Классификация грузов
Под грузом в общем виде понимают товар, подлежащий перевозке. На автомобильном транспорте перевозятся сырье, комплектующие, топливо, продукты питания, бытовую технику, металлоизделия, лес и т.д. Организация перевозки грузом включает в себя ряд операций: комплекс подготовительных операций, организацию погрузо-разгрузочных работ, перевозку и хранение грузов.
Классификация грузов производится по следующим признакам:
1) по способу погрузки-выгрузки. Различают следующие виды грузов:
в) наливные грузы.
К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.); грузы в кипах и тюках; изделия в незатаренном виде или без упаковки. Основными характеристиками штучных грузов являются:
Чистый вес груза называется нетто, вес с тарой — брутто. Навалочные грузы представляют собой грузы, погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом. Наливные грузы — это бестарные жидкие продукты, для перевозки которых применяются автомобили со специальными кузовами типа цистерн или другими устройствами, укрепленными в кузове;
2) по способам перевозки. Различают следующие виды грузов:
б) навалочные (сыпучие);
в) навалочные прочие;
д) специальные (специфические).
К универсальным и навалочным прочим относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий. Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение автомобилей-самосвалов. К специальным грузам относят грузы, которые требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке;
3) по весу. Различают следующие виды грузов:
а) легковесные (массой до 80 кг);
б) обычные (весом до 250 кг для штучных грузов, весом до 500 кг — для грузов, загружаемых накатом);
в) тяжеловесные (грузы весом более 500 кг);
г) по размеру. Различают следующие виды грузов: габаритные (перевозка данных грузов осуществляется в
автомобилях со стандартным кузовом); негабаритные (грузы, превышающие размером допускаемые дорожные габариты);
5) по степени опасности:
а) класс «Взрывчатые вещества»;
б) класс «Газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением)»;
в) класс «Легковоспламеняющиеся жидкости»;
г) класс «Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой»;
д) класс «Окисляющие вещества и органические перок-сиды»;
е) класс «Ядовитые и инфекционные вещества»;
ж) класс «Радиоактивные вещества»;
з) класс «Коррозионные вещества»; и) класс «Прочие опасные вещества»;
6) по условиям хранения:
а) подверженные воздействию атмосферных условий;
б) не подверженные воздействию атмосферных условий;
в) требующие специальных условий хранения.
Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
У перевозчика товар становится “грузом” — так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Для оптимизации организации грузовых операций получатель должен знать транспортные характеристики грузов (это специальный термин): совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения — вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др.
Физико-химические свойства грузов — хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость; способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т. д.
Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т. п.
На железных дорогах грузы классифицируют как:
— тарно-штучные (принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю по количеству мест или штук, указанному в перевозочном документе, или массе, обозначенной на самом грузе);
— навалочные (перевозимые без счета мест вагонными отправками);
— насыпные (загружаются в крытые универсальные или специализированные вагоны без упаковки);
— наливные (перевозимые в вагонах-цистернах, бункерных полувагонах, специальных контейнерах).
На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы:
I класс — коэффициент использования грузоподъемности = 1,0;
II класс — коэффициент = 0,71—0,99;
III класс — коэффициент = 0,51—0,70;
IV класс — коэффициент = 0,41-0,50.
Класс груза зависит от его объемной массы (т/м 3 ) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.).
Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами.
На морском транспорте грузы подразделяются на генеральные, навалочные и наливные. Генеральные грузы (генгрузы) — это упакованная и неупакованная, перевозимая поштучно и укрупненными грузовыми местами продукция (металлопродукция, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы и т. д.).
Опасными считаются грузы, которые при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения транспортных средств, складов, зданий, а также гибели, травмирования или заболевания людей и животных.
Опасные грузы подразделяются на следующие классы:
Класс 1 — Взрывчатые вещества
Класс 2 — Газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением
Класс 3 — Воспламеняющиеся жидкости
Класс 4.1 — Воспламеняющиеся твердые вещества
Класс 4.2 — Вещества, способные самовозгораться
Класс 4.3 — Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
Класс 5.1 — Окисляющие вещества
Класс 5.2 — Органические перекиси
Класс 6.1 — Ядовитые (токсичные) вещества
Класс 6.2 — Инфекционные вещества
Класс 7 — Радиоактивные вещества
Класс 8 — Едкие и коррозионные вещества
Класс 9 — Прочие опасные вещества, т. е. любое другое вещество, которое, как показывает или может показать практика, имеет опасный характер.
В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (“Легко воспламеняется”, “Загорается от воды”, “Дает воспламеняющиеся смеси” и т. д.).
На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.
Перечень нормативных актов, регламентирующих грузообработку
Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5)
ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.010-82 ССБТ. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ 12.3.020—80 ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия Технические условия погрузки и крепления грузов (МПС СССР, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1989 г.)
Источник
Классификация грузов и их характеристики
Объекты, транспортируемые от отправителя к получателю с использованием какого-либо вида транспорта, называются грузами. Для того, чтобы перевозимая кладь была доставлена до адресата в целости и сохранности, грузы принято классифицировать и, в зависимости от присвоенной категории, соблюдать определенные условия перевозки.
Общая классификация и характеристика
Классификация перемещаемых грузов выполняется по определенным признакам и характеристикам. Конкретный груз может быть классифицирован сразу по нескольким признакам. Например, транспортируемая железнодорожная цистерна бензина может быть определена как наливной железнодорожный груз третьего класса опасности.
В общей системе классификации грузы принято дифференцировать по нескольким признакам. Далее перечислены основные из них.
Физическое состояние:
- жидкие (растительное масло, нефть и т. д.);
- твердые (в том числе – порошкообразные) (товары легкой промышленности, уголь, цемент и т. д.);
- газообразные (газ, аммиак и т. д.).
Биохимический состав:
Потребительское назначение:
Отраслевой признак:
- промышленные;
- строительные;
- сельскохозяйственные;
- торговые;
- иные.
Температурные условия перевозки:
- универсальные – не нуждаются в соблюдении температурного режима (например, канцтовары);
- скоропортящиеся – изменяют свои органолептические качества (портятся) при понижении или повышении температуры. Например, замороженную рыбу нельзя перевозить при плюсовой температуре, а свежие фрукты – при минусовой. К данной категории относятся некоторые продукты питания, фармацевтические препараты.
Условия хранения:
- не подверженные атмосферным воздействиям;
- подверженные;
- требующие специальных условий.
Тара для транспортировки:
- киповые (сформированные в кипу);
- мешковые;
- катно-бочковые (в бочках, рулонах, барабанах);
- ящиковые;
- пакетные;
- контейнерные.
Способы погрузки-разгрузки:
- насыпные (навалочные) – выдерживают падение с высоты, поэтому грузятся и выгружаются методом насыпания (песок, щебень и т. д.). Учитывают по массе или объему;
- наливные – перевозятся в герметичной таре (цистернах, танках) во избежание утечки (бензин, спирт и т. д.);
- штучные – компонуются по грузоместам. Имеют конкретные габариты, объем и вес. Вес с тарой называется брутто, без нее – нетто.
Габариты:
- габаритные – геометрические параметры перевозимой поклажи соответствуют установленным нормативам;
- негабаритные – объекты перевозки, размеры которых превышают допустимые для каждого из видов транспорта (даже по одному из параметров: объему, длине, ширине, высоте).
Тип отправки:
- сборные – транспортная классификация грузов по этому признаку предполагает формирование клади от нескольких отправителей с адресацией в конкретную страну или населенный пункт;
- генеральный – весь груз от одного отправителя из точки отправления в точку получения без вскрытия и распаковки.
Вес:
- легковесные – до 80 кг;
- стандартные – до 250 кг для штучных объектов и до 500 кг для насыпных субстанций;
- тяжеловесные – более 500 кг.
