- При подрядном способе выполненные строительно монтажные работы
- Вычет НДС при строительстве ограничен тремя годами
- НДС при подрядном способе СМР
- Поэтапная сдача работ
- Суть дела
- Позиция суда
- Поделиться
- Распечатать
- Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
- Учет расходов
- Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
- Внимательно оцениваем договор и его условия
- Проверяем договор
- Строительные расходы — отражение в учете
При подрядном способе выполненные строительно монтажные работы
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры). К подрядчику не переходит право собственности на переданные ему в работу материалы. Поэтому материалы до приемки работ будут числиться на балансе у заказчика.
Не нужно начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.к. работы выполняет подрядная организация.
Обоснование вывода:
Вычет НДС по строительным материалам
Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ. Для принятия к вычету входящего НДС необходимо, чтобы имущество приобреталось для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет сумм налога производится на основании счетов-фактур продавцов после принятия на учет имущества на основании первичных документов (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Входной НДС по приобретенным строительным материалам принимается к вычету после оприходования их на счете 10, даже если материалы используются для проведения строительно-монтажных работ для собственного потребления (абзац 1 п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 17.07.2019 N 03-07-10/53067, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@, от 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@)).
Указанные налоговые вычеты могут быть заявлены организацией в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных материалов (работ, услуг) независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 12.09.2017 N 03-07-10/58705, от 01.09.2017 N 03-07-11/56395, от 26.12.2016 N 03-07-10/77953, от 08.12.2016 N 03-07-10/73279, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).
По истечении трех лет с момента принятия на учет рассматриваемых материалов (работ, услуг) налогоплательщик утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС (определение ВАС РФ от 12.03.2014 N ВАС-1925/14 по делу N А75-3261/2013, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.10.2018 N Ф08-8239/2018 по делу N А53-38223/2017).
Таким образом, НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры), т.к. покупка этих материалов в конечном итоге предназначена для деятельности, облагаемой НДС. Дожидаться окончания строительства не нужно.
Передача материалов подрядчику в переработку подразумевает, что право собственности на них остается за организацией (п. 1 ст. 220, ст. 703 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).
В момент передачи материалов организация должна оформить накладную на отпуск материалов на сторону (например, по форме N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а) с пометкой «давальческие материалы».
Поскольку при передаче своих материалов подрядчику как давальческих право собственности на них не переходит к подрядчику, стоимость таких материалов организация с баланса не списывает, а учитывает на счете 10, субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». На это указывается и в п. 157 Методических указаний.
Подрядчик обязан использовать предоставленные организацией материалы экономно и расчетливо. После окончания работы он обязан представить отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия организации уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у него неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
НДС по СМР для собственного потребления
Выполнение СМР для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
По мнению представителей финансового ведомства, в качестве СМР для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ следует рассматривать работы капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения и т.п., или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям (письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-07-11/75377, от 30.10.2014 N 03-07-10/55074).
Если строительство собственных объектов осуществляется силами подрядчика, но из материалов заказчика, то стоимость давальческих материалов, приобретенных заказчиком для строительства в собственных интересах, не включается в налоговую базу налогоплательщика по СМР. Также у заказчика строительства не возникает объекта налогообложения и при передаче давальческих материалов. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05. Этот же вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 4445/08, постановления ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/14232-10-2.
Минфин разъясняет, что стоимость работ, выполняемых привлеченными подрядными организациями, не подлежит обложению НДС у заказчика (письмо Минфина России от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Суды данную позицию поддерживают (смотрите решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 (письмом ФНС России от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527 указанное решение ВАС РФ доведено до сведения налоговых органов)).
Таким образом, начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ не нужно т.к. работы выполняет подрядная организация. Объект обложения НДС по таким СМР у заказчика отсутствует, в том числе и при передаче подрядчику давальческих материалов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДС при выполнении СМР для собственного потребления;
— Энциклопедия решений. Учет передачи материалов в переработку на сторону;
— Вопрос: Организация учитывает строительные материалы на счете 10-8. Ей передаются материалы на давальческой основе подрядчику, осуществляющему строительные работы. Как организации отразить это в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
— Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, изготавливает хозяйственным способом сушильные шкафы для собственного производства (выпускаемая продукция облагается НДС). Шкафы являются технологическим оборудованием, не связаны с объектом недвижимости; их можно передвигать из одного помещения в другое, не причиняя ни помещению, ни шкафу ущерба. Каков бухгалтерский и налоговый учет поступления изготовленных хозяйственным способом основных средств? Включаются ли в первоначальную стоимость шкафа общехозяйственные расходы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
— НДС от начисления до возмещения. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (В. Семенихин, газета «Финансовая газета», N 37, октябрь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
13 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Вычет НДС при строительстве ограничен тремя годами
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа №А52-100/2019 от 31.10.2019
При строительстве подрядным способом заявлять НДС-вычеты следует по мере выполнения работ, подписания актов приемки, поступления счетов-фактур от подрядчиков и данных, свидетельствующих о принятии заказчиком работ к бухгалтерскому учету. Момента ввода объекта в эксплуатацию ждать не нужно.
Налоговые вычеты по НДС — это суммы, на которые можно уменьшить налог, начисленный к уплате в бюджет. В большинстве случаев это те суммы НДС, которые поставщики указали в счетах-фактурах на товары (работы, услуги), приобретенные фирмой. Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика. Его заявляют в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях, а получить можно только при соблюдении установленных НК РФ условий.
НДС при подрядном способе СМР
При подрядном способе все строительно-монтажные работы выполняют фирмы-подрядчики, с которыми заключают соответствующие договоры.
Суммы налога, предъявленные заказчику работ подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ). Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, после принятия выполненных работ на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1, 5 ст. 172 НК РФ).
Окончание работ оформляют актом, в котором указывают договорную (сметную) стоимость строительства.
Сумму НДС, которую подрядчик предъявил фирме, следует принять к вычету. Сделать это можно в обычном порядке, если соблюдены следующие условия:
строительно-монтажные работы проведены подрядчиком на объектах, которые будут использоваться для производственной деятельности;
работы должны быть «приняты к учету», то есть оприходованы на балансе фирмы;
у фирмы есть счета-фактуры, полученные от подрядчика.
Кроме того, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетных и первичных документах (накладных, актах выполненных работ и оказанных услуг, платежных поручениях и т. п.).
Существует еще такое правило. Воспользоваться правом на вычет НДС можно в течение трех лет, считая со дня окончания квартала, в котором возникло право на вычет. Такое мнение выразил Конституционный суд в определении от 24.03.2015 № 540-О.
Поэтапная сдача работ
Зачастую подрядчики предъявляют заказчику акты выполненных работ поэтапно (например, ежемесячно) по еще не завершенному объекту капитального строительства. Как правило, в этих случаях подрядчик оформляет акты выполненных работ (форма № КС-2) и выставляет счета-фактуры заказчику.
Многие налогоплательщики придерживается мнения, которое сформировалось «благодаря» позиции Минфина, выраженной в том, что если в договоре подряда нет условия о поэтапной сдаче работ, они не принимаются к учету до полного их завершения. Получается, что входной НДС по ним нельзя принять к вычету до окончания работ. Чиновники заявляют, что акты по форме № КС-2 являются основанием для определения стоимости работ, но не свидетельствуют о принятии результата работ заказчиком (см. письмо Минфина от 14.10.2010 № 03-07-10/13).
Тем не менее, судьи эту позицию не поддерживают.
А как показал рассматриваемый случай, не применять вычеты по НДС, пока не будут выполнены строительные работы в полном объеме, рискованно: их можно потерять (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2019 по делу № А52-100/2019).
Суть дела
Организация привлекла подрядчика к выполнению работ по возведению фундамента и укреплению откосов комплекса. Работы были оплачены по выставленным счетам-фактурам и приняты к учету. Однако весь объект был введен в эксплуатацию лишь спустя четыре года. Ошибочно полагая, что только в этот момент появилось право на вычеты «входного» НДС, фирма отразила их в декларации. А ошибка в том, что по ее мнению, течение трехлетнего срока, отведенного на вычеты, обусловлено моментом ввода в эксплуатацию построенного объекта.
В результате время оказалось упущено. Инспекция в вычетах отказала. Суды ее поддержали.
Позиция суда
Фирма имела право на применение налоговых вычетов по выполненным работам в ходе строительства объекта по мере подписания актов приемки выполненных работ, поступления счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, и данных, свидетельствующих о принятии работ к бухгалтерскому учету, а не с момента ввода объекта в эксплуатацию. То есть условия для вычетов выполнялись.
Налоговая декларация по НДС, в которой фирма заявила вычеты, подана после истечения трехлетнего срока с момента окончания налоговых периодов, в котором были соблюдены все условия для принятия НДС к вычету.
Каких-либо обстоятельств, препятствовавших компании обратиться за реализацией права на вычет в установленный срок, не установлено.
В данном случае неприятность произошла из-за обычного незнания требований законодательства.
Кстати, имеются судебные решения, где арбитры отмечают, что право на применение налоговых вычетов не зависит от того, выделены или нет в договоре этапы строительных работ. Чтобы применить вычет достаточно иметь счет-фактуру и первичные документы (форма КС-2), подтверждающие выполнение работ, а также отразить стоимость выполненных работ в бухгалтерском учете.
Если представленные организацией документы не содержат ошибок в оформлении и подтверждают реальность хозяйственных операций, она вправе предъявить НДС к вычету, не дожидаясь окончательного выполнения работ (см. постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2016 по делу № А32-1590/2013).
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Источник
Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
Строительство сегодня занимает пятую строчку в структуре ВВП нашей страны, в этой сфере заняты сотни тысяч сотрудников, которые реализуют дорогостоящие промышленные объекты и возводят новые жилые микрорайоны. Все процессы в строительстве, реконструкции зданий, капитальном ремонте осуществляются поэтапно. Каждый этап важен, начиная от разработки концепции, проектной и рабочей документации, инженерно-геодезических изысканий и заканчивая регистрацией готового объекта.
Для бухгалтера, который работает в строительстве, очень важно понимание этих стадий, их взаимосвязь и этапность. Давайте разберемся с тем, какие особенности учета существуют в строительстве, какие операции могут проводить хозяйствующие субъекты, как учитывать операции на счетах бухгалтерского и налогового учета, какими документами в бухгалтерской программе отражать данные операции.
Начнем по порядку. В строительной организации, как и во всех других организациях, все доходы и расходы подразделяются на два больших блока: связанные с основным видом деятельности (строительным) и внереализационные. А расходы, кроме того, делятся на управленческие, которые учитываются по Дебету счета 26 и связанные с реализацией, которые учитываются по Дебету счета 20 в разрезе объектов строительства.
бухгалтерский учет выручки по основному виду деятельности (строительно-монтажные работы)
Д-т 62. 01 К-т 90.01
Дт 90.03 Кт 68.02
себестоимость строительных работ
Дт 90.2 Кт 20.01 при закрытии месяца
бухгалтерский учет доходов по внереализационным доходам (продажа имущества, % по займам и пр., что не связано со стройкой)
Д-т 76.09 К-т 91.01
Учет расходов
Как я уже отметила выше, в строительстве существует два типа расходов:
- строительные, т.е. связанные с основным видом деятельности. Для отражения их учете используется счет 20.01 по Дебету.
- управленческие (общехозяйственные) расходы, т.е. связаны с управлением организации. Это могут быть:
зарплата и налоги управленческого персонала
канцтовары, страховки КАСКО/ОСАГО, взносы в СРО, представительские расходы, почтовые расходы, лизинговые услуги
Д-т 26 К-10,60, 97.21
Какими правилами должен руководствоваться бухгалтер для корректного отражения расходов по строительству на счетах бухгалтерского учета? Какое значение имеют договоры?
Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
Статья 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает, чтобы бухгалтер обращал особое внимание на оформление первичных документов и дает подробный перечень обязательных реквизитов.
Пункт 2: Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Также бухгалтеру стоит обратить особое внимание на два пункта из вышеуказанной статьи:
«Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок» (пункт 1 ст.9).
«Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания» (пункт 3 ст.9).
Кроме этого, при принятии первичных документов к бухгалтерскому учету делается их анализ, в результате которого выясняется, а возможно ли конкретный документ принять к налоговому учету.
Важное условие: чтобы полученные документы бухгалтерия могла учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли и принять НДС к вычету, эти документы должны соответствовать п.1 ст.252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованы, а все затраты документально подтверждены.
Обоснованные расходы — это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы— это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Внимательно оцениваем договор и его условия
Любой бухгалтер, работающий в строительстве, понимает, что договор — это очень важная составляющая строительного бизнеса и он важен по трем причинам:
- договор формирует либо доходную, либо расходную часть бизнеса,
- любым договором можно сэкономить либо полностью использовать объемы своих оборотных средств.
- от содержания договора, корректности отраженной в нем информации, зависят финансовое состояние организации, которое отражается в итоговых формах бухгалтерской отчетности и важно для инвесторов, партнеров-займодавцев и налогооблагаемая база по налогам, которую контролируют налоговые органы.
Сразу отмечу, что п.2 ст.54.1 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий:
- Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Именно такое понимание договора и особое внимание деталям при заключении его позволят минимизировать правовые, финансовые и налоговые риски.
Поэтому, после того как бухгалтер проверил соответствие первичных документов положениям 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениям статей 54.1 и 252 НК РФ, необходимо детально ознакомиться с содержанием договора, чтобы понять какие проводки надо сделать в бухгалтерском учете и каким документом оформить операцию в бухгалтерской программе.
Проверяем договор
Строительство — это сложная отрасль, где очень много рисков, связанных с проектировкой объекта, правильно проведенными геодезическими изысканиями, качеством строительных материалов, слаженной работой подрядчиков и прочими условиями. Поэтому договор в строительстве имеет особо важное значение и является одним из самых сложных договоров. Мы разработали свой алгоритм проверки договора, предлагаю вам попробовать использовать его в своей работе. Если вы пользуетесь своим алгоритмом, то, возможно, какие-то пункты, приведенные ниже, могут оказаться вам также полезны.
1. Реквизиты (название, отражающее вид договора, дату, номер, место заключения). Например, для строительной отрасли — это договор подряда, аренды строительного инструмента или строительной техники, субподряда, договор поставки строительных материалов.
2. Вводная часть договора («преамбула»). Как правило, в этой части договора содержится информация, идентифицирующая участников договора: название организации, должность, ФИО лица, представляющего ее интересы (по доверенности или на основании Устава), заключающего договор.
При проверке этого раздела вам необходимо сверять информацию, указанную в договоре с выпиской из ЕГРЮЛ, которую можно найти на сайте ФНС. Помните, что если договор заключен лицами, которые не имеют юридических полномочий представлять интересы организации, то он будет считаться юридически незаключенным. Для строительных организаций в данном разделе по уже сложившейся практике, указываются также данные СРО (номер и дата), так как без СРО строительные работы проводить нельзя. А также многие организации, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, указывают в этом разделе информацию о своем режиме (поставщики сырья и материалов могут применять УСН). Следует обратить внимание на то, что организации, которые выполняют строительно-монтажные работы, имеют право использовать только основную систему налогообложения.
3. Предмет договора. В предмете договора указывается информация — что это за договор: подряд, субподряд, поставка сырья и материалов, аренда строительного инструмента или строительной техники с экипажем.
Что строительным организациям важно отразить в данном разделе договора, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов?
При формировании этого раздела очень важно учитывать, что все расходы строительной организации делятся на два крупных блока. Либо это расходы управленческие (административные), либо это расходы, связанные с объектом строительства.
Если расходы, указанные в договоре, связаны с конкретным объектом строительства, то вам необходимо указывать наименование объекта строительства и его адрес буква в букву в полном соответствии с разрешением на строительство объекта либо в договоре подряда с заказчиком.
Также в данном разделе указывается вариант выполнения строительных работ (собственными силами или с привлечением субподряда). Данное условие является очень существенным для строительного договора, т.к. влияет на налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль.
Кроме того, вам нужно учитывать, что часто, раздел предмет договора, а также другие разделы договора содержат отсылки на приложения. Сама нумерация разделов договора, абзацев правовых положений внутри каждого раздела, приложений договора, названия приложений должны четко совпадать с информацией текста договора. В реальной жизни на практике этому не уделяется достаточно внимания, при этом такого сорта разночтения могут иметь для организации серьезные правовые последствия.
4. Цена договора и условия оплаты. Это очень важная часть любого договора в бизнесе, а тем более в строительстве. Цена договора должна соответствовать итоговой строке сметы. Когда цена договора указана в формулировке сумма, в т.ч. НДС, то и в смете формулировка должна быть такой же. Не допускайте в формулировке никаких разночтений и обязательно указывайте ставку НДС. Часто, на практике, встречаются варианты, что в смете, в отличие от договора, НДС выделяется сверху без указания ставки. Очень важно выделять ставку НДС и указывать ее, особенно учитывая, что с 01 января 2019 г. она стала 20%.
Практика показывает, что часто в данном разделе есть разночтения следующего характера. Содержится формулировка, что цена по договору устанавливается ведомостью согласования договорной цены, а между тем прикладывается смета. Обратите внимание: это два разных документа. Лучше придерживаться формулировки сметаи в указании цены договора и названии самого документа, которая является приложением к договору и его неотъемлемой частью. Тем более, что ст.743 ГК РФ такой подход поддерживает:»Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».
На практике разночтения в названии документов почти всегда имеют правовые последствия. Если вы упомянули в договоре оба документа (ведомость согласования договорной ценыи смета), то они должны быть оба приложены к договору для обоснованности расходов.
5. Права и обязанности сторон— это самый емкий из всех разделов. В договорах подряда и субподряда он содержит детальное описание процедур выполнения, извещения о готовности и сдаче выполненных строительных работ. Обратите внимание на следующие три пункта:
1) Обязательно должна быть прописана в договоревозможность принятия частями работ и расходов для бухгалтерского и налогового учетана подрядные или субподрядные работы. Например, работы сдаются поэтапно или согласно графику выполнения работ (графиком следует предусмотреть хронологию сдачи работ).
2) Возможность отказа в приемке работ с написанием мотивированного отказа. Спорные ситуации, которые возникают при исполнении строительного договора связанны в том числе и с качеством принимаемых выполненных работ. Эти ситуации влияют на расходы и доходы организаций-участников договора подряда и субподряда, а также на обязанности оплаты выполненных работ (т.е. расходования оборотных средств) и формирования налогооблагаемых баз по НДС и, конечно, прибыли у участников договора.
Важно понимать, что существует обратная пропорциональная зависимость между участниками договора. Что для заказчика и подрядчика, для подрядчика и субподрядчика, соответственно, расходы по налогооблагаемой базе по прибыли и НДС к зачету для одной стороны, то является налогооблагаемой базой по этим налогам для другой стороны.
На практике нередко встречаются ситуации, когда заказчик, испытывающий трудное финансовое положение, не готов платить за выполненные работы и отказывает в приемке работ. В такой ситуации для подрядчика важно не допустить, чтобы выполненные объемы работ не стали налогооблагаемой базой по НДС и прибыли и вы, со своей стороны, должны получить мотивированный отказ в приемке работ. Такой отказ должен содержать обоснованную причину в отказе приемки работ и ссылку на ГОСТы и строительные нормативы.
3) Многие строительные подрядные организации прибегают к услугам организаций-субподрядчиков. Строительные организации-заказчики, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь в части получения вычета по НДС и расходов по прибыли, когда договор содержит условие выполнения работ с привлечением субподряда, прописывают в договоре свое право компенсации такой потери за счет стороны подрядчика.
Если при проверке всех субподрядчиков выявится схема или какой-то один субподрядчик будет признан недобросовестным, то указание такого условия в договоре позволит в досудебном или судебном порядке получить компенсацию в размере незачтенного налоговиками НДС и расходов по прибыли.
6. Ответственность сторон. В данном разделе договора предусматриваются пени и штрафные санкции для каждой из сторон участников договора за нарушение сроков оплаты, выполнения работ, использование некачественных материалов и др. Вам как бухгалтеру нужно учитывать, что возможность взыскания штрафных санкций прописывается в договорах строительства вариативно. Это может быть либо правом заказчика, подрядчика, либо обязанностью. Обратите свое внимание на то, что формулировка обязанности имеет налоговые риски, а именно, обязанность начислить эти санкции и включить в налогооблагаемую базу по прибыли.
Строительные расходы — отражение в учете
Итак, мы с вами разобрались с понятием первичных документов и договора в строительстве, а также определились с необходимыми требованиями к ним. Теперь разберем вопрос отражения расходов строительной организации при осуществлении основного вида деятельности. Какие это могут быть расходы и как они отражаются в бухгалтерской программе:
1. Поступление товаров, работ, услуг.
Источник