При выборе способа распределения косвенных расходов организация исходит

Распределение косвенных затрат и закрытие счетов затрат в «1С:Бухгалтерии 8»

Косвенные затраты

Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н), косвенными считаются затраты, которые не могут быть прямо отнесены к конкретной продукции, работе, услуге. При этом организация самостоятельно определяет классификацию затрат на прямые и косвенные, а также порядок распределения косвенных затрат между конкретными видами продукции, работ, услуг (п.п. 23-25 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, ФСБУ 5/2019 закрепляет практику, которая применялась и ранее.

Но теперь стандарт (п. 26 ФСБУ 5/2019) не разрешает включать в фактическую себестоимость незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции:

затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда; потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);

расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства (например, процесс сушки древесины);

управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

В соответствии с новыми правилами в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.89 изменены настройки распределения косвенных затрат, а также порядок закрытия счетов затрат:

20.01 «Основное производство»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

28 «Брак в производстве».

Косвенные затраты, которые включаются в стоимость готовой продукции, работ и услуг, можно учитывать на счетах 20.01, 23 и 25.

Что касается счета 26, то теперь в программе он выделен исключительно для управленческих затрат. Например, затрат на приобретение канцелярских товаров, содержание административно-управленческого персонала, услуги связи, информационные и аудиторские услуги, а также другие услуги, которые не включаются в себестоимость НЗП и готовой продукции. И если раньше на счете 26 могли учитываться общехозяйственные затраты, связанные с производственным процессом в целом, то сейчас учет таких затрат рекомендуется перенести на счета 25, 23 или 20.

На счете 28 учитываются потери от брака в производстве.

Напоминаем, что для расчета налога на прибыль затраты разделяются на прямые и косвенные исходя из перечня прямых расходов, заданного организацией в настройках по налогу на прибыль (раздел Главное — Налоги и отчеты — Налог на прибыль — Перечень прямых расходов). Поэтому себестоимость продукции в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать. Это, в свою очередь, может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Рассмотрим, как новые возможности программы учитывают изменения законодательства по бухгалтерскому учету и упрощают процесс закрытия счетов затрат.

Распределение косвенных затрат

Настройки распределения косвенных затрат для целей бухгалтерского учета выполняются в форме Учетная политика (раздел Главное) с помощью группы реквизитов Косвенные затраты (рис. 1).

Рис. 1. Настройки распределения косвенных затрат

В поле База распределения указывается база распределения, которая выбирается из выпадающего списка и может принимать значения:

Плановая себестоимость выпуска;

Выбранная база распределения применяется в качестве основного правила распределения всех видов косвенных затрат по наименованиям продукции.

Иногда на предприятиях применяются особые правила распределения, например, для отдельных подразделений или для определенных затрат. Такие правила можно настроить в виде исключений. Для этого используется отдельная форма Правила распределения затрат, перейти к которой можно по гиперссылке, расположенной рядом с текстом Особые правила распределения.

В открывшейся форме по кнопке Добавить следует заполнить табличную часть, указав счет затрат, подразделение и (или) статью затрат, для которых применяются особые правила, а также базу распределения, отличную от основной (рис. 2).

Рис. 2. Особые правила распределения косвенных затрат

Особые правила применяются и в тех случаях, когда организация использует базу распределения, которая отсутствует в списке возможных значений для основного правила. Например, в качестве основного правила нельзя выбрать распределение по списку статей затрат. Но такое распределение можно указать в виде исключений.

Учтенных на счете 25

Теперь программа позволяет отражать на счете 25 затраты подразделений, которые обслуживают производство, но не выпускают продукцию, не выполняют работы и не оказывают услуги производственного характера.

Иными словами, это те затраты, которые раньше учитывались на 26 счете и распределялись на стоимость готовой продукции (работ, услуг). Например, на счете 26 могли учитываться затраты лабораторий, котельных, ремонтных цехов и др.

Затраты, учтенные на счете 25, распределяются автоматически при выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26, входящей в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).

Поскольку сфера применения счета 25 расширена, порядок распределения затрат, учитываемых на счете 25, изменился и проходит в два этапа.

На первом этапе распределяются общепроизводственные затраты подразделений, которые выпускают продукцию (работы, услуги).

Затраты производственных подразделений распределяются внутри каждого такого подразделения по номенклатурным группам по правилам, указанным в настройках учетной политики. В таком порядке 25 счет распределялся и раньше (распределение «само на себя»).

На втором этапе все оставшиеся затраты (затраты обслуживающих подразделений) распределяются между производственными подразделениями по номенклатурным группам. Именно так раньше распределялся счет 26 (распределение «всем»).

Рассмотрим новый порядок распределения счета 25 на примере.

Пример

  • в «Цехе № 1» — легкое женское платье и постельное белье;
  • в «Цехе № 2» — подушки и одеяла, а также мягкие игрушки.
  • «Легкое женское платье» — 225 000,00 руб.;
  • «Постельное белье — 1 230 000,00 руб.;
  • «Мягкая игрушка» — 20 000,00 руб.;
  • «Подушки и одеяла» — 100 000,00 руб.
  • «Администрация» — 130 200,00 руб.;
  • «Лаборатория» — 50 000,00 руб.;
  • «Цех № 1» — 89 495,05 руб.;
  • «Цех № 2» — 80 620,00 руб.

По условиям Примера при выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 косвенные затраты, учтенные на счете 25, распределяются пропорционально прямым затратам.

