- § 13. Наука и образование
- Наука и её функции в обществе
- § 13. Наука и образование
- Наука и её функции в обществе
- Учитель всех предметов
- § 13. Наука и образование
- Наука и её функции в обществе
- Современная наука
- Этика науки
- Образование в современном обществе
- Образование как система
- Словарь
- Практические выводы
- Документ
§ 13. Наука и образование
Почему количество научных дисциплин в XX в. сильно возросло? Что означает фраза А. С. Пушкина «. в просвещении быть с веком наравне»? Помогает ли Интернет в учёбе?
В 8 классе вы уже знакомились с понятиями, вынесенными в заголовок параграфа. В главе «Человек в обществе» рассматривались особенности такого вида деятельности, как научное познание. Полученные знания помогут вам продвинуться дальше в понимании таких важнейших областей современного общества, как наука и образование, осознать их глубокую и неразрывную связь.
Наука и её функции в обществе
Напомним, что понятие «наука» используется в нескольких значениях. Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. (Вспомните, какие признаки отличают научное знание от других видов знания.)
Наука как система знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, естествознание охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др. Обществознание объединяет историю, социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки.
Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.
Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний вы изучаете на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии.
Более сложными являются отношения науки и религии. Из курса истории вы знаете, что были времена, когда, к примеру, католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Жёстко противопоставлять науку и религию вряд ли правильно. Отметим хотя бы тот факт, что среди учёных, даже естествоиспытателей, немало людей верующих, а также тех, кто отмечал большую роль религии в жизни человека и общества. Так, выдающийся отечественный учёный В. И. Вернадский (1863—1945) писал, что он чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности». Вместе с тем многие учёные считают религию заблуждением.
Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Институты, как вы помните, оформляют ту или иную деятельность людей, придают ей устойчивый порядок, поддерживаемый определёнными нормами. Наука в качестве социального института начала оформляться довольно давно. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.
Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке, как уже отмечалось, — важнейшая задача науки. При этом аппарат науки (методы исследования, система научных понятий и выводов) даёт возможность учёным прогнозировать развитие явлений, определять направления прорывов, а также возможные риски и опасности.
Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения. Очевидно также, что человек, взгляды которого носят исключительно донаучный характер или основаны только на личном повседневном опыте, вряд ли может считаться сегодня культурной личностью.
Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры). Техническое освоение научных открытий составило суть научно-технической революции.
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
Источник
§ 13. Наука и образование
Почему количество научных дисциплин в XX в. сильно возросло? Что означает фраза А. С. Пушкина «. в просвещении быть с веком наравне»? Помогает ли Интернет в учёбе?
В 8 классе вы уже знакомились с понятиями, вынесенными в заголовок параграфа. В главе «Человек в обществе» рассматривались особенности такого вида деятельности, как научное познание. Полученные знания помогут вам продвинуться дальше в понимании таких важнейших областей современного общества, как наука и образование, осознать их глубокую и неразрывную связь.
Наука и её функции в обществе
Напомним, что понятие «наука» используется в нескольких значениях. Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. (Вспомните, какие признаки отличают научное знание от других видов знания.)
Наука как система знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, естествознание охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др. Обществознание объединяет историю, социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки.
Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.
Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний вы изучаете на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии.
Более сложными являются отношения науки и религии. Из курса истории вы знаете, что были времена, когда, к примеру, католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Жёстко противопоставлять науку и религию вряд ли правильно. Отметим хотя бы тот факт, что среди учёных, даже естествоиспытателей, немало людей верующих, а также тех, кто отмечал большую роль религии в жизни человека и общества. Так, выдающийся отечественный учёный В. И. Вернадский (1863—1945) писал, что он чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности». Вместе с тем многие учёные считают религию заблуждением.
Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Институты, как вы помните, оформляют ту или иную деятельность людей, придают ей устойчивый порядок, поддерживаемый определёнными нормами. Наука в качестве социального института начала оформляться довольно давно. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.
Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке, как уже отмечалось, — важнейшая задача науки. При этом аппарат науки (методы исследования, система научных понятий и выводов) даёт возможность учёным прогнозировать развитие явлений, определять направления прорывов, а также возможные риски и опасности.
Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения. Очевидно также, что человек, взгляды которого носят исключительно донаучный характер или основаны только на личном повседневном опыте, вряд ли может считаться сегодня культурной личностью.
Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры). Техническое освоение научных открытий составило суть научно-технической революции.
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
Источник
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 13. Наука и образование
Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
В 8 классе вы уже знакомились с понятиями, вынесенными в заголовок параграфа. В главе «Человек в обществе» рассматривались особенности такого вида деятельности, как научное познание. Полученные знания помогут вам продвинуться дальше в понимании таких важнейших областей современного общества, как наука и образование, осознать их глубокую и неразрывную связь.
Наука и её функции в обществе
Напомним, что понятие «наука» используется в нескольких значениях. Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. (Вспомните, какие признаки отличают научное знание от других видов знания.)
Наука как система знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, естествознание охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др. Обществознание объединяет историю, социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки.
Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.
Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний вы изучаете на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии.
Более сложными являются отношения науки и религии. Из курса истории вы знаете, что были времена, когда, к примеру, католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Жёстко противопоставлять науку и религию вряд ли правильно. Отметим хотя бы тот факт, что среди учёных, даже естествоиспытателей, немало людей верующих, а также тех, кто отмечал большую роль религии в жизни человека и общества. Так, выдающийся отечественный учёный В. И. Вернадский (1863—1945) писал, что он чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности». Вместе с тем многие учёные считают религию заблуждением.
Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Институты, как вы помните, оформляют ту или иную деятельность людей, придают ей устойчивый порядок, поддерживаемый определёнными нормами. Наука в качестве социального института начала оформляться довольно давно. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.
Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке, как уже отмечалось, — важнейшая задача науки. При этом аппарат науки (методы исследования, система научных понятий и выводов) даёт возможность учёным прогнозировать развитие явлений, определять направления прорывов, а также возможные риски и опасности.
Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения. Очевидно также, что человек, взгляды которого носят исключительно донаучный характер или основаны только на личном повседневном опыте, вряд ли может считаться сегодня культурной личностью.
Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры). Техническое освоение научных открытий составило суть научно-технической революции.
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
Современная наука
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» учёные характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени.
Приведём некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. учёных, в конце века — свыше 5 млн, в 2009 г. их число составило более 7 млн человек. Около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Всё больше средств государства выделяют на развитие науки. В среднем в мире этот показатель составляет 1,7% валового национального продукта.
Современная наука сохраняет свою универсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, её взаимодействие с другими областями культуры.
Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние науки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества.)
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, — важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
Признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В её научных подразделениях трудятся около 60 тыс. человек. Создаются новые научные центры, например Сколково. Научно-технический прогресс (НТП) во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, к примеру, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии.
Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией учёных по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний неизбежно, — писал академик Н. Н. Моисеев, — оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний…» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
Этика науки
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности учёные не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества.
Правило «Не навреди!», провозглашённое «отцом медицины» Гиппократом около 2,5 тыс. лет назад, было, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством учёного, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
Экономист Адам Смит (1723—1790) был автором книги «Теория нравственных чувств», в которой он назвал совесть вершителем всех наших действий.
Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования; в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке; в научной честности и объективности — в стремлении к истине учёный не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-либо другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»; в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.
Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты — норма выработанной учёными этики. Физик и философ И. Ньютон (1642—1727) говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов — своих предшественников.
Выдающиеся достижения большой науки XX—XXI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности учёных за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП — одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести учёных, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты — неотъемлемая часть этики науки.
Учёные доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров (1921 —1989) подчёркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству».
Образование в современном обществе
Образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них — социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм. Образовательные учреждения осуществляют не только общую, но и профессиональную подготовку. Именно от уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, состояние экономики, других областей жизни общества. Образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
Образование в современном обществе характеризуется рядом черт. Одна из них заключается в том, что инфор мационные технологии становятся элементом образовательного процесса. Знания об этих технологиях входят в содержание образования, они используются как средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся. Бумажные учебники соседствуют с электронными носителями информациями, широко используются компьютерные презентации, на смену традиционным классным журналам приходят электронные.
Отличительной чертой современного образования становится его непрерывный характер. Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением материала.
В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Так, во многих странах высшая школа перешла на два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер. Сближение образовательных систем помогает закреплять те элементы образовательной подготовки, которые подтвердили свою эффективность. Вместе с тем важно сохранять достижения отечественной школы в общей и профессиональной подготовке молодёжи.
Образование как система
Образование в большинстве стран мира представляет сегодня целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки. Система образования в нашей стране включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование различного уровня.
Дошкольное образование осуществляется в семье и в специальных учреждениях — яслях, детских садах. Школьное образование выступает основой всей образовательной системы. Российская Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность этого образования. К обязанностям родителей относится необходимость обеспечить получение их детьми основного общего образования (1—9 классы).
Сегодня всё большее количество выпускников школ стремятся получить высшее образование. Новшеством последних лет стало введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным экзаменом за среднюю школу и вступительным экзаменом в вуз. Обязательными экзаменами являются испытания по русскому языку и математике. В зависимости от избранного направления дальнейшего обучения выпускники выбирают экзамены по другим предметам. Единый экзамен по обществознанию, как правило, сдают около половины выпускников школ. Студентов в нашей стране довольно много. В 2011 г. их было 6,5 млн человек. К постпрофессиональному (постдипломному) образованию относится обучение в аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.
Помимо учебных классов и студенческих аудиторий, многие дети, подростки, молодые люди посещают различные кружки и секции в школах и домах творчества, молодёжных студиях, а также музыкальные, художественные, спортивные школы. Такие занятия входят в систему так называемого дополнительного образования.
В начале XXI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой — достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, отражая общенациональные интересы, учитывает и общие тенденции мирового развития.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:
- — в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- — в подготовке не только образованных, но и нравственных людей (вспомним слова составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»);
- — в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
- — в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
Словарь
Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.
Универсальность — всеобщность, разносторонность.
Практические выводы
1. Проявляйте интерес к новым достижениям науки и техники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.
2. Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в её выборе вам помогут учителя, библиотекари). Читайте жизнеописания учёных, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».
3. Если вы задумали посвятить свою жизнь научному труду, помните слова древних: «В науке нет царского пути». Это означает, что работать придётся много и зачастую в непростых условиях. Но если вы всё взвесили и приняли осознанное решение стать научным работником, не сходите с дистанции.
4. Самообразование — ваш постоянный спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно составлять личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.
Документ
По материалам статьи отечественного исследователя В. Г. Марача «Образование на рубеже веков».
«Важнейшим из искусств» в эпоху глобализации становится Интернет. В чём опасность Интернета для образования? По мнению ряда исследователей, стираются грани между знанием и информацией. Кроме того, Интернет становится средством удержания людей вне процесса деятельности, что, в конечном счёте, приводит к упадку мышления.
Несмотря на провозглашаемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Учащиеся охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются неспособны различать, когда думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скачанную накануне информацию.
По материалам интернет-сообщений.
Учёные университета канадского города Калгари провели исследование. Они сравнили навыки чтения людей, предпочитающих читать книги и газеты, и тех, кто привык усваивать информацию в электронной форме, много общаться в Интернете. Оказалась, что испытуемые из второй группы хуже усваивают и запоминают новые слова. Электронное общение предполагает определённый круг людей с ограниченной специфической лексикой, а люди, читающие газеты, постоянно совершенствуют свой язык. Кроме того, в ходе исследования «электронщики» знают и используют меньшее количество слов.
Вопросы и задания к документу
Источник