Резервы повышения эффективности производства и их классификация
Понятие резервов повышения эффективности производства
Одной из основных задач и конечной цель АХД является выявление резервов повышения эффективности производства. В экономической литературе понятие резервов часто сводится к снижению потерь при использовании ресурсов.
Резервы– неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производственных сил и производственных отношений.
Пути использования резервов:
· устранение потерь и нерациональных затрат;
· использование больших возможностей НТП как главного рычага повышения эффективности производства.
С этой точки зрения резервы – это потенциальные возможности повышения его эффективности за счет улучшения использования всех видов ресурсов в результате внедрения мероприятий НТП.
Проблема поиска и реализации резервов усиливается по мере становления рыночной экономики и появления конкуренции.
В научно и учебной литературе выделяют два основных направления расчета резервов:
1. расчет резервов по базе ретроспективного анализа путем экстраполяции этих резервов на будущий период;
2. расчет резервов на базе внедрения конкретных мероприятий НТП и организационных преобразований.
Целесообразно отдать предпочтение второму направлению, т.к. при этом учитываются конкретные условия производства, а не данные прошлых периодов.
Важнейшим методологическим принципом при количественной оценке резервов является выбор базы сравнения для определения их потенциальной величины.
В качестве базы сравнения можно принять следующий уровень использования отдельных видов производственных ресурсов:
· фактически достигнутый на передовых предприятиях (отечественных или зарубежных).
Классификация резервов повышения эффективности производства
Классификация резервов возможна по разным признакам любая классификация должна способствовать их поиску .
1. По своей экономической природе резервы подразделяются:
1. Резервы экстенсивного характера – те резервы, которые связаны с вовлечением в производство дополнительных ресурсов(трудовых, материальных, финансовых),
2. Резервы интенсивного характера – связаны с более полным использованием имеющегося потенциала, экономией живого и овеществленного труда.
2. По способам выявления:
1. явные (их легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности)
2. скрытые (связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта, которые не предусмотрены планом).
3. По пространственному признаку
· внутрихозяйственные (выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии – ликвидация потерь рабочего времени.),
· отраслевые (могут быть выявлены только на уровне отрасли – рационализация размещения предприятий),
· региональные,
· общегосударственные.
4.По временному признаку:
· неиспользованные (упущенные возможности повышения эффективности производства относительно плана или достижений науки и пепредового опыта за прошедшие промежутки времени),
· текущие (возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени);
· перспективные (их использование связано со значительными инвестициями, внедрением достижений НТП, сменой технологии производства);
5.По стадиям процесса воспроизводства:
· в сфере производства,
· в сфере обращения (предотвращение различных потерь продукции на пути от производителя к потребителю).
6.По стадиям жизненного цикла изделия:
· предпроизводственная стадия (изучается потребность в изделии, свойства, которыми она обладает, разрабатывается конструкция изделия, технология производства, проводится подготовка производства.).
На этой стадии могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия.
· производственная стадия (происходит освоение новых изделий, новых технологий и затем осуществляется массовое производство продукции.).
Коренные изменения этого процесса уже невозможно без больших потерь.
· эксплуатационная стадия (гарантийный и постгарантийный периоды).
На этой стадии снижения затрат зависят от качества выполняемых работ на первых двух стадиях.
1.С точки зрения основных элементов процесса производства:
· с использованием трудовых ресурсов,
2.По конечным результатам, на которые эти резервы воздействуют:
· повышения объема продукции,
· укрепления финансового состояния предприятия,
· повышения уровня рентабельности и т.д.
Методика подсчета и обоснования величины резервов
Методика подсчета результатов зависит от характера результатов (интенсивные, экстенсивные); способов их выявления (явные или скрытые); способов определения их величины (формальный или неформальный).
При формальном подходе величина результатов определяется без увязки с конкретными мероприятиями.
Неформальный подход основывается на конкретных организационно-технических мероприятиях.
Для подсчета величины результатов используются ряд способов.
1. Прямого счета (этот способ применяется для подсчета величины результатов экстенсивного характера), т.е. когда известна величина дополнительного привлечения ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов).
2. Способ сравнения – этот способ применяется для подсчета величины резервов интенсивного характера, т.е. когда потери ресурсов или возможная их экономия определяется в сравнении с плановыми нормами или с затратами на ведущих производствах.
