При проведении переписей используется экспедиционный способ

Перепись населения: особенности проведения и организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Перепись населения – это процесс сбора данных демографического, экономического и социального характера, призванных охарактеризовать на определенный момент времени население страны или территории в разрезе каждого жителя.

Цели и принципы проведения переписи населения

Статистическая комиссия ООН рассматривает перепись населения в качестве единственного процесса, который может обеспечить сбор, обобщение, оценку, анализ, публикацию и распространение данных демографического, социального, экономического характера населения земного шара, отдельных стран и так далее.

Цель переписи населения состоит в проведении его сплошного учета, а также в сборе различных сведений, характеризующих состав и структуру населения.

Перепись населения характеризуется следующими основными чертами:

  • всеобщностью. Современная перепись предполагает охват населения определенной территории в полном объеме;
  • одномоментностью. Получение необходимых сведений о численности населения возможно только в том случае, если проведение переписи осуществляется на определенный момент времени. При проведении переписи не учитываются умершие, родившиеся или выбывшие с конкретных территорий;
  • наличием и единством программы переписи. Сбор сведений о населении осуществляется в соответствии с одними и теми же правилами;
  • поименностью. Сбор сведений осуществляется по каждому человеку, что позволяет детально комбинировать данные в соответствии с различными признаками;
  • непосредственностью получения данных у населения в ходе опроса и принципом самоопределения. Фиксация сведений в ходе переписи осуществляется только в соответствии с тем, что о себе сообщает опрашиваемый человек;
  • применением экспедиционного способа наблюдения. Осуществление сбора сведений у населения выполняется в форме анкет специального типа;
  • централизованностью управления переписью населения. Такой тип управления обеспечивает полное и последовательное соблюдение принципа единства программы переписи и методов выполнения работ по ее осуществлению в установленный срок.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы переписи населения

При проведении переписи населения применяются следующие методы:

  • во-первых, опрос, суть которого состоит в проведении переписи с помощью переписного листа, заполняемого переписчиком или регистратором в ходе личной беседы с опрашиваемым. Такой метод переписи населения применялся еще в Советском Союзе, характерен он и для современной России;
  • во-вторых, самосчисление, суть которого состоит в том, что заполнение переписного листа осуществляется самим переписываемым, а на переписчика возлагается обязанность проверки правильности заполнения переписного листа, уточнения пропущенных и неясных сведений. Такой метод переписи применяется в ряде европейских стран;
  • в-третьих, анкетный или смешанный метод, суть которого подразумевает рассылку анкет переписываемым лицам, их последующее самостоятельное заполнение и возврат в статистическую службу или бюро переписи. Такой метод применяется Соединенными Штатами Америки и в других развитых странах. На службу статистики или бюро переписи возлагается сбор заполненных анкет, их сверка, направление переписчиков к тем лицам, которые не вернули анкеты, для проведения опроса. Этот метод считается более дешевым методом проведения переписи населения, однако он характеризуется небольшой долей возвращения анкет (примерно на уровне 15-20%).

Особенности организации и проведения переписи населения в Российской Федерации

Для проведения переписи Правительством России определяются федеральные органы исполнительного характера, которые назначаются ответственными за проведение и подготовку переписи населения, обработку сведений по итогам переписи, подведение этих итогов, а также организационно и методически обеспечивают проведение переписи, проводят перепись определенных категорий граждан, обеспечивают безопасность лиц, осуществляющих сбор сведений. Также Правительством России определяется порядок организации и проведения переписи в рамках отдельных территорий страны.

Данные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с другими органами власти при реализации своих полномочий в отношении переписи населения. Обязанность координации возлагается на специальную комиссию, которая создается для проведения переписи российским Правительством.

Обязанность содействовать проведению переписи населения возлагается на исполнительные органы государственного управления регионального уровня и органы муниципального управления. Региональные власти информируют федеральные органы власти о составе муниципальных образований на своей территории.

Исполнительная власть регионального уровня также осуществляет следующие полномочия в отношении переписи населения:

  • во-первых, обеспечивает необходимыми помещениями, с наличием охраны, мебели, средств связи, а также условиями, подходящими для обучения и работы лиц, занятых переписью населения;
  • во-вторых, обеспечивает помещениями с охраной, используемыми для хранения переписных листов и прочей документации по переписи населения;
  • в-третьих, предоставляет необходимые средства связи и транспортные средства.

