Президент франции способ избрания

Выборы президента Французской Республики. Справка

Пост президента Французской республики был учрежден в 1848 году. Первым президентом стал Луи Наполеон Бонапарт (1848-1852), в 1852 году провозгласивший себя императором Наполеоном III.

В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались. Конституция Пятой республики 1958 года первоначально предусматривала избрание президента коллегией выборщиков, в которую входили члены парламента, генеральных советов департаментов и ассамблей заморских территорий, а также избранные представители муниципальных советов. Таким образом 21 декабря 1958 года был избран первый президент V республики Шарль де Голль.

В 1962 году в конституцию была включена поправка: отныне президент должен был избираться прямым всеобщим голосованием всех граждан Франции, достигших 18 лет и пользующихся всеми гражданскими и политическими правами. Первые всеобщие выборы президента состоялись в 1965 году.

Согласно Конституции 1958 года, президент избирался сроком на 7 лет. До сих пор было лишь два исключения: оказались короче второй срок президентства де Голля (в связи с его добровольной отставкой) и президентство Помпиду (в связи с его смертью).

В мае 2000 года президент Жак Ширак инициировал рассмотрение в парламенте вопроса о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. Законопроект был одобрен депутатами, сенатом и всенародным референдумом. В 2002 году впервые с 1958 года президент Франции избирался сроком на 5 лет.

Кандидатом в президенты может быть любой гражданин Франции старше 23 лет. Один и тот же человек может избираться неограниченное число раз (дважды избирались де Голль, Миттеран и Ширак).

Французские законы требуют, чтобы кандидат на пост президента страны представил 500 подписей мэров или прочих выборных чиновников. Подписи-представления передаются в специальный Конституционный совет, который проверяет их подлинность и выносит заключение о том, имеют ли они юридическую силу.

Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности. В такие же сроки избирается президент в случае вакантности этого поста. Результаты выборов в 10-дневный срок официально объявляются Конституционным советом, и с этого момента Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Если пост президента Республики по какой бы то ни было причине окажется вакантным, то его функции временно возлагаются на председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению — на правительство.

В ходе церемонии вступления в должность президента Франции председатель Конституционного совета провозглашает официальные результаты президентских выборов. Затем Великий канцлер Ордена Почетного легиона вручает избранному президенту Большую цепь Ордена президента Республики — высший символ государственной власти современной Франции. По традиции президент является Великим магистром Ордена. Затем следуют выступление президента, салют, исполнение «Марсельезы» и 21 пушечный выстрел в мемориале Инвалидов. В саду Елисейского дворца президенту отдают военные почести кавалеристы Республиканской гвардии. Церемония включает также процедуру передачи старым президентом новому ядерного чемоданчика.

Президенты Пятой республики:

Шарль де Голль (1959-1969)
Жорж Помпиду (1969-1974)
Валери Жискар д’Эстен (1974-1981)
Франсуа Миттеран (1981-1995)
Жак Ширак (1995-2007)

Источник

Что нужно знать о выборах во Франции

Кто продолжит борьбу за пост президента

23 апреля во Франции прошел первый тур президентских выборов. О кандидатах, итогах голосования и предстоящих изменениях во французской политике — в проекте “Ъ”.

Фото: Dario Ayala, Reuters

Как во Франции выбирают президента

С 1965 года президент избирается на всеобщих прямых выборах (ранее — коллегией выборщиков). В 2002 году срок президентских полномочий был сокращен с семи до пяти лет . Кандидатом может стать гражданин Франции старше 23 лет, собравший подписи не менее 500 выборных должностных лиц. Голосование во втором туре проходит на 14-й день после первого (на этот раз 7 мая).

Читайте также:  Рецепты пирогов способы приготовления

Кто участвовал в президентских выборах

В первом туре приняли участие 11 кандидатов. Основная борьба разворачивалась между четырьмя: Марин Ле Пен (лидером партии «Национальный фронт»), Эмманюэлем Макроном (лидером движения «Вперед!»), Франсуа Фийоном (от правоцентристской партии «Республиканцы») и левым кандидатом Жан-Люком Меланшоном («Непокорная Франция»). Подробнее об участниках гонки читайте здесь.

Кто вышел во второй тур

Эмманюэль Макрон (набрал 24,01% голосов)

39 лет. Окончил Парижский институт политических исследований и Национальную школу администрации. С 2006 по 2009 год состоял в Социалистической партии. В 2014 году был назначен министром экономики, промышленности и цифровых дел. По его инициативе был принят «закон Макрона», позволивший либерализовать некоторые секторы экономики. В частности, магазинам позволили работать по воскресеньям.

Придерживается политики открытых дверей для мигрантов и жестких мер по борьбе с терроризмом. Призывал «не сближаться с господином Путиным», но отмечал, что готов к диалогу по Сирии и Украине.

Марин Ле Пен (21,3% голосов)

48 лет. Получила степени магистра права и магистра уголовного права в Университете Париж II Пантеон-Ассас, работала адвокатом. Во время учебы вступила в партию «Национальный фронт» (NF), основанную ее отцом Жаном-Мари Ле Пеном. В 2011 году избрана лидером партии. С 2004 года — депутат Европарламента. На президентских выборах 2012 года не прошла во второй тур, набрав около 18% (лучший результат в истории NF).

Выступает за «экономический патриотизм», выход из зоны евро, вывод армии из-под контроля НАТО и жесткую миграционную политику. В ходе предвыборной кампании признавала итоги крымского референдума и встречалась с Владимиром Путиным.

Крупные скандалы во время предвыборной кампании

Последнюю избирательную кампанию эксперты и журналисты называли одной из самых грязных в истории.

В январе газета Le Canard Enchaine сообщила, что несколько лет супруга Франсуа Фийона Пенелопа числилась его помощником в парламенте и, не выполняя никаких обязанностей, получала €500 тыс . После начала расследования сумма ущерба выросла до €831 тыс. Скандал получил неофициальное наименование Пенелопагейт.

Тогда же вышла книга Марион Л’Ур и Фредерика Сэ «В преисподней Берси». В ней утверждалось, что министр экономики Эмманюэль Макрон потратил «на нужды своей избирательной кампании» €120 тыс. из бюджета .

Пятая коррупционная

Марин Ле Пен отказалась возвращать в кассу Европарламента €340 тыс. Эта сумма была выплачена ее личному телохранителю и сотруднице аппарата «Национального фронта». По документам они проходили как ее парламентские ассистенты в Страсбурге.

Франсуа Фийона и Марин Ле Пен неоднократно обвиняли в связях «с Кремлем» . В частности, французские СМИ сообщали о попытках Ле Пен получить кредиты в российских банках. Фийона обвинили в получении €50 тыс. за организацию встреч ливанского миллиардера Фуада Махзуми c Владимиром Путиным и гендиректором Total Патриком Пуянне.

Каковы перспективы российско-французских отношений

Джульетто Кьеза, итальянский журналист, бывший депутат Европарламента : «Во-первых, я считаю, что Эмманюэль Макрон, вероятно, выиграет выборы. И в таком случае его позиция вряд ли будет отличаться от позиции Франсуа Олланда. По существу, Макрон — продолжатель линии двух предыдущих президентов. Он считает, что самое важное — это Европа, а Европа сейчас антирусская. Поэтому России не стоит возлагать большие надежды на улучшение отношений с Францией.

Игорь Бунин, президент фонда «Центр политических технологий» : «Наша власть очень хотела, чтобы победил Франсуа Фийон. И ради его победы с нашей стороны начались атаки против Макрона. Но на самом деле Макрон достаточно хорошо относился к России. Когда он приезжал в Москву в качестве министра, говорил, что нужно постепенно отменять санкции, выступал за то, чтобы установить отношения с российскими предпринимателями, был сторонником экономического сближения с Россией. То есть он был ориентирован на Россию. Но в результате вышеуказанной ситуации, большой любви к Фийону, его отношение к России эмоционально испортилось. Однако Макрон — достаточно рациональный человек, поэтому, я думаю, что в нужный момент он просто изменит свою позицию. Если будет смысл восстанавливать отношения с Россией, то он этим займется».

Евгения Обичкина, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ : «Если же что-то изменится в подходах Запада к России, в первую очередь в том, что касается проблемы санкций и проблемы совместной или несовместной борьбы с ИГИЛ, сотрудничества и соперничества. Если в целом политика США, политика большинства стран ЕС в этом плане будет пересмотрена — в первую очередь это, конечно, будет зависеть от Соединенных Штатов, от президента Трампа — тогда можно будет ожидать, но именно только в общем русле, какого-то изменения в отношениях».

Читайте также:  Лучший способ ловли хариуса

Евгений Козичев, Елена Федотова, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»

Источник

Президент Франции. Порядок избрания, функции, полномочия

Главой государства является Президент, избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре – относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать – дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции – гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть – отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.

Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы – специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

Читайте также:  Свойства информации по способу ее восприятия человеком иллюстрации графические

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание – нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г. в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры – это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Важную роль в определении политики государства играет Совет обороны, в состав которого входят 15 членов: помимо Президента и Премьер-министра – министры обороны, иностранных дел, экономики и финансов, внутренних дел, начальник генштаба, руководители родов войск. Этот институт – самый засекреченный из всех структур власти в Пятой республике. По итогам заседаний Совета обороны сообщения, как правило, не публикуются.

Еще одно важное полномочие Президента – только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции – таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.

Источник

Оцените статью
Разные способы