- При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами
- семинар-практикум для молодых специалистов ««Постановка звуков у детей дошкольного возраста» материал по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами
При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.
Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Постановка звука.
4. Автоматизация звука.
5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.
Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться.
При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам логопед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормальным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
Источник
семинар-практикум для молодых специалистов ««Постановка звуков у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии на тему
семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
в рамках постоянно действующего семинара
учителей-логопедов ДОУ Советского района
Тема: «Постановка звуков у детей дошкольного возраста»
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
- Первый этап подготовительный
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Прежде чем начать обучение произношению звука «с», нужно чтобы ребёнок услышал и понял, что он пропускает этот звук;
- Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
- Второй этап основной
- Устранение неправильного звукопроизношения;
- Сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука;
- Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, схожие
по артикуляции или по звучанию;
- Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путём включения в работу сохранных анализаторов (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).
Занятия по исправлению дефектов произношения проводятся в определённой последовательности:
Автоматизация звуков в разговорной речи.
Для постановки звуков нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт, набор дидактического и иллюстративного материала.
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
Первый способ основан на подражании.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (зонды).
Третий способ — смешанный.
Сигматизмы свистящих звуков
Недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) называются сигматизмами свистящих звуков.
К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков (антропофонический дефект). Если фонема с заменяется другой фонемой, например ш, ф, т такие нарушения называются иарасигматизмами (фонологический).
Правильный уклад органов артикуляции
Звуки «С», «Сь», «З», «Зь»
Губы растянуты в улыбку, видны передние резцы.
Кончик языка упирается в нижние резцы.
Спинка языка выгнута, по серединке языка образуется желобок.
Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
Голосовые связки не работают, звук глухой.
При произнесении мягкого звука сь губы чуть больше растягиваются в улыбку, средняя часть спинки языка поднимается выше к твёрдому нёбу, кончик языка сильнее упирается в резцы.
При произнесении звуков з и зь артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении с и сь, только вибрируют голосовые связки. Звук ц
Звук относится к группе аффрикат и образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с».
Сигматизмы бывает следующих видов:
- Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами.
- Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа сближается с верхними резцами. Звук с близок к звуку ф.
- Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, либо с одной стороны, либо с двух сторон. Вместо звука слышится шум, «хлюпающий» звук.
- Призубный сигматизм. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие этого отсутствует свист. Вместо звуков сиз слышатся звуки т и д.
- Шипящий сигматизм. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, спинка языка резко выгнута, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш или ж.
- Носовой сигматизм. Корень языка поднимается к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.
Постановка звука «С»
Пока не будут четко сформированы артикуляционные уклады, звук нельзя ставить.
Используется: таблица параметров звука, символы звуков — птичка, насос, песенка «водички», комарик и др., подключается зрительный, тактильный, слуховой анализатор, используется ручная модель, спички, зубочистки, зонды.
Отрабатываются опорные звуки и и ф, сильная воздушная струя, идущая по центру языка, широкий распластанный язык и желобок по середине языка.
Ребёнку не говорим, что будем правильно учиться говорить звук «С», а будем учиться петь песенку «птички» «и-и-и- и», и не отрывая языка от зубов пускать ветерок на язычок, или «дуть» на язычок.
Исправление межзубного сигматизма:
Межзубный сигматизм, как правило, показатель дизартрического компонента. Слабые мышцы языка не удерживаются за зубами, и у ребёнка нет ощущений от прикосновения с зубами.
Укрепляются мышцы языка, отрабатываются упражнения на выработку ощущений от соприкосновения языка и нижних зубов.
Исправление губно-зубного сигматизма:
Больше даётся упражнений для губ. Отрабатывается оскал, улыбка, при необходимости оттягивается губа при произнесении звука.
Исправление бокового сигматизма:
Необходимо хорошо отработать воздушную струю по центру языка и широкий распластанный язык. Помогут следующие упражнения «Пошлёпаем язычок», «Лопаточка», дутьё в пузырёк, соломинку, коктельные трубочки. Длительное дутьё избегать, так как может возникнуть кислородное голодание.
Исправление носового сигматизма:
Тренируется активность нёбной занавески при помощи лёгкого массажа, с использованием зонда-шарика, лёгкое прикосновение к корню языка зондом, салфеткой, свёрнутой в трубочку это вызовет рвотный рефлекс, который заставит работать мягкое нёбо,
отрабатывать покашливания, позёвывания, питьё мелкими глотками воды или сока. Дифференциация ротового и носового дыхания. Используется приём зажимание крыльев носа. Исправление призубиого сигматизма:
Вырабатывается положение языка за нижними зубами. Кончик языка по центру прижимается к нижним зубам спичкой или тупой зубочисткой. Исправление шипящего сигматизма:
При шипящем сигматизме необходимо кончик языка перевести к нижним зубам. Можно использовать способ постановки от звука «Ф», при закусывании языка, это позволит избежать оттягивания языка назад и отрабатывать мышечные ощущения прикосновения кончика языка с зубами, при помощи упражнения «Киска сердится» убирать излишне поднятую спинку языка.
