Урок математики в 1-м классе по теме «Прибавление числа 3»
Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.
Обучающие:
1. Сформировать умения прибавлять число 3 с переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
2. Развивать интерес к предмету.
Воспитывающие:
1.Формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.
1. Организационный момент.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
– Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.
Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.
2. Устный счет. Задание первого лучика. (Работа в парах.)
– Без математической разминки нам не обойтись.
– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.)
– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)
– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа.)
– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа.)
Форма работы “Ручеек”.
Задание: у каждого ребенка карточка с примерами, фишки, которые они будут давать друг другу за правильные ответы – зеленые фишки, если ответы неправильные – красные фишки.
– Не забывайте о наших правилах.
Д. Выслушиваем партнера до конца, фразы, не торопим друг друга.
– У кого все зеленые фишки? (Поднимите руки.) Молодцы.
Знают взрослые и дети-
Без умения считать
Плохо жить на свете.
3. Подготовительный этап. Задание второго лучика. (Решите задачи в стихах.)
– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.
1). В класс вошла Марина
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)
2). На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Д. Петухов стало 3?
У. Как получили 3? (1+2=3)
3). Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?
У. Как получили 3 ? (2+1=3)
– Посмотрите внимательно на ответы этих задач?
– Что можно сказать про ответы этих задач (3)
– На какое действия эти задачи.? (+)
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)
4. Работа над новым материалом. Задание третьего лучика.
– А еще число 3 дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается. (“Три поросенка”, “Три медведя”, “Три богатыря”.)
– Как можно к числам прибавлять число 3?
3 – это 1 и 1 и 1
3 – это 1 и 2
3 – это 2 и 1
– Ребята, число3, как и число 2, можно прибавлять по частям.
– Рассмотрим на примерах.
– Ребята, можно, конечно 3 прибавлять по частям: 1, 1, 1.
Однако быстрее прибавлять поможет таблица сложения. Ведь 3 – это 2 + 1, или 1 + 2. Поэтому к данному числу можно прибавить сначала 2, а к результату еще 1, или сначала 1, а потом 2.
2). 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!
– Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.
– Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)
5. Мультимедийная презентация. Задание четвертого лучика.
1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере?
5. Работа по учебнику. Задание пятого лучика.
С. 40, з. 2, 3 – устно.
– Какими способами можно прибавить 3 к числу ? (С помощью линейки, фишек, по частям.)
6. Работа в тетрадях. Задание шестого лучика.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два– двенадцать.
– Сложим числа 7 и 3. Три это 2и1.
– Значит, 7 + 3 равно 10 ..
8. Решение задач. Задание седьмого лучика.
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– Какой вопрос придумали к задаче?
Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?
– О ком говорится в задаче?
– Сколько пуговиц пришила бабушка?
– Сколько пуговиц пришила внучка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь.
Ответ: 10 пуговиц.
– О ком говорится в задаче?
– Сколько тарелок вымыла мама?
– Сколько тарелок вымыла дочка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение в тетрадь.
Ответ: 11 тарелок.
Самостоятельная работа. Задание восьмого лучика.
– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?
– Как можно прибавить число3?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку на лице. А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.
Д. Мы старались очень слушать и решать,
Источник
Прибавить и вычесть число 3.
Содержимое публикации
Тема урока: Прибавить и вычесть число 3. Решение задач.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Цели урока: Продолжить работу по закреплению умения прибавлять и вычитать число 3 разными способами, опираясь на состав числа 3. Совершенствовать умение решать текстовые задачи на сложение и вычитание.
— Находить значение числовых выражений, применяя приемы вычислений: при сложении – прибавление по частям; при вычитании – вычитание числа по частям;
-Уметь анализировать текстовые задачи и решать их;
-Знать структуру текстовой задачи и правило оформления задачи в тетради;
-Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
-Работать над осознанием ответственности за общее дело.
-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-Формировать представление о значении математики в жизни человека.
-Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.
-Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-Способствовать выполнению пробного действия.
-Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
-Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.
-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с информацией и обмениваться ею.
-Формировать умение использовать полученную информацию.
— Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
— Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, формировать умение слышать друг друга и понимать.
-Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
-Помочь ребёнку в аргументации своего мнения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
-Учебник, тетрадь, сигнальные карточки, карточки с заданиями;
-Мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер
I . Организация начала урока
Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
-Прозвенел уже звонок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
-Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
На уроке не ленитесь!
-Сегодня к нам пришел ещё один необычный гость. А кто он догадайтесь сами:
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик) Слайд № 2
— Снеговик очень просит нас помочь собрать новогоднюю гирлянду из шаров. Но для этого надо правильно выполнять задания. После каждого выполненного задания мы с вами будем вешать шар, на нитку создавая гирлянду. (На доске нарисована пустая нить)
II .Актуализация знаний. Научить применять приобретённые знания, организовать автоматизацию умственных действий.
А, теперь вперёд – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
1. Логическая разминка (практическая работа в парах)
— У каждой пары на столе листочек. Назовите фигуры в верхнем ряду. (Треугольники и пятиугольники)
-Как можно ещё назвать эти фигуры? (Многоугольники, замкнутые ломаные линии)
— Определите, какая фигура пропущена. Договоритесь, кто начертит фигуру, а кто раскрасит.
-Чья пара будет готова, подайте сигнал жёлтым фонариком.
Проверка. Слайд 3
— Как называется фигура во втором ряду? (Шестиугольник, многоугольник, замкнутая ломаная линия)
-Сверху нарисуйте красный треугольник.
-Справа от треугольника синий круг.
-Слева от треугольника синий квадрат.