Некоторые из этих полномочий или все могут быть переданы региональными властями органы муниципального управления.

Обязанности создания методических и инструктивных материалов по вопросу осуществления переписи возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, формирующий официальную статистическую информацию о различных общественных процессах на территории страны.

На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение переписи, возлагается исполнение следующих обязанностей:

  • во-первых, осуществление контроля за качеством и эффективностью реализации органами государственного и муниципального управления обязанности по проведению переписи населения;
  • во-вторых, утверждение формы и содержания отчетности об исполнении полномочий в отношении переписи населения;
  • в-третьих, подготовка предложений об изменении полномочий органов государственного и муниципального управления по итогам рассмотрения отчетов об исполнении полномочий в отношении переписи населения.

Источник

Перепись населения: методы, принципы, программа

Перепись населения — процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенный момент времени каждого жителя страны или территории.

В статистике различают три категории населения: постоянное, наличное и приписное (юридическое) население. Эти категории ввел в статистику населения А.Кетле.

Постоянное население – это совокупность лиц, постоянное живущих в данной местности, независимо от того, где они реально находятся в момент проведения переписи населения и состоят ли они в списках жителей этой территории.

В качестве критерия отнесения человека к постоянному населению обычно используется время проживания человека в данной местности. В настоящее время в нашей стране при подготовке переписи населения за критическую величину принят один год.

Наличное население – это совокупность людей, находящихся в данной местности в тот или иной момент времени, независимо от того, сколько времени они здесь находятся или предполагают находиться, числятся они или нет в каких либо списках.

Часть наличного населения, не относящаяся к постоянному населению называется временно проживающими.

С другой стороны, часть постоянного населения, по каким- либо причинам отсутствующая в тот или момент времени на данной территории, называется временно отсутствующими.

Отсюда вытекает следующее соотношение между наличным и постоянным населением:

Юридическое (приписное) население – это те, кто значится в списках жителей данной территории, прописан здесь или связан с данной местностью

Читайте также:  Как лучше стерилизовать кошку каким способом

какими-либо другими правилами регистрации независимо от фактического проживания.

Все три категории населения учитывались только в переписи 1897 года.

Основными принципами проведения переписей являются:

-наличие единой программы

-строгая централизация управления переписью

1. Всеобщность переписи, т. е. охват переписью всех без исключения жителей страны — от грудного младенца до древнего старика, от жителя столицы до зимовщика полярной станции, от чабана, находящегося на высокогорном пастбище, до моряка, совершающего кругосветное путешествие и т. д.

2. Одномоментность проведения переписи. Специально выбирается и время года, в которое проводится перепись. Проводить ее рекомендуется в период наименьшей подвижности населения. В нашей стране таким временем являются зимние месяцы, особенно середина января, когда нет массовых отпусков, школьные каникулы уже закончились, студенческие— еще не начались. Неудобны для переписи суббота и воскресенье — дни, в которые для населения характерна повышенная подвижность. Следовательно, полученные в результате переписи данные как бы фиксируют численность и состав населения на определенный, так называемый критический момент переписи. Разумеется, что за 1 день трудно переписать все население. Поэтому фактическая длительность проведения переписи составляет 7—8 дней после наступления «критического момента», когда специально обученные счетчики переписывают всех граждан страны. При этом сведения о населении указываются в переписных листах по состоянию на критический момент. В практике мировой статистики были случаи проведения переписи населения в течение 1 дня. Но опыт показал, что точность собранных данных при этом увеличивается незначительно.

3. Все ответы на вопросы переписных листов записываются со слов населения на основе принципа самоопределения, т. е. без предъявления каких-либо документов (паспорта, диплома об окончании учебного заведения, свидетельства о браке и т. д.). Если спрашивать у населения документы, то этим самым как бы высказывается недоверие к ответам и создаются предпосылки того, что на отдельные вопросы часть населения будет отвечать не так, как это имеет место в действительности, а так, как, по их мнению, прилично, выгодно, законно. Например, вместо фактического места жительства будут указывать место регистрации и т. п. В случае расхождения фактических данных с юридическими записываются фактические сведения. К примеру, лица, указавшие, что они состоят в

фактическом браке, если даже он юридически не оформлен, в переписи населения будут зарегистрированы как супруги.

4. Все собранные при переписи сведения используются только статистикой для получения итоговых данных. Работникам переписи категорически запрещается сообщать персональные данные о переписанных гражданах кому бы то ни было. Это так называемое требование сохранения «статистической тайны» является, безусловно, очень важным для успеха проведения переписи – принцип конфиденциальности.

5. Необходима единая программа проведения переписи для населения всей страны. Это означает, что всем жителям страны, независимо от их пола, возраста, места жительства, семейного состояния и т. д., задаются одни и те же основные вопросы. При проведении ряда переписей какой-то части населения наряду сосновными могут задаваться и дополнительные вопросы, целью которых является сбор более детальной, подробной информации.

1. опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

2. самоисчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

3. смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) — при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет остается невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.

Программа переписи состоит из двух частей: собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т.е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены и опубликованы после окончания переписи.

Под программой переписи населения понимается перечень признаков отдельных лиц и домохозяйств или семей, а также перечень вопросов переписного листа, с помощью которых эти признаки фиксируются, которые являются их эмпирическими индикаторами.

Переписной лист как правило состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов, включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими- то другими опросами и исследованиями.

Адресная часть переписного листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она включает вопрос об отношении переписываемого к главе семьи.

Собственно программа переписи обычно включает в себя вопросы, которые можно объединить в следующие группы:

· Вопросы, позволяющие отнести переписываемого к постоянному или наличному населению

· Вопросы о поле, возрасте, брачном состоянии, т.е. демографические характеристики

· Вопросы о социально-экономических характеристиках, т.е. об уровне образования, профессии, занятиях, источниках дохода, социальном положении

· Вопросы об этнических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об этнической принадлежности, родном языке, других языках, на которых говорит опрашиваемый, а также вероисповедании или конфессионной принадлежности.

· Вопросы, имеющие отношение к изучению воспроизводства населения, т.е. брачности и рождаемости. Порядковый номер брака, дате вступления в брак или его прекращения, а также вопросы связанные с количеством рожденных женщиной детей и желаемом числе детей в семье

· Вопросы о миграции, т.е. о длительности проживания в данной местности и л прежнем месте жительства

· Вопросы, связанные с другими обследованиями обычно варьируются от переписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента. Это могут быть вопросы, связанные с теми или иными экономическими проблемами, касающиеся жилищных условий опрашиваемых и т.д.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1486 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Основные принципы проведения переписей населения

Методы проведения переписей населения

Современные переписи населения проводятся одним из двух методов:

методом опроса, когда переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом;

методом самоисчисления, когда люди сами заполняют бланк переписи и сдают его регистратору, который проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Время выдачи бланков, их заполнения и сбора может не совпадать.

Читайте также:  Аммиак способы защиты первая помощь

Выбор метода проведения переписи зависит от:

— степени подготовленности населения (грамотности и культуры)

— стремлением к получению максимально точных сведений при минимальных затратах.

Иногда применяют оба метода с учетом их достоинств и недостатков: в сельской местности – опрос, в городах – самоисчисление.

Самоисчисление:

Достоинства — экономит материальные ресурсы и время проведения переписи. Недостатки — связано с большим риском получить неточные и неполные сведения; — необходимость большего внимания к формулировкам вопросов для обеспечения однозначности их понимания всеми участниками переписи.

Опрос:

Достоинства — большая точность сведений. Недостатки — большие затраты ресурсов.

Например, в России в переписях 1897 и 1920 гг. в городах применялось – самоисчисление, на селе – опрос.

Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса.

В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применяется метод самоисчисления.

В развитых странах, где население привыкло к регулярному проведению переписей и заочному способу общения с властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос.

В этом случае переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также по почте отправляются респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах.

Способы получения сведений:

— экспедиционный (выезд переписчика на дом к опрашиваемому);

— явочный (опрашиваемые приходят на переписной пункт).