Сначала распределяются затраты производственных подразделений:

затраты Цеха № 1 — по номенклатурным группам «Легкое женское платье» и «Постельное белье»;

затраты Цеха № 2 — по номенклатурным группам «Мягкая игрушка» и «Подушки и одеяла».

Детальный расчет результатов первого этапа распределения приводится в первой части справки-расчета Распределение косвенных расходов (рис. 3).

Рис. 3. Распределение косвенных затрат производственных подразделений

Затем все оставшиеся затраты распределяются между производственными подразделениями по номенклатурным группам. Детальный расчет результатов распределения обслуживающих подразделений приводится во второй части справки-расчета Распределение косвенных расходов (рис. 4).

Рис. 4. Распределение косвенных затрат обслуживающих подразделений

По результатам расчета формируются проводки в разрезе аналитики:

Дебет 20.01 Кредит 25

— на рассчитанные суммы, представленные в колонках 9 справки-расчета Распределение косвенных расходов (см. рис. 3, 4).

Таким образом, комбинированный способ, используемый при распределении затрат, учтенных на счете 25, позволяет его закрывать без ошибок.

Учтенных на счете 20

Основное правило распределения будет применяться и при распределении косвенных затрат, учитываемых на счете 20.01. Напоминаем, что на счете 20.01 можно учитывать косвенные затраты в тех случаях, когда они напрямую не относятся к конкретной продукции, то есть когда не заполнено субконто Продукция. Такие затраты будут распределяться по видам продукции внутри номенклатурной группы.

Если по какой-либо причине база распределения, указанная пользователем, не может быть применена для затрат, учитываемых на счете 20, в программе задействуется автоматический алгоритм распределения. Данный порядок позволяет при закрытии счета 20 избегать ошибок, связанных с незначительными погрешностями, допущенными пользователем при настройке распределения косвенных затрат.

Детальный расчет результатов распределения затрат, отнесенных на номенклатурную группу и учтенных на счете 20.01 (в т. ч. и база распределения, автоматически выбранная программой), приводится в справке-расчете Себестоимость выпущенной продукции и услуг.

Закрытие счета 26

Затраты, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в себестоимость производства не включаются (п. 26 ФСБУ 5/2019).

Поэтому с 2021 года на счете 26 в программе следует учитывать только управленческие затраты.

Теперь в настройках учетной политики не требуется выбирать порядок распределения общехозяйственных затрат — они в полном объеме включаются в расходы текущего периода. Но порядок списания затрат, учтенных на счете 26, будет различаться для организаций, использующих и не использующих в учете счет 20.

На счет 90.08

Если в настройках учетной политики организации включены флаги Выпуск продукции и/или Выполнение работ, оказание услуг заказчикам, то затраты, учтенные на счете 26, при закрытии месяца списываются на счет 90.08 «Управленческие расходы» (ранее в программе такой метод именовался «директ-костингом»).

На практике в ряде случаев управленческие расходы требуется распределять. Это касается контрактов, например, с бюджетными учреждениями или с госкорпорациями, когда стоимость контракта определяется в том числе затратами, понесенными исполнителем. В этом случае исполнитель должен отчитываться перед заказчиком о понесенных затратах, в том числе о доле управленческих расходов, приходящихся на контракт с конкретным заказчиком. Организациям с особенностями учета, вызванными участием в контрактах такого рода, рекомендуется использовать «1С:Бухгалтерию 8 КОРП».

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» при закрытии месяца управленческие расходы могут быть распределены по номенклатурным группам пропорционально базе распределения, указанной в учетной политике. Для этого к счету 90.08 необходимо добавить субконто Номенклатурные группы.

Если организация, которая работает по госконтрактам, использует особые правила распределения затрат, то их следует указать не только для счета 25, но и для счета 26.

На счет 90.02

Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом, также используют счет 26 для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности.

Это комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и другие организации, оказывающие услуги непроизводственного характера, кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).

Читайте также:  Способы огнезащиты стальных конструкций

Для таких организаций, не использующих в учете счет 20, все затраты со счета 26 должны списываться на счет 90.02 «Себестоимость продаж», чтобы достоверно сформировать показатель валовой прибыли. Ведь если все затраты относить на счет 90.08, то валовая прибыль всегда будет равна выручке, что не соответствует сути показателя.

Чтобы этого не произошло, в настройках учетной политики флаги Выпуск продукции и Выполнение работ, оказание услуг заказчикам должны быть выключены. В этом случае при выполнении регламентной операции по закрытию счетов затрат в бухгалтерском учете все затраты со счета 26 будут списаны на счет 90.02.

В налоговом учете косвенные затраты, учтенные на счете 26, всегда списываются на счет 90.08.

Затраты торговых организаций рекомендуется учитывать на счете 44 «Расходы на продажу».

Закрытие счета 28

На счете 28 рекомендуется учитывать затраты, возникшие в связи с нарушениями производственного процесса. Такими затратами могут быть сверхнормативный расход сырья, потери от брака, простоев, аварий и т. п. (п. 26 ФСБУ 5/2019).

Ранее закрытие счета 28 не было автоматизировано. С 2021 года в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» затраты на брак списываются в себестоимость продаж (на счет 90.02) при закрытии месяца. Если затраты на брак отражены на счете 28 без указания номенклатурной группы, то они будут распределены по номенклатурным группам пропорционально базе распределения, указанной в учетной политике.

На счете 28 допускается в том числе учитывать потери, включаемые в себестоимость продукции, то есть потери, обусловленные технологическим процессом. Такие операции можно отразить вручную проводками вида:

Дебет 20 Кредит 28.

В этом случае при закрытии месяца в себестоимость продаж будут списаны суммы, оставшиеся на счете 28 после такого ручного распределения.

От редакции. В 1С:Лектории 12.11.2020 состоялась лекция «ФСБУ 5/2019 «Запасы» — принципиальные отличия по сравнению с действующим стандартом, отражение в программе 1С:Бухгалтерия 8″ с участием О.А. Сухаревой (директора Фонда «НРБУ «БМЦ») и экспертов 1С. Видеозапись доступна для просмотра на сайте 1С:ИТС .

Источник

Распределение расходов для управленческого анализа прибыли

Любая компания, имеющая несколько видов деятельности, сталкивается с необходимостью управленческой оценки финансового результата каждого из них. Главный вопрос при решении такой задачи — корректное определение расходов, связанных с отдельными направлениями работы.

Базовые принципы управленческого учета расходов для анализа прибыли отдельных направлений работы компании

Для получения достоверной информации о финансовых результатах различных видов деятельности предприятия нужно объективно и максимально точно определить доходы и расходы, связанные с каждым из них. Определение доходной части в большинстве случаев не вызывает затруднений. Основной объем аналитической работы приходится на калькуляцию затрат. Из всех возможных классификаций затрат для оценки прибыльности отдельных бизнес-направлений (равно как отдельных товаров и услуг) актуальна классификация затрат на прямые и косвенные.

Расчет затрат каждого из направлений деятельности компании предполагает два ключевых этапа:

  1. Определение прямых затрат (прямых расходов), которые могут быть прямо и единственным способом связаны с каждым из направлений работы. К числу прямых можно отнести как переменные, так и постоянные затраты.
  2. Определение общей величины и дальнейшее распределение косвенных затрат (косвенных расходов) — затрат, в той или иной степени связанных со всеми видами деятельности, имеющих отношение к обеспечению работы организации в целом.

Ряд компаний проводит анализ прибыльности, не прибегая к распределению косвенных расходов. В этом случае анализ финансовых результатов работы предприятия включает следующие элементы:

  • сравнение выручки и прямых расходов отдельных видов деятельности.

Превышение прямых расходов над выручкой по какому-либо из направлений работы становится аргументом к отказу от него. Исключениями являются случаи, когда подобный убыток есть следствие целенаправленных действий, таких как демпинг при выходе на рынок или вынужденное осуществление дополнительных видов активности, необходимых для присутствия товаров и услуг компании в определенной рыночной нише (например, обеспечение сервиса для производимой продукции, позиционируемой как товар высокого класса);

  • расчет показателей прибыльности работы компании в целом (отношение прибыли от продаж к выручке и отношение чистой прибыли к выручке), их оценка на предмет достаточности (анализ в динамике и сравнение с показателями прибыльности аналогичных компаний отрасли);
  • поэлементный анализ абсолютной величины косвенных расходов на предмет возможности их снижения.

Обратите внимание

Такой подход можно признать справедливым и достаточным, если предприятие устанавливает цены на реализуемые товары и услуги методом маркетинговых оценок (ориентируясь на рыночную стоимость аналогичных товаров и услуг), а не исходя из уровня производственных затрат.

В других компаниях менеджмент в обязательном порядке требует полного разнесения издержек по отдельным видам деятельности, товарам и услугам. Экономическая литература и практика работы предлагают разнообразные методы учета и распределения косвенных затрат, однако обобщенно их можно свести к одной из двух моделей:

  • вся сумма косвенных затрат распределяется по видам деятельности пропорционально единой базе;
  • для каждого элемента или статьи косвенных издержек устанавливается индивидуальная база разнесения по видам активности.

В любом случае управленческий учет затрат отдельных видов деятельности требует выполнения следующих правил:

1. Расходы относятся к прямым или косвенным исходя из экономического смысла, независимо от того, каким образом они классифицируются в бухгалтерском учете и в какой строке отчета о финансовых результатах признаются. Например, в состав прямых расходов каждого из направлений работы организации (отдельного бизнеса, отдельного производства) необходимо включить:

  • часть оплаты труда административно-управленческого персонала, которая определяется как процент от объемов продаж. Выручка отдельных видов активности определенно известна, поэтому процентное вознаграждение от выручки, в том числе получаемое административно-управленческим аппаратом, представляет собой очевидный пример прямых, а не косвенных (общехозяйственных) расходов;
  • расходы на рекламу продукции или услуг конкретного вида деятельности. В качестве примера можно привести предприятие, производящее сельхоз- и мототехнику, которое в отчетном периоде осуществило рекламную кампанию своей мотопродукции и приняло участие в выставке сельхозтехники. В этом случае каждый из видов деятельности предприятия имел прямые рекламные издержки:
    • мотопроизводство — на размещение рекламы мотоциклов;
    • производство сельскохозяйственной техники — на оплату расходов, связанных с участием в выставке;
  • расходы на содержание и эксплуатацию транспортных средств, занятых только в перемещении продукции конкретного вида. Как правило, это касается специализированной техники, такой как автобетоносмесители и автобетононасосы на предприятиях, выпускающих различные виды материалов для дорожного строительства;
  • лизинговые платежи по оборудованию и транспортным средствам, используемым исключительно для нужд конкретного направления работы организации;
  • проценты по кредитам и займам, привлеченным в связи с покупкой, строительством или модернизацией активов, пополнением оборотного капитала конкретного производства (если такие кредиты и займы возможно идентифицировать).

2. Выбор формата учета затрат, в том числе их классификация в качестве прямых или косвенных, определяется особенностями производственного процесса, организационной и производственной структуры конкретной компании. При этом под производственной структурой понимается состав цехов, участков, служб компании и их взаимосвязь в процессе работы, под организационной — распределение функций и обязанностей между службами (персоналом) предприятия. Например:

  • расходы на содержание и эксплуатацию складского помещения (склад исходных ресурсов, склад готовой продукции), используемого исключительно для нужд конкретного производства, представляют собой прямые расходы этого производства и относятся на него в полном объеме. Издержки аналогичного складского помещения, обслуживающего несколько видов деятельности предприятия, являются косвенными и распределяются по видам деятельности тем или иным способом.

Упомянутые складские издержки должны включать расходы на оплату труда персонала склада (с начислениями), коммунальные, ремонтные, страховые расходы, налог на имущество по складским активам;

  • если в продвижении и сбыте товаров (услуг) отдельных видов бизнеса компании заняты независимые команды сотрудников, затраты на оплату труда каждой команды с начислениями, а также издержки на содержание и эксплуатацию используемых командами активов (помещений, компьютеров, автомобилей) относятся к прямым затратам каждого делового направления. Если продвижение и сбыт всей линейки товаров/услуг предприятия осуществляется силами единой команды, связанные с этим расходы являются косвенными.

Таким образом, управленческая информация фиксируется в соответствии с управленческой структурой организации.

При управленческой оценке финансовых результатов отдельных направлений работы предприятия имеет смысл учесть связанные с ними прочие доходы и расходы, такие как курсовые разницы или результаты реализации имущества. Бухгалтерский отчет о прибылях выносит эти составляющие за пределы прибыли от продаж, тем не менее они могут оказывать существенное влияние на эффективность того или иного вида деятельности.

Необходимость сопоставления доходов и прямых расходов отдельных видов деловой активности

Нередко руководство компаний настаивает на оценке прибыльности с полным распределением расходов по видам деловой активности, товарам, услугам. При этом в ряде случаев предполагается, что промежуточная стадия, подразумевающая сравнение доходов с прямыми расходами, не требуется.

Отметим, что оценка результатов работы, основанная только на сравнении доходов с полной величиной затрат, лишает менеджмент важной управленческой информации, в частности, касающейся целесообразности отказа (или сохранения) каждого из направлений деятельности организации.

ПРИМЕР 1

Торговая компания, имеющая собственную сбытовую сеть, провела оценку результатов работы своих магазинов (торговых предприятий). При этом руководство организации получило информацию в виде, представленном в табл. 1.

Таблица 1. Формат представления информации для анализа прибыли, изначально предложенный руководству компании

№ п/п

Наименование позиций

Итого по компании

Торговые предприятия (магазины)

1

2

3

4

Данные за год, млн руб. (значения округлены)

Расходы: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы

Прибыль от продаж

Примечание: компания располагает большим количеством торговых предприятий, чем показано в таблице. Количество сокращено для обеспечения наглядности, при этом суть обсуждаемой проблемы сохранена.

Сравнение доходов и расходов по отдельным торговым предприятиям показало, что предприятия 3, 4 убыточны. В результате было принято решение отказаться от убыточных бизнес-единиц (закрыть их) с целью максимизации прибыли организации. Однако воплощение решения в жизнь привело к тому, что прибыль не выросла, а заметно сократилась. Причины произошедшего:

  • особенности структуры организации;
  • игнорирование этапа анализа прибыли, который предполагает сравнение доходов и прямых расходов отдельных бизнес-единиц.

Конфигурация компании проиллюстрирована на схеме. Она имеет следующую специфику: головное управление не ведет торговых операций как таковых, в круг его задач входит поиск поставщиков, организация логистики, обеспечение финансирования, проведение рекламных мероприятий. Реализацию товаров конечным покупателям осуществляют непосредственно торговые предприятия.

Читайте также:  Способы создать новогоднее настроение

Так как головной офис не осуществлял продаж конечным покупателям, все его расходы распределялись на стоимость продукции, передаваемой торговым предприятиям. В результате расходы каждого торгового предприятия (стр. 2 табл. 1) по экономической сути состояли из двух принципиально разных составляющих, которые имело смысл продемонстрировать отдельно при проведении управленческого анализа:

  • прямые расходы, связанные с работой конкретного торгового предприятия. К их числу относятся:
    • покупная стоимость товаров с учетом транспортно-заготовительных расходов (без учета распределения расходов головного офиса);
    • заработная плата персонала с соответствующими начислениями;
    • арендные и коммунальные платежи;
    • расходы на содержание активов;
    • прочие расходы, возникающие непосредственно у конкретного магазина;
  • доля издержек головного управления, распределенная на данное торговое предприятие. Издержки головного управления включают:
    • расходы на оплату труда его сотрудников с начислениями;
    • расходы на содержание и эксплуатацию активов головного офиса;
    • аналогичные расходы по общей логистике (складам, автомобилям и др.).

Формат представления информации, необходимый для полноценного анализа прибыли рассматриваемой компании, предложен в табл. 2. Он предполагает прохождение двух шагов:

Шаг 1. Расчет прибыли отдельного торгового предприятия на покрытие издержек головного офиса (прибыли на покрытие общих издержек). Ее размер определяется как разница выручки и прямых расходов по каждому магазину. Издержки головного управления при этом не распределяются и рассматриваются единой величиной.

Важная деталь: превышение прямых затрат над доходами по какой-либо бизнес-единице делает актуальным вопрос о ее закрытии.

Шаг 2. Расчет прибыли отдельного торгового предприятия после распределения на него издержек головного офиса.

Таблица 2. Рекомендуемый формат представления информации для анализа прибыли компании из табл. 1

№ п/п

Наименование позиций

Итого по компании

Торговые предприятия (магазины)

1

2

3

4

Данные за год, млн руб. (значения округлены)

1. Прибыль торговых предприятий на покрытие расходов головного управления

Расходы (п. 3 + п. 5)

Прямые расходы торговых предприятий Прим. 1 : покупная стоимость товаров с транспортно-заготовительными расходами; расходы, возникающие непосредственно в магазинах

Прибыль на покрытие расходов головного управления и косвенных расходов (п. 1 – п. 3)

Косвенные расходы: расходы головного управления, включая общую логистику

Прибыль от продаж (п. 1 – п. 2 = п. 4 – п. 5)

2. Прибыль торговых предприятий с полным распределением расходов

Прибыль на покрытие косвенных расходов

Распределенные косвенные расходы Прим. 2

Прибыль от продаж

Итого совокупные расходы, отнесенные на каждое торговое предприятие, показанные в стр. 2 табл. 1 (п. 3 + п. 8)

Примечания:

  1. Информация о стоимости закупаемых товаров и расходах, возникающих непосредственно по каждому торговому предприятию, головному управлению и общим складам, содержится в первичных данных бухгалтерского учета.
  2. Компания осуществляет распределение расходов головного офиса пропорционально покупной стоимости товаров. Стоимость закупаемых товаров включена в состав прямых расходов торговых предприятий, представленных в п. 3. Она не выделена в таблице отдельно, так как для обсуждаемого вопроса ее величина не имеет принципиального значения: суть проблемы состояла не в выборе базы распределения расходов, а в выборе подхода к анализу результатов.

Результат первого шага (стр. 4 табл. 2) показал, что все без исключения торговые предприятия генерировали прибыль на покрытие расходов головного управления. Отказ от предприятий 3 и 4 привел к потере прибыли в размере 10 млн руб. на покрытие общих (косвенных) расходов компании. При этом затраты на содержание аппарата управления и активов головного офиса не претерпели сокращений на сумму 14 млн руб. (на сумму распределенных на предприятия 3 и 4 косвенных расходов: 10 млн руб. и 4 млн руб.). В результате предпринятые действия сократили, а не увеличили совокупную прибыль организации.

Как следует из второго этапа расчетов, причиной убыточности предприятий 3 и 4 стала та часть затрат, которая представляла собой распределенные расходы головной организации (стр. 7–9 табл. 2). Другими словами, каждый магазин вносил вклад на покрытие косвенных расходов компании, однако по ряду магазинов этот вклад не был достаточным для сложившегося уровня затрат головного офиса. Отказавшись от нескольких торговых предприятий, компания частично утратила источники покрытия косвенных расходов и ухудшила свои финансовые результаты.

Наиболее рациональным решением в данном случае можно было назвать сокращение затрат головного офиса. Также возможным рычагом оптимизации прибыли стало бы расширение сети магазинов при условии, что каждый из них обеспечит положительную прибыль после покрытия прямых расходов, аналогично существующим бизнес-единицам. Сокращение количества торговых предприятий можно признать неэффективным решением, что впоследствии подтвердилось снижением совокупной прибыли организации.

Второй этап расчетов можно назвать отчасти справочным, так как компания формирует цены с учетом рыночных условий. Нужно отметить, что расчетный убыток по отдельным бизнес-единицам не являлся аргументом к обязательному повышению цен реализации, так как сложившийся уровень прибыльности продаж был не самым низким по сравнению с аналогами:

Прибыльность продаж: 17 млн руб. (прибыль от продаж) / 240 млн руб. (выручка) = 7,1 %.

Выводы:

1. Сравнение доходов и прямых расходов принципиально важно как для оценки потенциальной доходности и целесообразности развития отдельных направлений работы, так и для принятия решения об отказе от них (или сохранении).

2. Необходимо изучать особенности бизнес-процессов компании для выбора формата учета затрат, их анализа.

Базы распределения косвенных издержек по видам деятельности, применяемые в управленческом учете

Если менеджмент компании заинтересован в получении информации о полной величине издержек, которые можно связать с каждым видом деловой активности, возникает задача выбора базы распределения косвенных затрат.

В теории и практике встречается несколько подходов к учету косвенных издержек в составе отдельных видов деятельности (отдельных товаров и услуг). Наиболее типичные из них:

  1. распределение общей величины косвенных затрат пропорционально единой базе;
  2. выделение и разнесение тех составляющих косвенных затрат, базы распределения которых наиболее очевидны; распределение оставшейся части косвенных издержек пропорционально единой базе.

К числу составляющих общепроизводственных и общехозяйственных издержек, базы распределения которых наиболее очевидны, можно отнести расходы на:

  • аренду помещений (наиболее логичным способом их распределения является пропорция по площадям, занятым отдельными видами бизнеса);
  • содержание и эксплуатацию машин и оборудования (объективная база разнесения — время, в течение которого машины и оборудование были задействованы в производстве товаров и услуг различных направлений деятельности);
  • содержание столовой (очевидная база распределения — численность персонала отдельных направлений деятельности);
  1. распределение каждого элемента (статьи) косвенных затрат пропорционально его индивидуальной базе.

Задача любого из представленных подходов — максимально объективно связать косвенные затраты с отдельными видами деловой активности, отразить степень причастности затрат к конкретному производству.

Возможные базы распределения общей величины косвенных издержек с обоснованием выбора каждой из них представлены в табл. 3.

Таблица 3. Возможные базы распределения общей величины косвенных затрат по видам деятельности

База распределения косвенных затрат

Ключевое предположение, используемое при выборе конкретной базы распределения

Ситуации, в которых предлагаемая база наиболее применима

Предполагается, что чем больше величина переменных или прямых затрат конкретного производства, тем большего участия со стороны компании оно требует (задействует больший объем общих производственных фондов, требует больше производственного времени и внимания руководства). Следовательно, данное производство должно окупать более высокую долю косвенных затрат по отношению к деятельности с меньшими переменными или прямыми затратами

База применима в компаниях с высокой долей переменных затрат в общих операционных затратах

Объемы продукции в натуральном выражении

Предполагается, что продукция всех видов активности в равной степени связана с косвенными издержками

Применима для производств, создающих серийную продукцию, которая сопоставима между собой по технологии изготовления и расходам

Выручка от реализации продукции (услуг)

Предполагается, что производство дорогостоящих товаров и услуг требует большего участия со стороны предприятия, поэтому должно покрывать более существенную часть косвенных затрат по сравнению с менее дорогостоящей продукцией.

Чем дороже продукция, тем большую часть косвенных издержек она способна компенсировать

База применима для компаний практически всех отраслей

Заработная плата основного производственного персонала

Предполагается, что чем больше зарплата производственного персонала конкретного вида деятельности, тем сложнее работы. Следовательно, требуется большая интенсивность использования производственных фондов, чем у других видов активности. В результате такой вид деятельности должен возместить более существенную часть общепроизводственных и общехозяйственных издержек

База применима для компаний, требующих существенного участия персонала в процессе создания товаров и услуг, имеющих высокую долю затрат на оплату труда в составе общей величины затрат организации.

Для предприятий с низкой долей заработной платы в составе затрат она не объективна

Равномерное (арифметическое) распределение

Предполагается, что все виды бизнеса в одинаковой степени задействуют общехозяйственные фонды и внимание руководства

Применима в случаях, когда организация считает, что все виды ее активности равнозначны между собой

Важная деталь: варианты, предложенные в табл. 3, не обеспечивают абсолютной объективности, так как различные составляющие косвенных затрат по-разному связаны с отдельными видами деятельности (отдельными товарами и услугами).

Например, нередко в практике работы торговых компаний распределение косвенных затрат проводится пропорционально закупочной стоимости товаров (база «Переменные/прямые расходы», табл. 3). Для многих составляющих косвенных издержек торгового бизнеса утверждение «чем дороже товар, тем больше хлопот, тем большую долю косвенных расходов он должен окупить» можно признать достаточно справедливым. Но для такого элемента косвенных издержек, как затраты на содержание и эксплуатацию общих складов, подобное обоснование не объективно.

Логично, что чем большую площадь склада занимает товар определенного вида, тем большую часть складских расходов он должен компенсировать за счет доходов от продаж. Случается, что площади, занимаемые под хранение дорогостоящих товаров, заметно меньше площадей, заполненных товарами демократичной ценовой категории (например, для компаний, осуществляющих торгово-закупочные операции с косметическими товарами массового спроса и профессионального назначения).

Несмотря на заметные отличия в натуральных объемах, стоимости дорогой и дешевой продукции могут оказаться сопоставимыми. В таком случае распределение складских расходов пропорционально стоимости товаров создаст искажение: дешевая продукция необоснованно сбросит часть своих складских издержек на дорогостоящий ассортимент.

Если доля прочих компонентов затрат торговой компании невелика по отношению к стоимости закупаемых товаров, распределение косвенных затрат с использованием единой базы обосновано и приемлемо, поэлементное разнесение косвенных издержек, включая складские, можно назвать избыточным. Достаточно иметь в виду определенную долю субъективности получаемых результатов.

Если величина косвенных затрат организации сопоставима с величиной прямых затрат, менеджмент компании заинтересован в максимально полной оценке прибыли различных видов деятельности, распределение косвенных издержек может быть проведено поэлементно (постатейно).

Читайте также:  Отступное как способ прекращения обязательства презентация

Возможные подходы к разнесению отдельных компонентов косвенных затрат по видам деятельности рассмотрены в табл. 4.

Таблица 4. Возможные базы распределения отдельных составляющих косвенных затрат по видам деятельности компании

Составляющие косвенных затрат

Возможные базы распределения по видам деятельности компании

Арендные расходы и соответствующие коммунальные платежи

Площади (метраж), занятые структурными подразделениями различных бизнес-направлений Прим. 1

Расходы на содержание общих складов

Площади, занимаемые при хранении исходных ресурсов и готовой продукции различных видов деятельности

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и машин, занятых в различных видах деятельности Прим. 2

Время, затраченное на изготовление товаров или оказание услуг каждого из видов деятельности.