Проверка. Слайд 4
— Теперь определите, какая фигура лишняя. Зачеркните её. Объясните почему? ( По цвету – треугольник; по наличию углов – круг)
— Мы отлично справились с заданиями, украсим нашу гирлянду шариком. (Вешает шар)
2. Отработка вычислительных навыков
-Посмотрите, какой снежок пошёл у нас с приходом снеговика. Слайд 5 — снежинки
(На доске снежинки с числами:1,4,5,7,8,10.)
— Назовите числа в порядке возрастания; в порядке убывания. (1, 4,5,7,8,10;
— На какие группы можно разделить числа на снежинках? ( Чётные и нечётные – называют; однозначные и двузначные)
-С обратной стороны снежинок есть примеры. Давайте их решим. (Учитель переворачивает снежинку)
( Читают по-разному выражения, объясняют как вычитали или прибавляли 3)
— Украсим нашу гирлянду ещё одним шариком.
3. Задачи в стихах.
— А вот какие весёлые задачи приготовил нам Снеговик.
Внуку Саше добрый дед
Дал вчера 5 штук конфет.
Три уж съел конфеты внук,
Сколько же осталось штук? (2)
— Как получили 2? (5-3=2)
Пять гостей уже пришли.
Трое всё еще в пути.
Сколько всех их станет тут,
Когда гости все придут? (8)
— Как получили 8? (5+3=8)
-Как прибавляли 3?
— Украсим нашу гирлянду шариком.
III .Постановка учебной задачи (целеполагание)
Определить тему урока, цель на основе анализа своих знаний.
-Что вы заметили общего в примерах и задачах? (Прибавляли и вычитали число 3)
— Кто же догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
— А умеем мы это делать? (Да)
-Как умеем? (разными способами; по частям)
-Для чего тогда надо закрепить это умение? Для чего мы должны это уметь? (При решении задач, примеров)
— Какую цель поставили перед собой? (повторить прибавление и вычитание числа 3 разными способами, решать задачи)
— Откроем наши учебники на с.106 и прочитаем тему занятия. Правильно мы определили цель?
Математика научит (шагают на месте)
Число 3 нас прибавлять
2 прыжка, 1 хлопок,
2 хлопка, 1 прыжок.
А кто понял и запомнил (руки на поясе с поворотами)
Улыбнись-ка нам, дружок!
Подмигни одним глазком,
Щелкни дважды язычком,
Три разочка наклонись
И тихонечко садись.
Проверить уровень приобретённых знаний.
1. Отработка способов прибавления и вычитания числа 3.
-Сколько желтых флажков повесил Снеговик? (7)
— Сколько хочет добавить ещё? (3)
-Как это можно сделать? (7+2+1; 7+1+2; 7+1+1+1 –записывают в тетрадь)
— Сколько всего прибавляли? (3) Вывод: 7+3 =… (записывают в тетрадь)
-Сколько способов прибавления числа 3? (Три)
— А какой способ удобнее? (где меньше вычислений)
-Сколько ёлочных игрушек у Снеговика? (6)
-Как он может повесить эти 3 шарика? (6-2-1; 6-1-2; 6-1-1-1- записывают в тетрадь)
— Сколько всего вычитали? Вывод: 6-3=… (записывают в тетрадь)
-Сколько способов вычитания числа 3? (Три)
— А какой способ удобнее? (где меньше вычислений).
-Выполни мы поставленную задачу? Повторили как можно прибавлять и вычитать число 3? Украсим нашу гирлянду шариком.
2. Решение задачи (стр.107)
— Проверим ваше умение при решении задач.
-Вспомним. Из каких частей состоит задача.Слайд 9. (опорная схема: условие, вопрос, решение, ответ)
— Прочитаем задачу. О ком задача? Что мы знаем из условия задачи?
-Изобразим фонарики Вари красными кружочками в тетради (1 строка), а фонарики Юры синими (2 строка).
-Какой вопрос в задаче? (Сколько всего фонариков?)
-Какое решение запишем? (5+3=8 (ф.))
-Какой следующий шаг? (Записать ответ)
-Вспомните вопрос. Сформулируйте ответ. (Ответ:8 фонариков осталось.)
— Украсим нашу гирлянду ещё одним шариком.
3. Электронная физминутка для глаз «Лепим снеговика»
4. Решение задачи. Работа в паре.
Договоритесь, кто читает задачу, кто называет решение, а кто ответ.
Проверка.( Слайд 10)
Дети показывают фонарики (правильное решение –зелёный, ошибочное – красный)
(Задание «Игра в слова» с.107 для тех учеников, которые первые справились с заданием)
— Украсим нашу гирлянду шариком.
5. Самостоятельная работа по вариантам (увеличить, уменьшить число на 3).
— А теперь выясним, как каждый из вас может прибавлять и вычитать число 3.
Дети показывают фонарики (правильное решение –зелёный, ошибочное – красный)
(Задание «Числовые домики» для тех учеников, которые первые справились с заданием)
— Украсим нашу гирлянду шариком.
6. Резервное задание –работа в печатной тетради (с.41 – задачи; заполни пропуски в примерах) – самостоятельная работа по вариантам
— Посмотрите, какая новогодняя гирлянда у нас получилась. Пора прощаться со Снеговиком. А какой сюрприз он нам оставил? Давайте перевернём шары. Соберите из букв слово. (МОЛОДЦЫ)
— Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
-Удалось нам выполнить её? Повторим ещё раз, как можно прибавлять и вычитать число 3.Слайды 14,15,16
— Кто может сказать о себе, что всё понял и может помочь однокласснику — поднимите зелёный фонарик.
— Кто ещё не всё понял и нужна помощь – жёлтый.
-А кому ещё надо поработать над темой — поднимите красный. Слайд 17
Источник