- Способы цитирования
- Просмотр содержимого документа «способы цитирования »
- Цитаты и способы цитирования. Цель: научить правилам цитирования чужой речи. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Цитаты и способы цитирования. Цель: научить правилам цитирования чужой речи.» — Транскрипт:
- Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы цитирования
В презентации представлены различные способы цитирования (предложения с прямой речью; предложения с косвенной речью;предложения с вводными словами), основные требования к цитированию, тесты («Найдите соответствия», «Измените способ введения цитаты по предложенной схеме», «Расставьте знаки препинания, выберите нужные буквы, запишите предложения») для проверки знаний, умений учащихся.
Просмотр содержимого документа
«способы цитирования »
учитель русского языка
МБОУ «Городская гимназия№1»
- Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».
«Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», — так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. Например:
Ф. Раневская говорила, что «одиночество — это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, как писал, как считал, по словам — либо же вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками. Например:
Как говорил Гораций, «гнев – это кратковременное безумие».
Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
А.Грибоедов «Горе от ума»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу. 2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты. 3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобки. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ
4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия. 5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав — © . В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.
1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, -писал И. Анненский, — есть и резкая отчетливость, когда это нужно».
2.И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно».
А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора
Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится
3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно».
перед словами автора.
В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается
Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное
Измените способ введения цитаты по указанной схеме
1.«Формой песни Некрасов владел в совершенстве», — отмечал К. И. Чуковский.
Слова автора: «Цитата».
2.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».
Слова автора, что «Цитата».
3.«Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, -писал К. И. Чуковский, — есть прославление народа, создавшего язык».
Вводная конструкция, «Цитата».
Расставьте знаки препинания, выберите нужные буквы, запишите предложения
1. «Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (П,п)исал А.С. Пушкин своему другу Чаадаеву.
2. «Патриот — это тот
(У,у)тверждал В. Быков
3. Белинский писал что «(С,с)оздает человека природа но развивает и образует его общество».
(К,к)оторый любит своих, националист — это тот, кто не любит чужих».
4. По словам А.М. Горького «искусство должно облагораживать людей».
Источник
Цитаты и способы цитирования. Цель: научить правилам цитирования чужой речи. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЭлеонора Аммосова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Цитаты и способы цитирования. Цель: научить правилам цитирования чужой речи.» — Транскрипт:
1 Цитаты и способы цитирования
2 Цель: научить правилам цитирования чужой речи
3 проверка д/з упр 257
4 Слово цитата пришло из немецкого языка, а в него попало из латыни (cito [цито] – «привожу чьи-либо слова»). Обозначает оно дословную выдержку из какого-либо текста.
5 Цитирование не нужно путать со списыванием. Нередко в ваших сочинениях встречаются фразы, абзацы и даже целне страницы, взятне из чужих работ, без ссылок на автора и без кавычек. Иначе говоря, обыкновенное списывание. А уж если все сочинение – сплошной чужой текст, то имейте в виду: для такого «произведения» в языке существует особое слово – плагиат (от лат. plagiatus – «похищенный»), то есть литературное воровство. Теперь вам понятно, что означает выражение «обвинение в плагиате»?
6 Правила цитирования Первый случай. Если цитата оформлена как прямая речь, то знаки препинания ставятся по уже известным вам правилам. Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году. «Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемне чудеса своими руками».
7 Второй случай. Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
8 Третий случай. Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие. Вот так: Д.И. Писарев указывал: «. красота языка заключается. в его ясности и выразительности». Или так: «. Красота языка заключается. в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.
9 Четвертый случай. Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк: В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественнне, возвышеннне строки о Москве: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва. как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
10 В копилку слов цитата плагиат
11 Сделайте следующие высказывания цитатами. Постарайтесь воспользоваться разными способами передачи чужой речи. Не забудьте расставить знаки препинания. 1. Каждый должен возделывать свой сад. (Вольтер) 2. Знания (не)рожден(?)не опытом бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи) 3. Уточните значения слов и вы избавите мир от половины заблуждений. (Р.Декарт) 4. Самая тяжелая работа это ничегонеделание. (О.Уайльд) 5. Молодость единстве(?)ый (не)достаток который проходит с годами. (Б.Шоу) 6. Человек подобен дроби. Числитель его то что он есть а знаменатель то что он сам о себе думает. Чем больше знаменатель тем меньше дробь. (Л.Н. Толстой)
12 Составьте схемы предложений и расставьте знаки препинания. 1. Представьте себе какая была бы тишина если бы люди говорили только то что они знают такую невообразимую картину нарисовал чешский писатель Карел Чапек. 2. Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым надо быть негодяем чтобы отказать ему в этом так думал английский политический деятель Уильям Пенн.
13 Поработайте редактором. 1. Простакова говорит, что уже «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!». 2. Вначале, в течение нескольких дней, его прельщает деревенская природа: «Два дня ему казались новы уединеннне поля. ». 3. С Ленским они становятся неразлучными «от делать нечего друзья». 4. Ленский разъезжал по гостям, и везде его хорошо принимали: «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених». 5. В письме она признается Онегину в любви и пишет, что «свою судьбу отныне я тебе вручаю». 6. Но человека человек послал туда, куда «и птица не летит и зверь нейдет».
14 Знаете ли вы, что такое рубаи? Рубаи – излюбленный жанр в поэзии народов Востока. Это четверостишия с особой рифмовкой: в них рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Самне известнне произведения этого жанра принадлежат Омару Хайяму – выдающемуся персидскому поэту XII века. Предлагаем вам прочесть два его четверостишия.
15 Составьте схемы двух первых предложений. Объясните постановку двоеточия во втором предложении. 1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. 2. О, если б каждый день иметь краюху хлеба, Над головою кров и скромный ужин, где бы Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благословить за счастье можно б небо.
16 Эпиграф – еще одна «входная дверь» в текст Эпиграф (от греч. epigraphe – «надпись») – цитата, помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части. Многие смотрят на эпиграф как на нечто случайное, необязательное, проскакивают мимо него, не понимая, что эпиграф, так же как и заголовок, – это «входная дверь» текста, «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.
17 Запомните: Эпиграф пишется без кавычек, а инициалы и фамилия автора (или другой источник высказывания) без скобок. Вот как оформляется эпиграф к повести А.Пушкина «Капитанская дочка»: Береги честь смолоду. Пословица
18 Итог 1. Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? 2. По каким словам-сигналам можно узнать прямую речь? А косвенную? Приведите примеры. 3. Какие грамматические изменения происходят в предложении при переводе прямой речи в косвенную? 4. Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью, если: 1) слова автора не разрывают прямую речь; 2) слова автора разрывают прямую речь; 3) прямая речь находится в окружении авторских слов? Приведите примеры на каждый случай. 5. Как ставятся знаки препинания при диалоге? 6. Что такое несобственно-прямая речь? 7. Как на письме оформляются цитаты?
19 Повторите. 1. Прямая речь – это. Косвенная речь по форме представляет собой. Эти формы передачи чужой речи различаются по Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам. Косвенную – по При преобразовании прямой речи в косвенную происходят следующие грамматические изменения: 1). ; 2). ; 3). и т.д. 4. Если слова автора не разрывают прямую речь, то нужно определить. Если слова автора разрывают прямую речь, то знаки препинания ставятся по таким схемам. Если прямая речь находится в окружении авторских слов, то она Перед каждой репликой диалога ставится Несобственно-прямая речь – это Цитаты заключаются в. Если цитата оформлена как прямая речь, то. Если цитата является частью предложения, то.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания. Презентацию подготовила: Рохлина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №43» г. Ростов-на-Дону
Задание 2 В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания. Баллы. П1 Сохранение при пересказемикротемтекста. Все основныемикротемыисходного текста сохранены 2 Упущена или добавлена одна или болеемикротем. 1 Упущены или добавлены более двухмикротем 0 П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе . Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием. Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. 0 П4 Способы цитирования. Ошибок нет. 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более). 0 Максимальное количество баллов 5
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* Г Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет. 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, илидопущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Р Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет, илидопущено не более трёх речевых ошибок. 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более). 0 ИСК. Искажения слов. Искажений слов нет. 1 Допущены искажения слов (одно и более). 0 Максимальное количество баллов 4
Советы для подготовки пересказа еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль; пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!); пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению, перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание; заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо; нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию. Dmitriy Rohlin:
Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста: 1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец. 2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца. 3.В пересказе должен сохраняться стиль образца. 4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания. 5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.
Памятка-алгоритм для обучающихся. 1.Перечитываю про себя произведение. 2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста. 3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце. 4. Составляю план текста к каждому абзацу. 5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова. 6. Составляю рассказ ( мысленно). 7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное. 8. Пересказываю, пользуясь своими записями.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. При первом прочтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой». Большой текст уместно разделить на части и пересказывать части отдельно. И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Включение цитаты в пересказ Способы цитирования В русском языке существуют три основные способы цитирования. Предложения с прямой речью. Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». Предложениями с косвенной речью. Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». А. П. Чехов подчёркивал, что «. праздная жизнь не может быть чистою». Предложениями с вводными словами. Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей». Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью.
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»; говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»; всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»; оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»; как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание» ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Соедините реплики персонажей и авторские слова Реплики «Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела. » «И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спра — шивать?» «Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь.» «Я ни в чем не виновата!» «Да-а-а, с тобой каши не сваришь. Авторские: — с сожалением протянула она. — сказала она тихо, но решительно. — кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками — сказала она веселым голосом. — сказала она кающимся голосом.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА №2 Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного. Постарайтесь запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения. При пересказе используются те же приемы сжатия текста, что и при изложении (исключение, обобщение, замена) Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац. При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.
Удачи на экзамене
Литература Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. — М.: Издательство «Экзамен», 2018. Флоренская Е.А. Русский язык. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. 9 класс.-М. Издательство «Вентана Граф», 2017.-160 с. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
Интернет-ресурсы https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/126731-prezentaciya-gotovimsya-k-ustnomu-sobesedovaniyu-po-russkomu-yazyku-9-klass.html https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/09/24/ustnoe-sobesedovanie-2019-2020-monologicheskoe-vyskazyvanie
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-772746
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник