17. Формообразование
Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание. Например: родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.
Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени).
Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.
Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы): идти — шёл (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени).
При формообразовании возможно чередование в корне слова: например, собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.). Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение: о́кна (мн. ч., им. п.) — у окна́ (ед. ч., род. п.).
87. Укажите способы формообразования слов.
Громоздкий — более громоздкий, хороший — лучше, принёс — принёс бы, учит — будет учить, везу — возил, вёл — вела, ненавидеть — ненавидела, делать — сделать.
88. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы формообразования выделенных слов.
На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села со своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед.
Найдите в тексте устаревшие слова и определите, историзмы это или архаизмы.
89. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы словообразования выделенных слов.
В передней не слышно было ни голосов, ни шагов, и весь дом казался спавшим, несмотря на яркое освещение. Теперь уже доктор и Абогин, бывшие до сего времени в потёмках, могли разглядеть друг друга. Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо и лицо имел некрасивое. Что-то неприятно резкое, неласковое и суровое выражали его толстые, как у негра, губы, орлиный нос и вялый, равнодушный взгляд. Его нечёсаная голова, впалые виски, преждевременные седины на длинной, узкой бороде, сквозь которую просвечивал подбородок, бледно-серый цвет кожи и небрежные угловатые манеры — всё это своею чёрствостью наводило на мысль о пережитой нужде, бездолье, об утомлении жизнью и людьми.
Какими языковыми средствами писатель рисует портрет доктора Кириллова?
Источник
Способы словообразования в русском языке: суффиксальный, приставочный и другие способы
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.
Морфологический способ образования слов
В современном русском языке есть основные способы словообразования. Первый, о котором мы поговорим – это морфологический (слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову).
Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.
Выделяют следующие морфологические способы словообразования в русском языке:
- Приставочный (префиксальный). Новое слово образуется путем добавления приставки к основе.
- Суффиксальный. К производящей основе добавляется словообразующий суффикс.
- Приставочно-суффиксальный. Данный способ словообразования предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса.
- Нулевая суффиксация. Новое слово образуется с помощью добавления нулевого суффикса.
- Постфиксация. К целому слову добавляется постфикс.
- Приставочно-постфиксальный. Слово образуется путем добавления приставки и постфикса.
- Суффиксально-постфиксальный. Это разновидность суффиксального способа, которая предполагает добавление суффикса и постфикса.
- Сложение. Данный способ словообразования предполагает образование слова с помощью соединения двух или более основ (или слов).
- Сращение. В этом случае словосочетание превращается в одно слово без изменений (характерен для словосочетаний типа: наречие + прилагательное).
- Аббревиация. Способ, который предполагает сложение усеченных отрезков (или усеченных отрезков и целых слов исходного словосочетания).
- Усечение. Новые лексемы образуются путем сокращения полного слова, а также усечения производящей основы.
Для того, чтобы было более понятен принцип образования слов в каждом конкретном случае, приведем примеры для каждого способа словообразования.
Приставочный: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.
Суффиксальный: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.
Приставочно-суффиксальный: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.
Нулевая суффиксация: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.
Постфиксация: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.
Приставочно-постфиксальный: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.
Суффиксально-постфиксальный: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.
Сложение предполагает разные варианты словообразования. Есть чистое сложение:
- защита рыб – рыбозащита;
- светлый розовый – светло-розовый;
- официальный и деловой – официально-деловой;
- хранилище овощей – овощехранилище.
Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:
- голова и ломать – головоломка;
- орден и носить – орденоносец;
- железная дорога – железнодорожный;
- два метра – двухметровый.
Сращение: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.
Аббревиация: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.
Усечение: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.
Источник
Контрольная работа по теме «Словообразование» 6 класс
Контрольная работа по теме
«Словообразование. Орфография» 6 класс
( УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др.)
Жиженко О.Н., учитель русского языка и
литературы МБОУ-СОШ №5 г.Орла,
Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография» 6 класс
ФИО учащегося____________________________________________________________ Класс_____________________________________________________________________
Прочитайте текст. Выполните задания.
1. Теплая з…лотая осень легко пр…к…сается к дальнему лесу. 2. То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем пр…дорожные осинки и зам…рают в ожидании лист…пада. 3. Пр…бл…жение осени чувствуют и клёны. 4.Во всю ширь ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
5. Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. 6. На них ещё много з…леных лист…ев. 7. Но и до них доб…рётся осень. 8. В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и оранжевые огоньки, словно заг…рится множество св…чей.
9. А на другом краю леса р…стут пушистые вечн…з…леные ели. 10. Осень не пр…града для их пышной хвои.
11. Не оставит осень никого в стор…не от своей заботы. 12. Всех пр…нарядит, пр…голубит последним бе…ценным т…плом, оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
1.Сформулируйте и запишите основную мысль текста__________________________________
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Из предложений 1-3 выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните правописание орфограммы._______________________________________________
4.Из предложений 10-12 выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от значения. Графически объясните правописание орфограммы.____________________________
5. Из предложений 3-4 выпишите сложное слово. Графически объясните правописание соединительной гласной.__________________________________________________________
6. Из предложений 1-3 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
7. Выпишите из предложения 2 слово, соответствующее схеме: ¬ ᴖ ^□^.______________
8. Из предложения 4 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.____________
9* . Сгруппируйте слова по способу образования.
Ра…кинули, огоньки, пр…нарядит, подберезовик, ожидание, пр…дорожные.