Постановка звука «3»
Характеристика звука та же, только разница в работе голосовых связок, звук звонкий. Постановка звука проводится теми же приёмами, только с подключением голоса. При оглушении звука используется метод академика Щербы по аналогии с гласными. Составляется таблица. Гласные «пропеваются» на одном выдохе, без пауз. Начинается пропевание звука «а» вначале тихо, затем добавляется сила голоса и звук «А» поётся громко. Во время работы с таблицей осуществляется тактильно-вибрационный контроль. Последний гласный максимально близок по артикуляции к звуку «С» и «3».
а А
о О
и И
с 3
Постановка звука «Ц»
Звук «Ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «Т» и «С» (ТС= Ц). если хорошо отработан и автоматизирован звук «С», то постановка звука «Ц», как правило, не вызывает затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для семинара-практикума по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме.
Семинар-практикум на тему: « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз.
Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности»
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя.
Семинар-практикум «Работа с родителями по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Семинар-практикум «Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом.
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий» раскрыта работа с дидактическими п.
Источник
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
Нина Дельцова
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дельцова Нина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь — необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти, и физического развития ребенка.
Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей. Ранимость детской речи связанна с тем, что длительно формирующаяся речь — один из сложных навыков человека.
Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.
В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.
Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.
Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).
Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.
Упражнения вначале необходимо брать самые простые, чтобы они легче получались и давали результат, чтобы ребенок был заинтересован в успехе, что очень важно для дальнейшей работы. Дальше — от легкого переходим к трудному. Необходимо учитывать возможности каждого, подходить индивидуально. В результате проделанной работы речевой аппарат готов к постановке звуков. Начинаем со свистящих звуков («с», «с’», «з», «з’» «ц», «ц’»). Поставили звук, автоматизируем, дифференцируем, вводим в речь. При введении в речь используем слоги (прямые и обратные, слова, предложения, потешки, чистоговорки и небольшие стихотворения. Свистящие воспитаны, при произнесении свистящих ребенок хорошо удерживает язык за нижними резцами, губы держит в легкой улыбке.
Далее переходим к шипящим звукам («ш», «ж», «ч», «щ», целиком меняем положение языка. Полностью изменяется артикуляционная гимнастика, язык необходимо удерживать вверху. Начинается работа с воспитания звука «ш», а далее поэтапно, переходим к каждому недостающему звуку, по мере их чистого произношения. После переходим к дифференциации воспитанных свистящих и шипящих звуков. Работа над свистящими и шипящими звуками закончена. Переходим к работе над звуками «л», «л’», «р», «р’». Меняем артикуляционную гимнастику, необходимую для воспитания звуков «л», «л’». По мере чистоты произношения звуков «л», «л’», переходим к постановке «р», «р’», готовим речевой аппарат к их постановке, меняем артикуляционную гимнастику. Звуки «л», «л’», «р», «р’» поставлены, дальше работаем над дифференциацией полученных звуков («л» — «р», «л’» — «р’»); переходим к самостоятельной речи ребенка. Работаем над маленькими рассказами, пересказами и ответами на вопросы. Требования к родителям — следить за чистотой произносимых звуков в самостоятельной речи ребенка в домашних условиях.
Цель логопедического воздействия — исправление неправильно произносимых звуков. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильного произнесения звуков, введения их в речь умение пользоваться в самостоятельной речи. Все это достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения. В работе преимущественно использую игровую форму. Лишь таким образом можно вызвать потребность ребенка в общении, интерес к упражнениям, что в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональное воздействие и способность развитию речевого подражания. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше оснований на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.
Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.
Начиная с младенческого возраста, окружающие ребенка люди, стараются разговаривать с ним, хотя ребенок еще не понимает смысла слов, но наше слово — это такая уникальная особенность человеческой речи, которая в дальнейшем пригодится ребенку в его речевом развитии, так как каждое слово, услышанное ребенком, навсегда остается в запасах коры головного мозга. Речь ребенка целиком зависит от речи окружающих его людей. И задача взрослых постоянно говорить чистой и правильной речью. Речь ребенка появляется, копируя речь взрослого.
Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.
Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков — одна из важнейших задач.
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.
Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Сценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Источник