При постфиксальном способе словообразования
Способ словообразования — единица классификации, объединяющая ряд типов.
В зависимости от того, какой словообразовательный элемент участвует при образовании нового слова, различаются следующие морфологические способы словообразования:
- префиксальный
- суффиксальный
- префиксально-суффиксальный
- постфиксальный
- префиксально-постфиксальный
- суффиксально-постфиксальный
- префиксально-суффиксально-постфиксальный
- способ сложения основ.
Префиксальный — такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется префикс (приставка).
Префикс характеризуется следующими отличительными признаками:
- определенный префикс не закрепляется за словами конкретной части речи. Так, префикс пре- может образовать прилагательное (премудрый, преумный)
и наречие (предолго), префикс сверх- образует прилагательное (сверхсложный) и существительное (сверхскорость) и т.д. - префиксы не выражают грамматических значений, несут лишь дополнительную лексическую семантику
- в процессе образования нового слова префикс присоединяется к мотивирующему слову в целом, поэтому с его помощью образуется новое слово той же части речи, что и мотивирующее.
Суффиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется суффикс.
Суффикс в отличие от префикса характеризуется следующими признаками:
- суффиксы классифицируются в зависимости от принадлежности к определенной части речи:
- суффиксы, образующие имена существительные (например, преподава-тель, баян-ист, диплом-ант, курс-ант, балкон чик, мудр¬ец, ключ-ик)
- имена прилагательные (березов-ый, зелен-оват-ый, мор-ск-ой, дерев-янн-ый. клюкв-енн-ый, кож-ан-ый, реч-н-ой и др.)
- глаголы (темн-е-ть, важн-ича-ть, кустарнич-а-ть и др.).
- Суффиксы, кроме словообразовательного значения, вместе с флексией являются носителями определенного грамматического значения. Так, слова с суффиксом -ник имеют флексию имен существительных мужского рода (охотнике, работнике, проводнике), а слова с суффиксом -ниц(а) — флексию имен существительных женского рода (работница, проводница).
- Суффикс может образовывать слова той же части речи, что и мотивирую¬щее, так и слова другой части речи.
- моряк (мотивирующее слово море и производное принадлежат к одной и той же части речи имени существительному)
- глупец (мотивирующее слово — имя прилагательное: глупый, а производное — имя существительное)
- зелене-ть (мотивирующее слово — имя прилага¬тельное: зеленый, а производное — глагол)
Префиксально-суффиксальный способ — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно выступают префикс и суффикс. Данный способ продуктивен для образования:
Постфиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется постфикс. Постфикс, как и префикс, присоединяется к мотивирующему слову в целом и образует ту часть речи, что и мотивирующее слово:
Префиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно употребляются префикс и постфикс:
Суффиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных элементов используются префикс, суффикс
и постфикс:
Источник
Префиксально-постфиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного слова являются префикс и постфикс, одновременно присоединяемые к мотивирующему слову (читать→ вчитаться, спать→ выспаться, бегать→ добегаться, работать→ заработаться, лгать→ изолгаться, слушать→ наслушаться и т. д.). В отличие от префиксально-суффиксального способа префикс и постфикс присоединяются к целому слову, поэтому мотивированное слово всегда той же части речи, что и мотивирующее.
Пефиксально-постфиксальный способ словообразования используется только в сфере глагола.
Принадлежность мотивированного слова к префиксально-постфиксальному способу определяется по семантическому критерию. Так, слово сбежаться мотивировано словом бежать (т. е. быстро собраться с помощью действия, выраженного словом бежать). Сбежаться не может быть мотивировано словом сбежать, которое имеет другое значение (ср.: собрать→собраться).
В научной литературе по словообразованию часто префиксально-постфиксальный способ рассматривается в составе префиксально-суффиксального.
Суффиксально-постфиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного слова являются суффикс и постфикс, одновременно присоединяемые к основе мотивирующего слова (брат→брататься, суета→суетиться, толпа→толпиться, скупой→скупиться, угрюмый→угрюмиться и т. д.).
Особенность суффиксально-постфиксального способа в том, что постфикс —ся невозможно отделить от остальной части мотивированного слова.
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования действует только в сфере глагола.
Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного слова являются префикс, суффикс и постфикс, одновременно присоединяемые к основе мотивирующего слова (бок→подбочениться, сомнение→усомниться, смелый→осмелиться, щедрый→расщедриться, шептать→перешептываться, говорить→переговариваться). Как и в суффиксально-постфиксальном способе, от данных слов невозможно отделить постфикс.
Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ словообразования действует только в сфере глагола.
Источник
2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере— ( пере-плы —ть ← плы —ть).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи —ть ← ходи —ть; сверх -одарённ —ый ← одарённ —ый; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- ( смол- и —ть ← смол —а).
Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез- няк □ ← берёз —а; перепис- ыва —ть ← перепис/а —ть; сер- оват —ый ← сер —ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер- е —ть ← сер —ый; сер- ость □ ← сер —ый; сер- о ← сер —ый).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся ;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи —ть— ся ← учи —ть; как —ой— то ← как —ой; когда- либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд- ениj —е ← восход/и —ть; надрез- к —а ← надрез/а —ть; удаль- ств —о ← удал —ой;
2. восход -Ø □ ← восход/и —ть; надрез -Ø □ ← надрез/а —ть; удаль -Ø □ ← удал —ой.
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) – нулевая суффиксация.
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и —ть; рассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; щебет -Ø □ ← щебет/а —ть.
5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан- ник □ ← стакан □ ; под -шеф- н —ый ← шеф □ ; обез -оруж- и -ть ← оружи- j —е; по -сво- ему ← сво —й.
Ср.: под -окон- ник □ («под окном») ← окн —о; под -стакан- ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун- иj —е («без луны») ← лун —а.
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взросл ому ← взросл ый; по-хорош ему ← хорош ий; по -товарищески ← товарищеск ий; по -волчь- [ j ] —и ← волч ий;
б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый; в-треть-их ← трет ий.
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног —а; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака —ть— ся ← плака —ть; в -чита —ть— ся ← чита —ть.
суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
Толп- и —ть— ся ← толп —а; скуп- и —ть— ся ← скуп —ой.
приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса.
Пере -шуч- ива —ть— ся ← шут/и —ть.
Источник