10*. Из слов загустение, густеть, загустеть, густой составьте словообразовательную цепочку._________________________________________________________________________
11.В каком предложении выделенное слово образовано путем перехода из одной части речи в другую. Запишите номер этого предложения._________________________________________
1. Когда я вошел в столовую , все уже сидели за праздничным столом.
2.Вскоре все покинули столовую комнату.
12*. Вспомните 2 сложносокращенных слова, составьте с ними предложения, используя их в качестве подлежащих. Глагол-сказуемое употребите в прошедшем времени.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография» 6 класс
Прочитайте текст. Выполните задания.
1. Теплая з…лотая осень легко пр…к…сается к дальнему лесу. 2. То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем пр…дорожные осинки и зам…рают в ожидании лист…пада. 3. Пр…бл…жение осени чувствуют и клёны. 4.Во все стороны ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
5. Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. 6. На них ещё много з…леных лист…ев. 7. Но и до них доб…рётся осень. 8. В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и красные огоньки, словно заг…рится множество св…чей.
9. А на другом краю леса р…стут пушистые вечн…з…леные ели. 10. Осень не пр…града для их пышной хвои.
11. Не оставит осень никого в стор…не от своей заботы. 12. Всех пр…нарядит, пр…голубит последним бе…ценным т…плом, оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
1.Сформулируйте и запишите основную мысль текста__________________________________
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Из предложений 5-8 выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните правописание орфограммы._______________________________________________
4.Из предложений 1-3 выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от значения. Графически объясните правописание орфограммы.____________________________
5. Из предложений 1-2 выпишите сложное слово. Графически объясните правописание соединительной гласной.__________________________________________________________
6. Из предложений 5-8 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
7. Выпишите из предложения 8 слово, соответствующее схеме: ¬ ᴖ□^._______________
8. Из предложений 3 — 4 выпишите слово, образованное приставочным способом.__________
9* . Сгруппируйте слова по способу образования.
Пушистые, бе…ценный, неяркими, пр…голубит, б…резки, подосиновик.
10*. Из слов покраснеть, красный, краснеть, покраснение составьте словообразовательную цепочку.________________________________________________________________________
11.В каком предложении выделенное слово образовано путем перехода из одной части речи в другую. Запишите номер этого предложения._________________________________________
2.В моем портфеле лежало сладкое яблоко.
12*. Вспомните 2 сложносокращенных слова, составьте с ними предложения, используя их в качестве подлежащих. Глагол-сказуемое употребите в прошедшем времени.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План контрольной работы по теме «Словообразование. Орфография» 6 класс
Источник
Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
Русский язык. 6 класс. Урок № 6.
§ 6. Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: сформировать представление об основных способах образования слов в русском языке.
познавательные : познакомиться с основными способами образования слов в русском языке.
регулятивные : развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память, моторную и слуховую память.
коммуникативные : воспитывать любовь и уважение к предмету, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Способы образования слов:
При ехать ехать
мячик мяч
За морский море
Переход переходить
5. Сложение основ:
Луноход Луна, ходить.
6. Сложение слов:
Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.
7. Переход из одной части речи в другую:
Ванная комната ванная.
вуз высшее учебное заведение.
МГУ Московский государственный университет.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.
Водянистый водяной вода.
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Ключ (см. презентацию):
сложение основ и слов
переход одной части речи в другую
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
сложение основ и слов
переход из одной части речи в другую
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
(1) газета — газетчик; летчик, наводчик, переводчик.
(2) мяч — мячик; мячик, шарик, топорик.
(3) почет — почетный; грамотный, знатный, платный.
(4) рад — радость; внешность, бледность, жалость.
(5) день — денёчек; замочек, мешочек, платочек.
(6) садовый — садовник; печник, ученик, лесник.
(7) сказка — сказочка; лавочка, саночки, баночка.
(8) умный — умненький; беленький, серенький, тоненький.
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
(1) Славный – бес/славный (приставочный),
(2) двор – двор/ец (суффиксальный),
(3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),
(4) беру – раз/беру (приставочный),
(5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),
(6) выходить – выход (бессуфиксный).
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
(1) Вода, проводить — водопровóд.
(2) ловить, рыба — рыболов.
(3) копать, земля — землекоп.
(4) строить, самолеты — самолетостроитель.
(5) газ, проводить — газопровóд.
(7) общий, жить — общежитие.
(8) атом, ходить — атомоход.
(9) буря, ломать — бурелом.
(10) путь, шествовать — путешествие.
(11) луна, ходить — луноход.
(12) вода, падать – водопад.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
(1) Барабан – барабан/щик, (2) табун – табун/щик, (3) трактор – трактор/ист, (4) журнал — журнал/ист, (5) программа – программ/ист, (6) артиллерия – артиллер/ист, (7) учить – учи/тель, (8) воспитать – воспита/тель.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
(1) Интерес – интерес/н/ый, (2) учеба – учеб/н/ый, (3) гигант – гигант/ск/ий, (4) стихия – стихий/н/ый, (5) магистраль – магистраль/н/ый.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
(1) Давний . (недавний)
недавно;
(2) теннис . (теннисист)
теннисистка;
(3) велосипед . (велосипедист)
велосипедистка;
(4) блистать . (блистательный)
блистательность;
(5) разделить . (разделитель)
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (Прилагательное — существительное).
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (Прилагательное — существительное).
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).
Упражнения №№ 36, 38.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник