Президентский способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений

Президентский способ защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права

Проблеме защиты прав, существующей во всех отраслях современного права, посвящено большое количество трудов, научных исследований, дискуссий, политических и дипломатических споров. Данным вопросом занимаются как внутригосударственные организации, так и международные. Споры по вопросам прав человека разрешаются в международных судах, например Европейским судом по правам человека (г. Страсбург).

Защита прав является главенствующим элементом конституционного права. Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Права человека рассматриваются в трудах по теории государства и права (М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько), по конституционному праву России и зарубежных стран (М.В. Баглай, Е.И. Колюшин, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин), по международному праву (Г.И. Тункин, И.И. Лукашук).

Отдельные аспекты проблем конституционных прав человека и гражданина анализируются как в отечественных монографических работах и статьях (С.А. Авакьян, А.Я. Азаров, С.С. Алексеев, А.Г. Бережнов и др.), так и в зарубежных (Э. Брэдли, Д. Гомьен, М. Дженис, Р. Кэй, Д. Харрис и др.).

В гражданском праве следует выделить работы О.С. Иоффе, которые посвящены таким проблемам, как гражданско-правовая охрана интересов личности, обязательства по возмещению вреда, пределы осуществления субъективных гражданских прав и пр.; труды В.П. Грибанова, в которых рассмотрены вопросы принципов осуществления и защиты гражданских прав, охраны прав собственности, пределов самозащиты гражданских прав и др.

В уголовном праве наиболее известны исследования Н.Ф. Кузнецовой, Д.В. Ривмана, B.C. Устинова, И.М. Тяжкова и др., посвященные защите прав и возмещению вреда.

В бюджетном праве можно выделить следующие способы защиты прав: президентский; административный; судебный; восстановление нарушенных прав, включая самозащиту.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей появилась в процессе поиска модели идеального государства на протяжении всей истории человечества. Ее отдельные элементы уже присутствовали в работах Аристотеля и Полибия. Но сам принцип как «важная гарантия против концентрации и злоупотребления властью в одних руках» был сформулирован в трактатах Дж. Локка и Ш. Монтескье.

В нашей стране принцип разделения властей впервые был закреплен в Декларации Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», а позже был введен в Конституцию РСФСР. В Конституции 1993г. данный принцип закрепляется как одна из основ конституционного строя.

Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью Конституции РФ является то, что Президент РФ не входит ни в одну из трех властей, хотя именно он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Это отражено в одном из положений Конституции РФ, согласно которому «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент РФ устанавливает основные направления политики государства (ст. 80).

Необходимо отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации и выполняя функцию по их координации, Президент РФ действует только в пределах, установленных Конституцией РФ, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.

Правовое положение Президента РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене. Исходя из сложившейся международной практики это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

Важно подчеркнуть, что Президент РФ всегда действует ex officio, т.е. на основании факта, что именно он является главой суверенного государства.

Читайте также:  Легкий способ бросить пить короткая версия

В бюджетной сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, стадия составления проекта федерального бюджета начинается с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент РФ как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето.

Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Следует отметить, что Президент РФ играет немаловажную роль в процессе защиты прав субъектов бюджетного права. Выделим основные особенности президентского способа защиты:

— президентский способ защиты носит публично-властный характер, так как он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти;

— это нестандартный способ осуществления защиты прав, поскольку он не носит рутинного характера, т.е. не предусматривает обычной процедуры обжалования. Механизмом его осуществления является система субординации или вертикаль власти, согласно которой нижестоящие субъекты бюджетных правоотношений могут обратиться в вышестоящий орган власти по вопросу защиты своих прав, в частности через полномочных представителей Президента РФ в регионах или через его Администрацию;

— данный способ носит крайне негативный характер, так как может нанести большой «репутационный вред» Президенту РФ в силу политического характера и публичности его положения. Например, он может осуществить защиту действительно виновного лица, избавив его тем самым от заслуженного наказания или, наоборот, обвинить невиновного и реализовать тем самым несправедливое наказание. Оба решения могут привести к подрыву авторитета президентской власти и выражению недоверия. В эпоху глобальной информатизации и массовых коммуникаций данный прецедент легко может стать достоянием общественности посредством средств массовой информации и сети Интернет.

Использование этого способа защиты должно быть чрезвычайно редким и осторожным, поскольку последствия его применения не могут быть обжалованы в практическом смысле, особенно в сегодняшних условиях централизации власти и особого статуса Президента РФ.

Сложность поставленной проблемы объясняется спецификой субъектного состава. Согласно бюджетному праву следует разграничить такие понятия, как «субъект бюджетного права», под которым понимается лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, и «субъект бюджетного правоотношения», т.е. реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, понятие «субъект бюджетного права» шире, чем понятие «субъект бюджетного правоотношения».

Всех субъектов бюджетных правоотношений можно разделить на три группы: государство, национально-государственные и административно-территориальные образования; представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; государственные и муниципальные организации.

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. В качестве содержания права на защиту можно выделить:

1. комплекс правоохранительных мер, которые может предпринять управомоченный субъект по защите своих прав;

2. различные виды непосредственного воздействия на правонарушителя;

3. комплекс мер государственного принуждения, которыми управомоченное лицо может воспользоваться, если его самостоятельные действия не приведут к нужному результату.

Право на защиту включает в себя меры как материально-правового, так и процессуального характера. Это является дополнительным основанием для признания права на защиту самостоятельным субъективным правом, принадлежащим гражданину или юридическому лицу.

С точки зрения материально-правового содержания право на защиту предоставляет управомоченному лицу право на самозащиту, право на использование мер оперативного воздействия и право на обращение к компетентным государственным органам с требованием применения мер государственно-принудительного характера.

С позиции процессуального содержания права на защиту, предоставленного управомоченному лицу, можно выделить право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров и конфликтов; реализацию материально-правовой возможности обращения к компетентным органам по защите своих нарушенных прав и интересов.

Термин «защита права» в точном юридическом смысле не надо смешивать с понятием «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает в себя любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Таким образом, право на защиту в бюджетной сфере можно определить как предоставленную законом субъекту бюджетного права возможность применения мер правоохранительного характера, направленных на восстановление его нарушенных прав.

Читайте также:  Классификация общества способ производство материальных благ

При этом под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений, в том числе и бюджетных. Действующее бюджетное законодательство достаточно четко регламентирует формы, средства и способы защиты нарушенных прав.

Под способами защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) бюджетные права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения.

Следует отметить, что в бюджетной сфере субъектами права в основной части являются не физические, а юридические лица. В силу данной специфики способы защиты, применяемые непосредственно к гражданам, не могут быть использованы в случаях с юридическими лицами.

Если рассматривать Российскую Федерацию в качестве субъекта бюджетного права, то гарантией защиты прав Российской Федерации, по мнению Ю.А. Крохиной, будут выступать законодательно установленные ограничения и иммунитеты, создающие особый правовой режим бюджетных средств и строго предписывающие органам государственной власти и органам местного самоуправления их целевое использование.

Современное финансовое законодательство значительно повысило гарантии восстановления нарушенных прав частных субъектов, возложив имущественную ответственность за вред, причиненный ведомственными актами, не на орган, их принявший, а на государство или муниципальное образование. Финансово-правовая ответственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования реализуется за счет принадлежащего им на праве собственности имущества, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. По публичным обязательствам не подлежит взысканию имущество, которое может находиться только в публичной государственной или муниципальной собственности.

Источник

Способы защиты прав субъектов финансового права.

Права и интересы субъектов финансового права могут затрагиваться актами ненормативного характера, а также действиями и бездействиями различных субъектов финансовой деятельности.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Способ защиты прав зависит от сферы отношений, но в целом можно выделить два наиболее распространённых способа: административный и судебный.

Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней.

Судебный способ защиты имеет место в :

· бюджетных отношениях (примеры нарушения прав недофинансирование, неполучение в срок субсидий, субвенций)

· в сфере финансового контроля.

В налоговых отношениях обязателен досудебный порядок решения споров.

Можно выделить и другие способы защиты прав субъектов:

· президентский способ защиты:

Президентский способ защиты носит публично-властный характер, так как он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти. Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере

· через уполномоченного по правам человека, по правам предпринимателей

· прокурорский способ:

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства. Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения.

· самозащита, в налоговых отношениях, согласно 21 ст. можно не выполнять незаконные требования налоговых органов.

Читайте также:  Сколькими способами можно стол n мужчин n женщин

22. Понятие бюджета. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетные правоотношения: содержание и классификация.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, а также как нормативно-правовой акт.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовой акт бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Источники бюджетного права это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Структура бюджетного законодательства закреплена в статьей второй БК РФ.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК, федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.

Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Соответственно, данные нормативно-правовые акты регулируют бюджетные правоотношения, к которым относятся:

— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

23. Бюджетная классификация: содержание и режим применения.

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются налоговые и неналоговые доходы.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1) кредиты международных финансовых организаций;

2) кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

5) прочее внешнее финансирование.

Бюджетная классификация едина, это обусловлено общим принципом единства бюджетной системы, бюджетная классификация стабильна- принцип прозрачности.

Каждому бюджетному платежу присваивается код, состоящий из 20 цифр:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Источник

Оцените статью
Разные способы