Объем ресурсов, переработанных на оборудовании для производства товаров и услуг каждого из видов бизнеса.

Количество заказов от отдельных производств

Расходы на страхование имущества

Распределяются в соответствии с перечнем застрахованного имущества, закрепленного за каждым видом деятельности

Расходы на содержание испытательной площадки

Время, занятое в испытаниях продукции (например, комплексов оборудования) отдельных производств

Численность персонала контролируемых видов активности

Расходы на содержание столовой

Численность персонала отдельных направлений деятельности

Примечания:

1. Определение совокупных размеров площадей, занятых структурными подразделениями различных видов деятельности, требует изучения плана помещений организации.

Площадь совместно используемого пространства (коридоры, приемные, комнаты отдыха) может быть учтена автоматически или с использованием повышающего коэффициента.

Общие площади, занимаемые организацией, — 1000 м 2 , арендные расходы — 1500 тыс. руб.

Площади, занимаемые структурными подразделениями различных видов деятельности:

  • вид деятельности № 1 — 300 м 2 ;
  • вид деятельности № 2 — 500 м 2 .

Совместно используемое пространство — 200 м 2 .

1 + 200 м 2 / 800 м 2 = 1,25.

Распределение арендных расходов по видам деятельности:

300 м 2 x 1,25 / 1000 м 2 x 1500 тыс. руб. или 300 м 2 / 800 м 2 x 1500 тыс. руб. = 562,5 тыс. руб.;

500 м 2 x 1,25 / 1000 м 2 x 1500 тыс. руб. или 500 м 2 / 800 м 2 x 1500 тыс. руб. = 937,5 тыс. руб.

2. К числу упомянутых расходов относятся: оплата труда рабочих и мастеров с начислениями, технологическое топливо и энергия, арендные и лизинговые платежи в случае аренды активов, амортизационные отчисления по собственным активам, налог на имущество (для недвижимых активов и движимого имущества, приобретенного до 2013 г.), расходы на ремонт и страхование.

ПРИМЕР 2

Небольшая консалтинговая фирма ведет два независимых вида деятельности:

Таблица 5. Выдержка из отчета о финансовых результатах консалтинговой компании

Наименование позиций

Значения, тыс. руб. (округлены)

Расходы включают себестоимость продаж, управленческие и коммерческие расходы, прочие доходы и расходы (расшифровка отдельных составляющих расходов представлена в табл. 6)

Прибыль до налогообложения

Таблица 6. Анализ прибыли отдельных направлений деятельности консалтинговой компании

Наименование позиций

Значения, тыс. руб. в год (округлены)

Итого по фирме

1. Аудит и управление финансами предприятий

2. Проведение семинаров и тренингов

Руководство, бухгалтерия, администраторы

1

2

3

4

5

Прямые расходы направлений деятельности

Шаг 1. Определение расходов отдельных служб, департаментов

Заработная плата с начислениями

Распределена с использованием ведомости расчета и начисления заработной платы; персонал каждого направления деятельности известен пофамильно

Зарплата аудиторов и консультантов

Зарплата остальных сотрудников

в связи с командировками аудиторов и консультантов

в связи с командировками бизнес-тренеров

в связи с командировками руководства

Арендные расходы, включая коммунальные платежи

Расходы на аренду офиса распределены пропорционально площадям помещений, занимаемых персоналом различных направлений работ

Аренда залов на время проведения семинаров

Амортизация и ремонт оргтехники, покупка и сопровождение программного обеспечения

Принадлежность компьютеров и прочей оргтехники к конкретному виду деятельности известна, исходя из чего идентифицируются амортизация, ремонтные расходы и расходы на программное обеспечение

Расходы на повышение квалификации аудиторов и финансистов

Расходы на организацию кофе-пауз на семинарах, тиражирование раздаточных материалов слушателям

Расходы на рекламу фирмы, канцтовары, воду и кофе в офисе, деловую литературу и иные общефирменные расходы

Проценты к уплате

Прибыль до налогообложения

Шаг 2. Определение прибыльности отдельных бизнес-направлений с полным распределением расходов

Распределенные косвенные расходы

Прибыль до налогообложения

Примечания:

  1. Численность аудиторов и консультантов в два раза превышает численность бизнес-тренеров.
  2. Большинство контрактов на выполнение аудиторских и консультационных работ были заключены с организациями города, поэтому практически не требовали командировочных выездов. Договоры на проведение корпоративных семинаров и тренингов заключались с предприятиями разных городов и выполнялись с выездами бизнес-тренеров на территорию заказчиков.
  3. Распределение расходов осуществлялось по принципу, рассмотренному в примечании 1 к табл. 4.
  4. Статья «Прочие расходы» объединяет расходы на рекламу компании, связь, повышение квалификации персонала, канцелярские товары, воду, кофе и иные общефирменные расходы. Компания не фиксирует расход бумаги и прочих канцтоваров каждым сотрудником, равно как и количество потребленных сотрудником воды и кофе, закупаемых для нужд офиса. Все подобные расходы рассматриваются как общефирменные (косвенные). Отдельный учет ведется в отношении расходов, которые связаны с обеспечением кофе-пауз в ходе проведения семинаров и печатью раздаточных материалов для слушателей.
  5. При наличии процентов к уплате требуется анализ целевого использования привлеченных заемных средств. Стоимость кредитов, привлеченных в связи с покупкой активов (компьютеров и пр.) или компенсацией расходов определенного бизнеса, стоимость займов для финансирования кассовых разрывов, вызванных задержкой оплаты со стороны клиентов одного из направлений деятельности, необходимо отнести к расходам этого направления. Если связь займов с конкретным видом бизнеса установить затруднительно, процентные расходы необходимо отнести к косвенным издержкам.
  6. В качестве баз распределения косвенных расходов рассматривались:
    • фонд оплаты труда сотрудников каждого из направлений работы (такой подход справедлив, так как затраты на оплату труда являются главной составляющей издержек фирмы);
    • численность персонала каждого из направлений (подобный выбор не лишен логики, так как основным объектом управления в организации является персонал, независимо от уровня оплаты его труда).