Грузы в зависимости от объемной массы (тонн на кубический метр) и коэффициента грузоподъемности транспорта дифференцируются по следующим классам:
- 1 – коэффициент = 1;
- 2 – от 0,71 до 0,99;
- 3 – от 0,51 до 0,7;
- 4 – от 0,41 до 0,5.
Опасные грузы
Эту категорию следует рассмотреть немного подробней. Опасными принято считать объекты, которые потенциально могут нанести ущерб здоровью или жизни людей, окружающей среде, объектам инфраструктуры. Классификация перевозимых опасных грузов предусматривает маркировку аббревиатурой ADR и определение класса опасности:
- 1 – взрывчатые;
- 2 – газообразные под давлением;
- 3 – воспламеняющиеся жидкости;
- 4.1 – воспламеняющиеся твердые материалы;
- 4.2 – самовозгорающиеся;
- 4.3 – выделяющие воспламеняющийся газ при контакте с водой;
- 5.1 – окисляющие;
- 5.2 – органические перекиси;
- 6.1 – ядовитые;
- 6.2 – инфицирующие;
- 7 – радиоактивные;
- 8 – едкие;
- 9 – прочие опасные.
Более детально классификация опасных грузов рассмотрена в другой статье нашего сайта.
Законодательное регламентирование работы с грузоотправлениями
Для упорядочения грузоперевозок, связанного с ними документооборота и ценообразования услуг перевозчиков, все, что касается этой сферы деятельности, регламентируется на законодательном уровне.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (гл. 2);
- «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) (гл. 2.1);
- ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности»;
- ГОСТ 12.3.020-80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях»;
- ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»;
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
- ГОСТ 19822-88 «Тара производственная»;
- «Технические условия погрузки и крепления грузов» (утв. МПС России 27.05. 2003 за № ЦМ-943).
Маркировка грузов
Каждый объект грузоперевозки перед транспортировкой обязательно маркируют. Это делается для того, чтобы без вскрытия упаковки и чтения сопроводительных документов перевозчику было ясно, куда и каким образом этот груз можно везти. Маркировку наносят несмываемой краской на тару.
Груз упаковывают в следующие видах тары (в зависимости от типа клади и условий транспортировки):
- потребительскую – в которой будет доставлен адресату;
- дополнительную – для защиты от неблагоприятных факторов внешней среды;
- транспортировочную – тару повышенной прочности. К таковой относятся деревянные, металлические или пластиковые ящики, бочки и фляги.
Иногда бывает достаточно потребительской, в некоторых случаях используют все три вида тары.
Грузоотправления маркируют согласно ГОСТ 14192-96 с целью классификации груза и его идентификации. Данный документ прописывает, какими манипуляционными знаками обозначают тот или иной объект перевозки и куда их наносят. В подробностях узнать об этом можно из другой статьи нашего интернет-портала.
Международная классификация грузов
Международная классификация грузов представляет собой Гармонизированную систему (ГС), объединившую полтора десятков международных и национальных классификаторов. Все товары кодируются по шестиразрядной системе.
ГС состоит из трех разделов:
- товарной номенклатуры унифицированного формата, состоящей из 99 глав, в которых перечислены все возможные варианты грузов;
- правил классификации;
- алфавитного рубрикатора.
Согласно ГС, классификация грузов для международных перевозок выполняется:
- по тарифному признаку (в зависимости от происхождения товара, тарифа, сборов);
- по транспортному признаку (способам перевозки и перегрузки):
- генеральные (штучные объекты перевозки в упаковке или без нее), дифференцируют по размерам, габаритам и массе,
- массовые (наливные (жидкие), навалочные (в т. ч. насыпные), лесные),
- специальные (опасные, скоропортящиеся, живая фауна).
Компания Instels Group Logistics осуществляет международные перевозки на всех видах наземного, воздушного и водного транспорта. Четкое следование международным нормам перевозок, правилам логистики, нормативам классификации позволяет без задержек доставить груз в любую точку планеты.
Напишите нам, если у вас возникнут вопросы. Наши специалисты всегда придут на помощь.
Источник