Разные авторы называют разное число принципов и различным образом их определяют, но в целом можно выделить следующие принципы проведения переписей населения:

Основные принципы проведения переписей: Дополнительные принципы:
— всеобщность; — одномоментностъ; — поименность; — самоопределение; — конфиденциальность; — наличие единой программы; — регулярность (периодичность); — безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам;
— строгая централизация управления переписью; — применение экспедиционного способа наблюдения.

Всеобщность переписи означает, что сведения собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.

Всеобщность – главное отличие современных переписей населения, от его учетов, проводившихся в прошлом. Ранее учеты населения проводились в основном в фискальных и военных целях. Государству было важно знать сколько людей они могут поставить «под ружье» и сколько податей собрать, соответствующие категории населения и учитывались.

Отсюда – неполнота информации о населении, отсутствие данных о значительной его части.

Считается, например, что в России во время ревизий первоначально учитывалось лишь мужское податное население, к которому относились только крестьяне и лица некоторых других сословий, обязанных платить подати. Начиная со второй и исключая шестую ревизии учитывалось и женское население.

В настоящее время проблема полноты данных о населении остается актуальной.

Объективная причина этого – подвижность населения. В результате возникает возможность недоучета или двойного счета. Разработаны специальные приемы переписи тех, кто не находится в момент переписи в месте постоянного (или какого-либо другого) проживания.

Субъективная причина связана с мнением некоторых людей о том, что кое-кого вообще не надо переписывать. Например, младенцев или стариков.

Многие граждане убеждены, что перепись будто бы проводится со специальной целью – установить число людей определенных категорий. Поэтому часто на вопрос регистратора о пропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!», а о старике: «Он уже старый, работать не может. Зачем его переписывать?».

Безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам государства – перепись проводится для получения сведений о численности и составе населения, а для решения частных задач используются уже обобщенные результаты переписи.

Данный принцип тесно связан с нивелированием субъективных причин проблемы неполноты данных.

Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту времени, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета.

Любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем фактического опроса, не учитываются. Необходимость этого обусловлена непрерывностью изменения численности и состава населения.

Например, в 2000 г. только за один час в России:

— появлялись на свет 144 младенца, — 253 человека умирало, — заключалось 102 брака, — совершался 71 развод, — 40 человек прибывало в Россию на жительство — 18 человек покидало нашу страну.

Установление критического момента является также одним из способов избежать повторного счета.

Критический момент переписи подбирается так, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятность застать переписываемых в месте постоянного (обычного) проживания была максимальной.

— выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна;

— затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул и т.п.;

— выбирается день, наиболее близкий к началу года, для обеспечения сопоставимости результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения;

— по времени суток обычно выбирается полночь: 0 часов 00 минут.

В итоге, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней во второй декаде января.

Например, в 1959 и 1970 гг. перепись проводилась 15 января; в 1979 г. – 17 января; в 1989 г. – 12 января.

Непонятным исключением становится последняя перепись октября 2002 г.

Реально перепись проводится в течение нескольких дней (периода проведения переписи), обычно 7-10 дней, но вся информация собирается относительно критического момента. Родившиеся после критического момента не учитываются, а умершие – учитываются как живые.

Бывают и однодневные переписи, когда весь сбор информации проводится в течение одного дня. Однодневная перепись может считаться идеальным вариантом для обеспечения полноты информации по состоянию на критический момент. Но она более затратна и неудобна для населения.

Например, в Турции (традиционно), Парагвае (1950 г.), Ливии (1954 г.) жителям специальным распоряжением запрещается выходить из дома до тех пор, пока их не перепишут, в Ираке (1947 г.) – запрещается выходить до конца дня переписи.

Перепись 1965 г. в Турции потребовала в два раза больше счетчиков, чем перепись 1960 г. в США, население которых в семь раз больше турецкого.

Для устранения недостатков однодневной переписи можно использовать метод самоисчисления, т.е. раздавать переписные листы заранее и собирать их в день проведения переписи.

Так поступали во время Первой всеобщей переписи населения России (1897 г.) и во время Всесоюзной переписи 1937 года.

Поименность – означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны.

Читайте также:  Способ применения крема для депиляции velvet

Поименность позволяет разнообразно комбинировать собранные сведения, формировать детальные группировки по различным признакам.

При обработке сведений поименность переписи и результаты представляются в статистических таблицах, в обобщенной форме.

В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сбора сведений о населении, известную еще со времен Древнего Рима. Люди сами должны являться в специальные офисы, где они заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись.

В России 2002 г. также предполагалось открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой.

Самоопределение – принцип тесно связанный с поименностью – означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и требовать документального подтверждения этих сведений запрещено.

Постановление Правительства РФ № 1064 от 22.09.1999 г. «О Всероссийской переписи населения 2002 года».

Федеральный закон от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года»

Применение принципа самоопределения обусловлено:

— с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения,

— а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

Например, возраст в большинстве стран может быть документально подтвержден, а национальность (этническая принадлежность) не подлежит никакому, так называемому «объективному» определению.

Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, по существу, являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности всегда действовал принцип самоопределения, хотя в паспортах и присутствовала 6 графа (национальность).

Некоторые авторы (Борисов В.А. Демография. С. 27.) дополняют принцип самоопределения принципом непосредственного получения сведений от населения, т.е. не из документов, а от людей. Но это излишне, так как принцип самоопределения шире и включает отсутствие документального подтверждения.

Конфиденциальность сведений – логическое дополнение принципов поименности и самоопределения – означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую персональную информацию об опрашиваемых.

Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. В России нарушение этого принципа ведет к ответственности согласно законодательство РФ (статья 8 Закона о переписи населения).

В некоторых других странах (например, в США) и уголовную ответственность.

Извращенным отражением принципа конфиденциальности является засекречивание статистических данных о населении в СССР. До конца 1980-х гг. засекречивались даже данные о возрастном составе населения.

Данный принцип встречается под другим названием – анонимность, но оно видимо неудачно, поскольку по-сути противоречит поименности.

Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам, по общему для всех плану.

Обо всех людях в стране собираются сведения об одних и тех же признаках. Данные обрабатываются по единой методологии и оформляется в однотипные (сопоставимые) статистические таблицы.

Разработка программы занимает по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себя:

— создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи.

— параллельное формирование перечня разработочных таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.

Важнейшее требование – соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей.

Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения – это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников для соблюдения единства программы переписи и получения обобщенного результата по стране в целом.

Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи.

В настоящее время в России это Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ).

— В XIX веке – Статистический комитет Министерства внутренних дел Российской империи.

— В СССР – Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)

— В России – Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

— Российское статистическое агентство;

— опять Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

— с 2004 – Федеральная служба государственной статистики

Например, в США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли.

Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений, образующих строгую иерархическую вертикаль.

У нас они назывались Статистическими управлениями и бюро при местных администрациях. Сейчас – это, например, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.

Вся эта система работает в соответствии с законодательно закрепленными положениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и устанавливают:

· сроки ее проведения; · основные задачи переписи; · критический момент; · поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения. от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года»

В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией.

Например, в США Конституция устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это требование действует с 1790 г. и связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в Конгрессе США.

У нас в стране, регулярность проведения переписей законодательно закреплена в 2002 году.

Регулярность (периодичность) проведения переписей означает, что в идеале переписи должны проводиться через равные промежутки времени для обеспечения сопоставимости данных.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН, переписи должны проводиться раз в 5 или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 или 0, или близкие к ним. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара.

Применение экспедиционного способа наблюдения – выезд переписчиков к местам проживания (пребывания) людей.

Данный принцип направлен на упрощение и удешевление соблюдения принципа всеобщности.

Например, чтобы удостоверится в соблюдении принципа всеобщности в случае открытия переписных пунктов необходимо соотнести поименно всех граждан, отсутствовавших дома на момент прихода переписчика со списками граждан в переписных пунктах, в том числе в других городах. Кроме того, такое соотнесение возможно лишь с использованием сведений о прописке, а это уже юридическое, а не наличное население.

Данный принцип может не соблюдаться в целях повышения доверия населения к государству и переписчикам, а также повышения удобства для населения.

Альтернативы экспедиционного способа наблюдения: опрос по почте и явочный способ.

Источник

Оцените статью
Разные способы