3. Способ детерминированногофакторного анализа (используется для определения величины результатов с помощью приемов цепных подставок).
4. Корелляционно-регрессионный метод.
При свободном подсчете результатов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы классификации резервов.
Организация поиска резервов
Для рациональности поиска резервов важное значение имеет группировка по стадиям процесса производства (снабжение, производство, сбыт), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий наибольший эффект достигается при поиске резервов на предпроизводственной стадии. Здесь могут быть выявлены резервы за счет предупреждения различного рода излишних затрат.
Важное значение при организации поиска резервов имеет предварительное определение резервоемких направлений, участков производства, где имеются большие потери труда и материальных ресурсов, простой техники.
В процессе поиска резервов важное место занимает практический опыт, позволяющий сформулировать определенные условия рационального выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:
1. Выявление ведущего звена в повышении эффективности производства (т.е. выявление тех затрат, которые составляют основную часть себестоимости продукции и которые могут дать большую экономию при минимальных затратах).
2. Учет типа производства. В массовом производстве анализ результатов рекомендуется вести в следующей закономерности: Изделие- Узел — Деталь; в единичном производстве по отдельным операциям производственного цикла.
3. Одновременный поиск резервов по всем стадиям производственного процесса изделия.
4. Выделение узких мест в производстве, которые лимитируют темпы роста объема продукции.
5. Определение комплектности резервов (экономия материальных ресурсов должна сопровождаться экономией труда и времени использования оборудования, т.к. только в этом случае возможен выпуск дополнительной продукции).
Методика анализа внутрипроизводственных резервов включает:
1. Регламентацию работ по выявлению резервов и их количественному измерению.
2. Оценку резервов.
3. Практическую реализацию резервов.
Различают 3 этапа этой работы:
1) Аналитический (выявляются резервы и количественно измеряются).
2) Организационный (разрабатываются инженерно-технические, организационные и социальные мероприятия, обеспечивающие использование выявленных резервов.
3) Функциональный (практически реализуются мероприятия, и ведется контроль за их выполнением).
Источник
При оценке резервов роста эффективности производства применяется способ
2.5 нЕФПДЙЛБ ЧЩСЧМЕОЙС Й РПДУЮЕФБ ТЕЪЕТЧПЧ Ч БОБМЙЪЕ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ
ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ Й РТБЛФЙЛЕ БОБМЙЪБ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЧУФТЕЮБЕФУС ДЧБ ПРТЕДЕМЕОЙС РПОСФЙС «ТЕЪЕТЧЩ». чП-РЕТЧЩИ, ТЕЪЕТЧЩ — ЬФП ЪБРБУЩ ТЕУХТУПЧ, ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС ВЕУРЕТЕВПКОПК ТБВПФЩ РТЕДРТЙСФЙС, ФП ЕУФШ ТЕЪЕТЧОЩЕ ЖПОДЩ. чП-ЧФПТЩИ, ТЕЪЕТЧЩ — ЬФП ЧПЪНПЦОПУФШ РПЧЩЫЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ЛПОЛХТЕОФПУРПУПВОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙС, ФП ЕУФШ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ТЕЪЕТЧЩ. пУФБОПЧЙНУС ВПМЕЕ РПДТПВОП ОБ ЧФПТПН РПОСФЙЙ.
ьЛПОПНЙЮЕУЛБС УХЭОПУФШ ТЕЪЕТЧПЧ РПЧЩЫЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ЛПОЛХТЕОФПУРПУПВОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙС УПУФПЙФ Ч ОБЙВПМЕЕ РПМОПН Й ТБГЙПОБМШОПН ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЧУЕИ ЙНЕАЭЙИУС ТЕУХТУПЧ У ГЕМША ХЧЕМЙЮЕОЙС ПВЯЕНБ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ РТЙ НЙОЙНБМШОЩИ ЪБФТБФБИ ЦЙЧПЗП Й ПЧЕЭЕУФЧМЕООПЗП ФТХДБ ОБ ЕДЙОЙГХ РТПДХЛГЙЙ.
рП УЧПЕК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РТЙТПДЕ Й ИБТБЛФЕТХ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ ТЕЪХМШФБФЩ РТПЙЪЧПДУФЧБ ТЕЪЕТЧЩ ДЕМСФУС ОБ ЬЛУФЕОУЙЧОЩЕ Й ЙОФЕОУЙЧОЩЕ. л ТЕЪЕТЧБН ЬЛУФЕОУЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ ПФОПУСФУС ФЕ, ЛПФПТЩЕ УЧСЪБОЩ У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН Ч РТПЙЪЧПДУФЧЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТЕУХТУПЧ, ХЧЕМЙЮЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ТЕУХТУПЧ Й ХУФТБОЕОЙЕН ОЕРТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ РПФЕТШ ТЕУХТУПЧ. тЕЪЕТЧБНЙ ЙОФЕОУЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ УЮЙФБАФУС ФЕ, ЛПФПТЩЕ УЧСЪБОЩ У ОБЙВПМЕЕ РПМОЩН Й ТБГЙПОБМШОЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЙНЕАЭЕЗПУС РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП РПФЕОГЙБМБ: УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ ЙУРПМШЪХЕНЩИ УТЕДУФЧ Й РТЕДНЕФПЧ ФТХДБ, УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ФТХДБ, УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ ФЕИОПМПЗЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ХУЛПТЕОЙЕ ПВПТБЮЙЧБЕНПУФЙ ЛБРЙФБМБ РТЕДРТЙСФЙС.
рП УРПУПВБН ЧЩСЧМЕОЙС ТЕЪЕТЧЩ ДЕМСФУС ОБ СЧОЩЕ Й УЛТЩФЩЕ. л СЧОЩН ТЕЪЕТЧБН ПФОПУСФУС ФЕ ТЕЪЕТЧЩ, ЛПФПТЩЕ МЕЗЛП ЧЩСЧЙФШ РП ДБООЩН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ Й ПФЮЕФОПУФЙ. л УЛТЩФЩН ТЕЪЕТЧБН ПФОПУСФУС ФЕ, ЛПФПТЩЕ УЧСЪБОЩ У ЧОЕДТЕОЙЕН ДПУФЙЦЕОЙК офр Й РЕТЕДПЧПЗП ПРЩФБ Й ЛПФПТЩЕ ОЕ ВЩМЙ РТЕДХУНПФТЕОЩ РМБОПН. ьФЙ ТЕЪЕТЧЩ ОЙЛБЛ ОЕ ПФТБЦБАФУС Ч ДЕКУФЧХАЭЕК УЙУФЕНЕ ПФЮЕФОПУФЙ, ОП ЙИ УЧПЕЧТЕНЕООПЕ ЧЩСЧМЕОЙЕ Й ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л РПЧЩЫЕОЙА ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ Й ЛПОЛХТЕОФПУРПУПВОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙС.
оЕЙУРПМШЪПЧБООЩЕ ТЕЪЕТЧЩ НПЦОП ЧЩСЧЙФШ ОБ ЛБЦДПК УФБДЙЙ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ РТПДХЛГЙЙ.
оБ УФБДЙЙ ЧОЕДТЕОЙС ОБ ТЩОПЛ ЙЪХЮБЕФУС РПФТЕВОПУФШ Ч РТПДХЛГЙЙ, УЧПКУФЧБ, ЛПФПТЩНЙ ПОБ ПВМБДБЕФ, ТБЪТБВБФЩЧБЕФУС ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ. ъДЕУШ НПЗХФ ВЩФШ ЧЩСЧМЕОЩ ТЕЪЕТЧЩ РПЧЩЫЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ ЪБ УЮЕФ ЧОЕДТЕОЙС РЕТЕДПЧЩИ ФЕИОПМПЗЙК, РТЙНЕОЕОЙС ВПМЕЕ ДЕЫЕЧЩИ НБФЕТЙБМПЧ Й Ф.Д. чЩСЧМЕОЙЕ Й ХЮЕФ ЬФЙИ ТЕЪЕТЧПЧ РТЙЧПДЙФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, Л ХНЕОШЫЕОЙА РТСНЩИ НБФЕТЙБМШОЩИ Й ФТХДПЧЩИ ЪБФТБФ Й УОЙЦЕОЙА УЕВЕУФПЙНПУФЙ РТПДХЛГЙЙ.
оБ УФБДЙЙ ТПУФБ РТПЙУИПДЙФ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ПВЯЕНБ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧПЪТБУФБАЭЕЗП УРТПУБ ОБ ОЕЕ. оБ ЬФПН ЬФБРЕ ЧЕМЙЮЙОБ ТЕЪЕТЧПЧ УОЙЦБЕФУС ЪБ УЮЕФ ФПЗП, ЮФП ХЦЕ РТПЙЪЧЕДЕОЩ ТБВПФЩ РП УПЪДБОЙА РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ НПЭОПУФЕК, РТЙПВТЕФЕОЙА ОЕПВИПДЙНПЗП ПВПТХДПЧБОЙС Й ЙОУФТХНЕОФПЧ, ОБМБЦЙЧБОЙА РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП РТПГЕУУБ. лПТЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЬФПЗП РТПГЕУУБ ХЦЕ ОЕЧПЪНПЦОП ВЕЪ ВПМШЫЙИ РПФЕТШ. рПЬФПНХ ОБ ЬФПК УФБДЙЙ ЧЩСЧМСАФУС Й ЙУРПМШЪХАФУС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ТЕЪЕТЧПЧ ФЕ ЙЪМЙЫОЙЕ ЪБФТБФЩ ТЕУХТУПЧ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ЪБФТБЗЙЧБАФ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП РТПГЕУУБ. ьФЙ ТЕЪЕТЧЩ УЧСЪБОЩ У ХМХЮЫЕОЙЕН ПТЗБОЙЪБГЙЙ ФТХДБ, УПЛТБЭЕОЙЕН РТПУФПЕЧ ПВПТХДПЧБОЙС, ЬЛПОПНЙЕК Й ТБГЙПОБМШОЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УЩТШС Й НБФЕТЙБМПЧ. оБ УФБДЙСИ ЧОЕДТЕОЙС ОБ ТЩОПЛ Й ТПУФБ УЛТЩФЩ ОБЙВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ТЕЪЕТЧЩ.
оБ УФБДЙЙ ЪТЕМПУФЙ РТПЙУИПДЙФ ОБУЩЭЕОЙЕ ТЩОЛБ, ЪБНЕДМСЕФУС ТПУФ ПВЯЕНБ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ПУОПЧОЩИ ТЕЪЕТЧПЧ ОБ ЬФПК УФБДЙЙ ТБУУНБФТЙЧБЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ УОЙЦЕОЙС УЕВЕУФПЙНПУФЙ РТПДХЛГЙЙ ЪБ УЮЕФ ЧПЪНПЦОПК ЬЛПОПНЙЙ РТПФЙЧ РМБОПЧЩИ ЪБФТБФ РП ЧУЕН УФБФШСН ТБУИПДПЧ.
оБ УФБДЙЙ УРБДБ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩСЧМЕОЙС ОЕЙУРПМШЪПЧБООЩИ ТЕЪЕТЧПЧ, ЛБЛ РТБЧЙМП, НЙОЙНБМШОБ. ьФП УЧСЪБОП У ОЕПВИПДЙНПУФША ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЪБФТБФ ДМС УФЙНХМЙТПЧБОЙС Й БЛФЙЧЙЪБГЙЙ УВЩФПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. тЕЪЕТЧЩ УОЙЦЕОЙС ЪБФТБФ ПВХУМПЧМЕОЩ Ч ПУОПЧОПН ЬЛПОПНЙЕК ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ, ФПРМЙЧБ, РТЙНЕОЕОЙЕН ВПМЕЕ ДЕЫЕЧЩИ БОБМПЗПЧ ПУОПЧОПЗП Й ЧУРПНПЗБФЕМШОПЗП УЩТШС Й НБФЕТЙБМПЧ Й ДТ.
ьФБРЩ РПЙУЛБ ТЕЪЕТЧПЧ:
- рТЙЧЕДЕОЙЕ ЧУЕИ РПЛБЪБФЕМЕК Ч УПРПУФБЧЙНЩК ЧЙД.
- чЩСЧМЕОЙЕ ТБЪМЙЮЙК Ч ЪОБЮЕОЙСИ РПЛБЪБФЕМЕК Ч УТБЧОЕОЙЙ У РТЙОСФПК ДМС БОБМЙЪБ ВБЪПК ДБООЩИ.
- чЩСЧМЕОЙЕ РТЙЮЙО, ЧЩЪЩЧБАЭЙИ ЬФЙ ТБЪМЙЮЙС.
- пГЕОЛБ ТЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ ТЕЪЕТЧПЧ.
- тБЪТБВПФЛБ НЕТПРТЙСФЙК РП ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧЩСЧМЕООЩИ ТЕЪЕТЧПЧ.
- пГЕОЛБ РПФЕОГЙБМШОПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ПФ РТЕДМПЦЕООЩИ НЕТПРТЙСФЙК.
- пРТЕДЕМЕОЙЕ ЧМЙСОЙС ЧЩСЧМЕООЩИ ТЕЪЕТЧПЧ ОБ РПЧЩЫЕОЙЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙС Й ЕЗП ЛПОЛХТЕОФПУРПУПВОПУФЙ.
дМС РПДУЮЕФБ ЧЕМЙЮЙОЩ ТЕЪЕТЧПЧ Ч БОБМЙЪЕ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙУРПМШЪХЕФУС ТСД УРПУПВПЧ: РТСНПЗП УЮЕФБ, УТБЧОЕОЙС, ЖБЛФПТОПЗП БОБМЙЪБ, НБТЦЙОБМШОПЗП БОБМЙЪБ, ЖХОЛГЙПОБМШОП-УФПЙНПУФОПЗП БОБМЙЪБ, НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП РТПЗТБННЙТПЧБОЙС. тБУУНПФТЙН ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ.
уРПУПВ РТСНПЗП УЮЕФБ РТЙНЕОСЕФУС ДМС РПДУЮЕФБ ТЕЪЕТЧПЧ ЬЛУФЕОУЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ, ЛПЗДБ ЙЪЧЕУФОБ ЧЕМЙЮЙОБ ДПРПМОЙФЕМШОПЗП РТЙЧМЕЮЕОЙС ЙМЙ ЧЕМЙЮЙОБ ВЕЪХУМПЧОЩИ РПФЕТШ ТЕУХТУПЧ.
уРПУПВ УТБЧОЕОЙС РТЙНЕОСЕФУС ДМС РПДУЮЕФБ ЧЕМЙЮЙОЩ ТЕЪЕТЧПЧ ЙОФЕОУЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ, ЛПЗДБ РПФЕТЙ ТЕУХТУПЧ ЙМЙ ЧПЪНПЦОБС ЙИ ЬЛПОПНЙС ПРТЕДЕМСАФУС Ч УТБЧОЕОЙЙ У РМБОПЧЩНЙ ОПТНБНЙ ЙМЙ У ЙИ ЪБФТБФБНЙ ОБ ЕДЙОЙГХ ХУМХЗ (РТПДХЛГЙЙ) ОБ ЧЕДХЭЙИ РТЕДРТЙСФЙСИ ПФТБУМЙ.
нЕФПД НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП РТПЗТБННЙТПЧБОЙС РПЪЧПМСЕФ ПРФЙНЙЪЙТПЧБФШ ЧЕМЙЮЙОХ РПЛБЪБФЕМЕК У ХЮЕФПН ХУМПЧЙК ИПЪСКУФЧПЧБОЙС Й ПЗТБОЙЮЕОЙК ОБ ТЕУХТУЩ Й ФЕН УБНЩН ЧЩСЧЙФШ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ Й ОЕЙУРПМШЪПЧБООЩЕ ТЕЪЕТЧЩ РТПЙЪЧПДУФЧБ РХФЕН УТБЧОЕОЙС ЧЕМЙЮЙОЩ ЙУУМЕДХЕНЩИ РПЛБЪБФЕМЕК РП ПРФЙНБМШОПНХ ЧБТЙБОФХ У ЖБЛФЙЮЕУЛЙН ЙМЙ РМБОПЧЩН ЙИ ХТПЧОЕН.
пУПВЕООП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН НЕФПДПН ЧЩСЧМЕОЙС ТЕЪЕТЧПЧ СЧМСЕФУС ЖХОЛГЙПОБМШОП-УФПЙНПУФОПК БОБМЙЪ . йУРПМШЪПЧБОЙЕ ЬФПЗП НЕФПДБ РПЪЧПМСЕФ ОБКФЙ Й РТЕДХРТЕДЙФШ МЙЫОЙЕ ЪБФТБФЩ ОБ ЧУЕИ УФБДЙСИ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ ХУМХЗЙ (ЙЪДЕМЙС) РХФЕН ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС ФЕИОПМПЗЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ЙУРПМШЪПЧБОЙС ВПМЕЕ ДЕЫЕЧПЗП УЩТШС Й НБФЕТЙБМПЧ Й Ф.Д.
Источник