В результате в целях управленческого учета было установлено, что косвенные расходы следует распределять равномерно на каждый вид бизнеса компании. Выбранный подход исходит из того, что усилия менеджмента по управлению обеими сферами деятельности фирмы одинаковы. Дополнительным аргументом в пользу такого выбора стал тот факт, что любая другая пропорция, включая фонд оплаты труда, численность персонала или прямые расходы направлений, отнесет меньшую часть косвенных расходов на направление «Проведение семинаров и тренингов», сделав оценку его финансового результата еще более выигрышной, чем показано в последних двух строках табл. 6.

Разделив совокупные расходы каждого направления на время, занятое на выполнение проектов (на количество клиентских часов), компания получит информацию о стоимости человеко-часа работы своих специалистов — натурального измерителя объема консалтинговых работ.

По результатам шага 1 видно, что при меньшей выручке проведение семинаров и тренингов принесло компании столько же прибыли на покрытие косвенных расходов, сколько и деятельность по аудиту и финансовому оздоровлению предприятий. Распределение косвенных расходов утвердило руководство в сопоставимой эффективности обоих видов деятельности фирмы. Учет расходов по отдельным составляющим бизнес-процесса (итоговая строка шага 1 «Прибыль до налогообложения», табл. 6) показал, что величина общефирменных расходов сопоставима с прибылью после покрытия прямых расходов, которую создает каждый из видов деятельности организации.

Подход к учету и анализу, представленный в табл. 6, может быть полезен не только для консультационного бизнеса, но и для любой организации, желающей получить информацию о том:

  • какие расходы возникают в связи с работой ее отдельных служб, департаментов, отделов (как основных, так и обслуживающих);
  • какова прибыль отдельных направлений работы организации, какими составляющими она определяется.

В частности, формат применим для дистрибьюторских компаний, имеющих в своей структуре несколько департаментов продаж (например, департаменты оптовых и эксклюзивных продаж), которые являются источниками дохода организации, а также службу снабжения (логистики) и административно-управленческий аппарат. В этом случае в табл. 6 вместо одной пятой графы появилось бы две или более граф, таких как «Служба снабжения» и «Управление» (возможно, с дополнительной детализацией по отделам).

На первом шаге анализа, используя предложенные в табл. 4 и 6 подходы к распределению расходов на оплату труда, аренду площадей, амортизацию и ремонт активов, страхование имущества и т. п., компания может определить издержки, объективно связанные с функционированием каждой структурной единицы.

Второй шаг анализа потребовал бы разнесения расходов службы снабжения и управления по департаментам продаж (видам деятельности). Для этого компания могла бы использовать единую базу распределения или индивидуальные базы. Например, расходы управления могут быть разнесены пропорционально численности персонала каждого из департаментов продаж, расходы службы снабжения — пропорционально стоимости товаров или количеству договоров, заключенных каждым департаментом.

Взможные подходы к учету косвенных затрат при наличии у предприятия дополнительных (второстепенных, побочных) видов деятельности

Так как косвенные затраты связаны с деятельностью предприятия в целом, каждый из видов активности обязан компенсировать своими доходами определенную часть этих общефирменных издержек. Для выполнения данного требования проводят распределение косвенных издержек по видам деятельности предприятия как ретроспективно — при анализе прибыльности, так и на перспективу — при формировании цены реализации товаров и услуг.

Если какой-либо из видов активности компании является второстепенным или побочным, подход к ценообразованию и оценке его доходности может быть скорректирован, исходя из следующего утверждения: косвенные расходы организации должны быть полностью покрыты за счет основной деятельности, побочный вид активности может быть признан эффективным, если его доход превышает прямые расходы этого вида активности.

Заключение

Анализ прибыли отдельных направлений работы компании, с одной стороны, представляет собой процедуру, основанную на логике и требующую знаний основных финансовых закономерностей. Это процесс, который может и должен быть регламентирован на каждом предприятии. В отличие от бухгалтерских правил, положения управленческого учета разрабатываются исключительно в интересах принятия решений в конкретной компании, поэтому должны включать только ту информацию, которая требуется для управления, и отсеивать лишние и неактуальные данные. С другой стороны, оценка прибыли не может быть свободна от субъективных взглядов и представлений, то есть включает в себя элемент творчества.

Если компания ставит цель увеличить прибыль за счет снижения затрат, приоритетной задачей должно стать не столько их распределение, сколько рассмотрение абсолютных величин на предмет возможности сокращения (например, за счет смены поставщиков, усиления контроля за расходованием, перехода на аутсорсинг).

Источник

Оцените статью
Разные способы