не имеет формы множественного числа,
  • сущ-е «небо» образует форму мн. ч. при помощи суффикса «-ес-«,
  • от сущ-го «человек» образуется суплетивная форма (другой корень) мн-го числа — люди.

Действительно, слово ступень имеет несколько значений:

  • один из выступов, составляющих лестницу, а также поперечная доска или плита, на которую наступают при подъеме или спуске;
  • уровень в развитии человека или какого-то процесса;
  • любой из тонов звукоряда (в музыке).

Само слово ступенчатый применяется при описании физических свойств объекта — он имеет неровную форму с четко определенными выступами, которые либо являются ступенями, либо визуально на них похожи.

Исходя из представленных значений можно найти ответ на вопрос от какого значения слова ступень образовано слово ступенчатый — оно первое в представленном списке. Реже данное слово применяться в связи со вторым значением слова ступень.

Источник

«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»

слов в русском языке

(продукт проектной деятельности учащихся

11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна

При выборе производящего слова

(при имеющемся производном)

При определении способа словообразования

Неправильное восстановление словообразовательной цепочки

Что нужно знать?

В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:

В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:

Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

писать→ за писать→запис ыва ть

Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорош о

Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:

Читайте также:  Все способы заворачивания мантов

дедушка→ пра дедушка

Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.

В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:

существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:

существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:

Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).

Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.

Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),

из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),

из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).

Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:

сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.

Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:

-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например: близорук ость/

лес н ой, здоров енн ый.

Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:

-выбери слова с приставкой и суффиксом;

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

Читайте также:  Способы движения различных организмов

-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Схема словообразовательного разбора:

определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

определить способ образования исследуемого слова.

Пример словообразовательного разбора :

имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»

слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1506039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы