- Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год
- Как расшифровывается КБК
- Актуальный перечень КБК на 2021 год
- Бюджетная классификация – что это и зачем
- Для чего служат КБК:
- Строение КБК
- Где взять КБК?
- Почему меняются коды бюджетной классификации?
- Чем чревата ошибка в КБК
- Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
- При классификации кбк по способам реализации выделяют угрозы
- Код национального проекта Российской Федерации, применяющийся в целевой статье расходов
- Код федерального проекта, применяющийся в целевой статье расходов
- Обзор документа
Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год
Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.
Как расшифровывается КБК
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
Актуальный перечень КБК на 2021 год
Бюджетная классификация – что это и зачем
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
- касающиеся государственных поступлений;
- имеющие отношение к расходам;
- обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
- отображающие операции госуправления.
Для чего служат КБК:
- упорядочивают финансовую отчетность;
- обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
- помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
- с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
- позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
- информируют о текущей ситуации в государственной казне.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
Строение КБК
Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.
Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).
- «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
- «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
- группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
- подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
- статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
- подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
- элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
- «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
- «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Где взять КБК?
Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:
- промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
- в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
- Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
- при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
- Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
- Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
- Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
- Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Чем чревата ошибка в КБК
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
- Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
- Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
- К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
- При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
- Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
- Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
- КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
- Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
- Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
Источник
При классификации кбк по способам реализации выделяют угрозы
В целях подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Министерство финансов Российской Федерации направляет методические рекомендации по формированию кодов бюджетной классификации Российской Федерации при отражении бюджетных ассигнований (расходов) бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на выполнение региональных проектов, направленных на реализацию федеральных (национальных) проектов и достижение соответствующих целей и показателей.
Обособление бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национальных проектов (федеральных проектов) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее — Комплексный план) осуществляется на уровне основных мероприятий государственных программ Российской Федерации в коде целевой статьи расходов федерального бюджета (4-5 разряды кода). Четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 Х0 00000) определяет бюджетные ассигнования (расходы) на национальный проект, Комплексный план. Каждому национальному проекту соответствует определенное буквенное значение согласно приложению 1 к настоящему письму. Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта, основного мероприятия Комплексного плана (приложение 2 к настоящему письму).
Каждый федеральный проект детализируется по результатам реализации задач федерального проекта. Каждому результату федерального проекта присваивается код направления расходов (6 — 10 разряды кода целевой статьи расходов).
В целях реализации субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) региональных проектов, направленных на достижение соответствующих целей федеральных проектов, финансовому органу субъекта Российской Федерации (финансовому органу, осуществляющему составление и организацию исполнения местного бюджета) необходимо обеспечить обособление указанных бюджетных ассигнований на реализацию регионального проекта в рамках отдельного основного мероприятия в целевой статье расходов, включающей в 4 — 5 разрядах код, соответствующий коду федерального проекта согласно приложению 2 к настоящему письму.
Отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) по кодам направлений расходов целевых статей расходов на реализацию федеральных проектов в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, осуществляется следующим образом.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета межбюджетные трансферты, отражаются по направлениям расходов 50000 — 59990, соответствующим направлениям расходов федерального бюджета, в полном объеме, необходимом для исполнения соответствующего расходного обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе установить необходимую детализацию пятого разряда указанных кодов направлений расходов, содержащих значения 50000 — 59990.
В случае если на уровне субъекта Российской Федерации реализуются региональные проекты, направленные на достижение соответствующих результатов федеральных проектов, для достижения которых не предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе использовать для обособления результатов (мероприятий) регионального проекта коды направлений расходов, соответствующие кодам направлений расходов на достижение результатов федеральных проектов, с возможностью детализации при необходимости пятого (четвертого и пятого) разрядов кодов направлений расходов.
Актуальный перечень кодов направлений расходов на достижение результатов федеральных проектов размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет».
Также на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (рубрика «Бюджет», подрубрика «Бюджетная классификация Российской Федерации», раздел «Методический кабинет») размещена Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, осуществляемых в рамках реализации федеральных проектов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Соответствующие изменения предусмотрены в проекте приказа Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н».
Приложение: на 4 л. | A.M. Лавров |
Приложение 1
к письму Минфина России
от 5.10.2018 № 02-05-11/71918
Код национального проекта
Российской Федерации, применяющийся в целевой статье расходов
Код | Наименование федерального проекта |
---|---|
Р | Демография |
N | Здравоохранение |
Е | Образование |
F | Жилье и городская среда |
G | Экология |
R | Безопасные и качественные автомобильные дороги |
L | Производительность труда и поддержка занятости |
S | Наука |
D | Цифровая экономика |
А | Культура |
I | Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
Т | Международная кооперация и экспорт |
V | Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры |
Приложение 2
к письму Минфина России
от 5.10.2018 № 02-05-11/71918
Код федерального проекта,
применяющийся в целевой статье расходов
Код целевой статьи расходов | Наименование федерального проекта | ||
---|---|---|---|
ГП ПП | Код ОМ | HP | |
00 0 | А1 | 00000 | Федеральный проект «Культурная среда» |
00 0 | А2 | 00000 | Федеральный проект «Творческие люди» |
00 0 | A3 | 00000 | Федеральный проект «Цифровая культура» |
00 0 | D1 | 00000 | Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» |
00 0 | D2 | 00000 | Федеральный проект «Информационная инфраструктура» |
00 0 | D3 | 00000 | Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» |
00 0 | D4 | 00000 | Федеральный проект «Информационная безопасность» |
00 0 | D5 | 00000 | Федеральный проект «Цифровые технологии» |
00 0 | D6 | 00000 | Федеральный проект «Цифровое государственное управление» |
00 0 | Е1 | 00000 | Федеральный проект «Современная школа» |
00 0 | Е2 | 00000 | Федеральный проект «Успех каждого ребенка» |
00 0 | Е3 | 00000 | Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» |
00 0 | Е4 | 00000 | Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» |
00 0 | Е5 | 00000 | Федеральный проект «Учитель будущего» |
00 0 | Е6 | 00000 | Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» |
00 0 | Е7 | 00000 | Федеральный проект «Новые возможности для каждого» |
00 0 | Е8 | 00000 | Федеральный проект «Социальная активность» |
00 0 | Е9 | 00000 | Федеральный проект «Экспорт образования» |
00 0 | ЕА | 00000 | Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» |
00 0 | F1 | 00000 | Федеральный проект «Жилье» |
00 0 | F2 | 00000 | Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» |
00 0 | F3 | 00000 | Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» |
00 0 | F4 | 00000 | Федеральный проект «Ипотека» |
00 0 | G1 | 00000 | Федеральный проект «Чистая страна» |
00 0 | G2 | 00000 | Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» |
00 0 | G3 | 00000 | Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» |
00 0 | G4 | 00000 | Федеральный проект «Чистый воздух» |
00 0 | G5 | 00000 | Федеральный проект «Чистая вода» |
00 0 | G6 | 00000 | Федеральный проект «Оздоровление Волги» |
00 0 | G7 | 00000 | Федеральный проект «Сохранение озера Байкал» |
00 0 | G8 | 00000 | Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» |
00 0 | G9 | 00000 | Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» |
00 0 | GA | 00000 | Федеральный проект «Сохранение лесов» |
00 0 | 11 | 00000 | Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» |
00 0 | 14 | 00000 | Федеральный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» |
00 0 | 15 | 00000 | Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» |
00 0 | 17 | 00000 | Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» |
00 0 | 18 | 00000 | Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» |
00 0 | L1 | 00000 | Федеральный проект «Системные меры по повышению производительности труда» |
00 0 | L2 | 00000 | Федеральный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» |
00 0 | L3 | 00000 | Федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» |
00 0 | N1 | 00000 | Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» |
00 0 | N2 | 00000 | Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» |
00 0 | N3 | 00000 | Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» |
00 0 | N4 | 00000 | Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» |
00 0 | N5 | 00000 | Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» |
00 0 | N6 | 00000 | Федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» |
00 0 | N7 | 00000 | Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» |
00 0 | N8 | 00000 | Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» |
00 0 | Р1 | 00000 | Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» |
00 0 | Р2 | 00000 | Федеральный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» |
00 0 | РЗ | 00000 | Федеральный проект «Старшее поколение» |
00 0 | Р4 | 00000 | Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» |
00 0 | Р5 | 00000 | Федеральный проект «Спорт — норма жизни» |
00 0 | R1 | 00000 | Федеральный проект «Дорожная сеть» |
00 0 | R2 | 00000 | Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» |
00 0 | R3 | 00000 | Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» |
00 0 | R4 | 00000 | Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России» |
00 0 | S1 | 00000 | Федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации» |
00 0 | S2 | 00000 | Федеральный проект «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» |
00 0 | S3 | 00000 | Федеральный проект «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» |
00 0 | Т1 | 00000 | Федеральный проект «Промышленный экспорт» |
00 0 | Т2 | 00000 | Федеральный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» |
00 0 | Т3 | 00000 | Федеральный проект «Логистика международной торговли» |
00 0 | Т4 | 00000 | Федеральный проект «Экспорт услуг» |
00 0 | Т6 | 00000 | Федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» |
00 0 | V1 | 00000 | Федеральный проект «Европа-Западный Китай» |
00 0 | V2 | 00000 | Федеральный проект «Морские порты России» |
00 0 | V3 | 00000 | Федеральный проект «Северный морской путь» |
00 0 | V4 | 00000 | Федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит» |
00 0 | V5 | 00000 | Федеральный проект «Транспортно-логистические центры» |
00 0 | V6 | 00000 | Федеральный проект «Коммуникации между центрами экономического роста» |
00 0 | V7 | 00000 | Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» |
00 0 | V8 | 00000 | Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» |
00 0 | V9 | 00000 | Федеральный проект «Внутренние водные пути» |
Обзор документа
Минфин рассказал, как отражать бюджетные ассигнования на выполнение региональных проектов, которые направлены на реализацию федеральных (национальных) проектов и на достижение соответствующих целей и показателей. Также он разъяснил порядок на случай, когда межбюджетные трансферты не предусмотрены.
Источник